Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Вачковой И.Г.,
судей - Лазаревой М.А., Сивохина Д.А.,
при секретаре - Чуркиной С.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Садуллаева Х.И. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самара от 13 июля 2016 года, которым постановлено:
"Административный иск Садуллаева Х.И. - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента управления имуществом г.о. Самара в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату.
Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара устранить нарушения прав Садуллаева Х.И. при рассмотрении его заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату.".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара - Ворониной Е.А. (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Садуллаева Х.И. - Мухтарова М.Р. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Садуллаев Х.И. обратился в суд с административным иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований указано, что Садулаеву Х.И. на праве собственности принадлежит жилое помещение площадью 29,8 кв. м, по адресу: "адрес". Согласно справки БТИ (форма N) жилое помещение представляет собой объект капитального строительства - одноквартирный жилой дом (лит. ВВ1В2), площадью 29,8 кв. м, кроме того сени (лит.В), состоящий из 1 этажа: 1 этаж ком. N N (кв. N). Указанные помещения согласно материалам инвентарного дела, представляют собой единое здание. Иные помещения в указанном здании отсутствуют. 17.11.2015 Садуллаев Х.И. обратился в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, в соответствии с п.8 ст.39.15 ЗК РФ, приложив к заявлению все необходимые для принятия решения документы: заявление по установленной форме, копию свидетельства о государственной регистрации права, справку БТИ Ф-26, схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, копии документов заявителя и представителя. Распоряжением руководителя Департамента управления имуществом г.о. Самара от 10.02.2016 N94 Садуллаеву Х.И. отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка, в связи с тем, что образование испрашиваемого земельного участка приведёт к невозможности разрешённого использования расположенного на нём объекта недвижимости из-за несоответствия территориальной зоне и градостроительным регламентам, схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ. Садуллаев Х.И. считает, что основания отказа в предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка являются незаконными, поскольку, он в соответствии со ст.35 ЗК РФ как собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. Отказ в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка административным основан на заключении Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 23.12.2015 N 338-Д05-01-01/12392, которое Садуллаеву Х.И. не представлено. Департаментом управления имуществом г.о. Самара не учтено, что Садуллаев Х.И., является собственником жилого помещения, соответственно имеет преимущественное право покупки земельного участка, жилой дом, находящийся на испрашиваемом земельном участке, построен задолго до введение в действие Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений, Садуллаев Х.И. просил суд признать незаконным отказ Департамента управления имуществом г.о. Самара в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату и обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара устранить нарушения прав при рассмотрении его заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату.
Судом постановленовышеуказанное решение, с которым не согласился Департамент управления имуществом г.о. Самара, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что решение суда не соответствует положениям ст.ст. 176, 226 КАС РФ.
В заседании судебной коллегии представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара - Воронина Е.А. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержала и просила решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.
Представитель Садуллаева Х.И. - Мухтаров М.Р. (по доверенности и ордеру) в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.п.1 п.8 ст.39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 ст.11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.п. 3 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктами 4, 6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешённого использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно подпункту 3 пункта 2.13 Административного регламента министерства строительства Самарской области по предоставлению государственной услуги "предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов" основанием для отказа в предоставлении государственной услуги в части предварительного согласования предоставления земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам.
Из материалов дела следует, что Садуллаев Х.И. является собственником жилого помещения площадью 29,8 кв. м, по адресу: "адрес". Данное жилое помещение представляет собой объект капитального строительства - одноквартирный жилой дом (лит. ВВ1В2), площадью 29,8 кв. м, кроме того сени (лит.в), состоящий из 1 этажа: 1 этаж ком. N N, N, N (кв. N). Указанные помещения согласно материалам инвентарного дела, представляют собой единое здание. Иные помещения в указанном здании отсутствуют.
17.11.2015 Садуллаев Х.И. обратился к Главе Администрации г.о. Самара (через Департамент архитектуры и градостроительства г.о. Самара) с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 88 кв.м., занимаемого указанным жилым домом с приусадебным участком, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, в соответствии с п.8 ст.39.15 Земельного кодекса РФ, приложив к заявлению необходимые для принятия решения документы, в том числе заявление по установленной форме, копия свидетельства о государственной регистрации права, справка БТИ Ф-26, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, копии документов заявителя и представителя (л.д. 25).
26.11.2015 заявление Садуллаева Х.И. о предварительном согласовании предоставления земельного участка передано для рассмотрения в Департамент управления имуществом г.о. Самара.
Распоряжением руководителя Департамента управления имуществом г.о. Самара от 10.02.2016 N94 Садуллаеву Х.И. отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка, по основаниям п.п.1 п.8 ст.39.15, п.п. 3 п.16 ст.11.10, пункты 4, 6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ, подпункт 3 пункта 2.13 Административного регламента министерства строительства Самарской области по предоставлению государственной услуги "предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов", в связи с тем, что образование испрашиваемого земельного участка приведёт к невозможности разрешённого использования расположенного на нём объекта недвижимости из-за несоответствия территориальной зоне и градостроительным регламентам.
Согласно сообщению Департамента градостроительства г.о. Самара от 23.12.2015 N38-Д05-01-01/12392 в адрес заместителя руководителя Департамента управления имуществом г.о. Самара испрашиваемый земельный участок находится в зоне многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей (Ж-4) по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утверждённых Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N61.
Таким образом, по мнению административного ответчика, образование испрашиваемого земельного участка приведёт к невозможности разрешённого использования расположенного на нём объекта недвижимости из-за несоответствия территориальной зоне и градостроительным регламентам.
Иных оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка оспариваемое распоряжение от 10.02.2016 года N94 не содержит.
Вместе с тем, в соответствии с положениями ст.85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешённого использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
В силу ч.8 ст.36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В силу п. 1 ст. 6 Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 N 61 (в действующей редакции), объекты недвижимости, ставшие несоответствующими настоящим Правилам после их введения в действие, могут существовать и использоваться без их приведения в соответствие с настоящими Правилами, при этом исключения составляют те несоответствующие настоящим Правилам и обязательным нормативам, стандартам объекты недвижимости, существование и использование которых опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры, а применительно к этим объектам постановлением Главы города устанавливается срок приведения их в соответствие с настоящими Правилами, нормативами и стандартами.
Исключения составляют те несоответствующие настоящим Правилам и обязательным нормативам, стандартам объекты недвижимости, существование и использование которых опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Применительно к этим объектам постановлением Главы города устанавливается срок приведения их в соответствие с настоящими Правилами, нормативами и стандартами.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.
Так, статьей 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
В обеспечение реализации указанного выше принципа земельного законодательства пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ установлено, что если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Судом установлено, подтверждено материалами дела, лицами, участвующими в деле не оспаривается, что жилой дом, принадлежащий административному истцу на праве собственности, который находится на испрашиваемом земельном участке построен до введения в действие ЗК РФ, ГрК РФ и до принятия градостроительных регламентов, утверждённых Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N61 "Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре".
При таких обстоятельствах отказ Департамента управления имуществом г.о. Самара в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов в собственность за плату, по заявленному в нем мотиву является незаконным, ввиду чего решение суда об удовлетворении административного иска является правильным и подлежит оставлению без изменения.
Судом первой инстанции правильно учтено, что объекты недвижимости, ставшие несоответствующими Правил застройки и землепользования в городе Самаре после их введения в действие, могут существовать и использоваться без их приведения в соответствие с настоящими Правилами. Исключения составляют те несоответствующие настоящим Правилам и обязательным нормативам, стандартам объекты недвижимости, существование и использование которых опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды.
В данном случае жилой дом возведен на испрашиваемом земельном участке до 07.10.1993г. (дата заключения договора передачи квартиры в собственность в порядке приватизации), т.е. до утверждения Правил землепользования и застройки в г. Самаре (26.04.2001 г.).
Доводы апелляционной жалобы о том, что образование испрашиваемого земельного участка приведёт к невозможности разрешённого использования расположенного на нём объекта недвижимости из-за несоответствия территориальной зоне и градостроительным регламентам, основаны на неправильном толковании приведенных выше норм материального права и с учетом указанных выше обстоятельств, правового значения не имеют, отмену решения повлечь не могут.
Доводы апелляционной жалобы о том, что административным истцом не предприняты меры по внесению изменений в правила застройки и землепользования в г. Самаре, на правильность выводов суда не влияют и не являются основанием к отмене решения по вышеизложенным мотивам.
Суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую юридическую оценку, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством и представленными сторонами доказательствами. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено. При этом, резолютивная часть подлежит уточнению в части восстановления нарушенного права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 13 июля 2016 года по существу оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом г.о. Самара - без удовлетворения, уточнив резолютивную часть решения, изложив ее следующим образом:
"Административный иск Садуллаева Х.И. - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента управления имуществом г.о. Самара в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату.
Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара возобновить работу по заявлению Садуллаева Х.И. от 26.11.2015г. о предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.".
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.