Президиум Московского областного суда в составе:
председательствующего Волошина В.М.,
членов президиума Бокова К.И., Виноградова В.Г., Гаценко О.Н., Овчинниковой Л.А., Самородова А.А., Соловьева С.В., Мязина А.М.,
при секретаре Агошковой А.О.,
рассмотрев гражданское дело по иску Плахута С М к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 26 по городу Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 26 по городу Москве и Московской области на решение Домодедовского городского суда Московской области от 5 февраля 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 11 апреля 2016 года,
заслушав доклад судьи Абдулгалимовой Н.В.,
УСТАНОВИЛ:
Плахута С.М. обратился в суд с указанным иском к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ N 26 по г. Москве и Московской области, просил признать отказ в назначении пенсии незаконным, обязать включить спорные периоды работы бортпроводником в специальный трудовой стаж, назначить досрочную трудовую пенсию с ... года с момента обращения в пенсионный орган.
Решением Домодедовского городского суда Московской области от 5 февраля 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 11 апреля 2016 года, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ N 26 по г. Москве и Московской области просит судебные постановления отменить.
22 июля 2016 года дело истребовано в Московский областной суд.
Определением судьи Московского областного суда Вердияна Г.В. от 30 августа 2016 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в президиум Московского областного суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум находит апелляционное определение судебной коллегии подлежащим отмене.
В силу ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, 21 сентября 2015 года Плахута С.М. обратился в ГУ-УПФ РФ N 26 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указав, что с 17 марта 2003 года по настоящее время работает в ... в должности бортпроводника, старшего бортпроводника и имеет налет часов в количестве 9466 часов 39 мин.
Решением ГУ-УПФ РФ N 26 по г. Москве и Московской области от 2 октября 2015 года в назначении досрочной трудовой пенсии истцу отказано, поскольку бортпроводники входят не в летный, а в кабинный экипаж, поэтому период истца работы бортпроводником не может быть включен в специальный стаж и, соответственно, он не может пользоваться правом на досрочную страховую пенсию по старости в связи с работой в летном составе гражданской авиации.
Удовлетворяя исковые требования Плахуты С.М., суд исходил из того, что к должностям работников летного состава отнесены члены экипажей воздушных судов. Суд указал, что бортпроводники в силу п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ относятся к кабинному экипажу и в совокупности с летным экипажем образуют экипаж воздушного судна, поэтому истец, как член экипажа воздушного судна, имеет право на пенсию по старости досрочно в связи с работой в гражданской авиации в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Между тем, с выводами судебных инстанций согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации, страховая пенсия по старости назначается досрочно, независимо от возраста.
Пунктом 2 ст. 30 названного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 440-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительство Российской Федерации 16 июля 2014 года утвердило постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы ( деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно подп. "з" п. 2 названного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, проработавшим в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года N 459.
Как следует из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 19 марта 2009 года N 260-О-О, Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", был утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года N 459 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и применялся при досрочном назначении работникам летного состава гражданской авиации трудовой пенсии по старости согласно подп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подп. "з" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537). Определение перечня должностей работников летного состава гражданской авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (досрочную пенсию по старости), осуществляется Правительством Российской Федерации на основе дифференцированной оценки их профессиональной деятельности, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере их работы, в функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Подобная дифференциация, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом (ст. 19, ч. 1 Конституции Российской Федерации) либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (ст. 39 ч. 1 Конституции Российской Федерации; определения от 24 июня 2008 года N 340-О-О; от 16 ноября 2006 года N 512-О; от 21 декабря 2006 года N 579-О).
Положения п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации, предусматривающего разделение экипажа воздушного судна на летный и кабинный, не изменили правовой статус бортпроводников, которые в соответствии со статьей Воздушного кодекса СССР относились к обслуживающему персоналу и в летный состав не входили.
Таким образом, вывод суда о том, что бортпроводники, относящиеся к кабинному экипажу воздушного судна, входят в состав экипажа воздушного судна (летный состав), а потому имеют право на досрочное назначение пенсии по пп. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона " О страховых пенсиях", основаны на неправильном толковании норм материального права.
Работа в должности бортпроводника дает право на пенсионное обеспечение согласно Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, а спорные периоды работы Марченко Д.В. могут быть включены в стаж на соответствующих видах работ при назначении трудовой пенсии по иному основанию - по подпункту 1 пункта 1 статьи 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", а не подпункту 13 пункта 1 ст. 30 названного Закона.
Допущенные нарушения норм материального права являются существенными и непреодолимыми, повлияли на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя кассационной жалобы, в связи с чем президиум приходит к выводу об отмене апелляционного определения и направлении дела на новое апелляционное рассмотрение.
Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 11 апреля 2016 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
.
Председательствующий В.М.Волошин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.