Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Сказочкина В.Н.,
судей - Вачковой И.Г., Лазаревой М.А.
при секретаре - Булановой В.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кучеровой М.И., Гриднева В.Н., Гридневой Л.Н., Асановой Т.Н. к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Самарской области об оспаривании решения,
по апелляционной жалобе Кучеровой М.И., Гриднева В.Н., Гридневой Л.Н., Асановой Т.Н. на решение Самарского районного суда г. Самара от 15 июня 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного искового заявления Кучеровой М.И., Гриднева В.Н., Гридневой Л.Н., Асановой Т.Н. к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Самарской области об оспаривании в части решения от 14.01.2016, 22.10.2015, 22.01.2016 - отказать.".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кучерова М.И., Гриднев В.Н., Гриднева Л.Н., Асанова Т.Н. обратились в суд с административным иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Самарской области (ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области) об оспаривании решения.
В обоснование заявленных требований указано, что 19.10.2015 административные истцы обратились в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области с целью постановки на кадастровый учет земельных участков, образованных путем выдела из земельного участка с кадастровым номером N, предоставив необходимые документы. Решениями ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области от 22.10.2015, 14.01.2016 и 22.01.2016 административным истцам отказано в осуществлении кадастрового учета, в том числе по тем основаниям, что процедура выдела земельного участка не соответствует требованиям действующего законодательства о целевом использовании земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, а именно конфигурация образованных земельных участков препятствует рациональному использованию в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения. Такой отказ административные истцы считают незаконным, поскольку требования, установленные ст. 11.9 ЗК РФ к образуемым земельным участкам, ими соблюдены.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административные истцы просили суд признать незаконным пункт 1 решения ФГБУ "ФКП Росреестра" по "адрес" о приостановлении осуществлении кадастрового учета N63-00-119\16-2841 от 14.01.2016 и N63-00-119\15-138166 от 22.10.2015; пункт 1 решения ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области об отказе в осуществлении кадастрового учета N 63 -00-119/16-7944 от 22.01.2016; обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области осуществить кадастровый учет земельных участков, образованных путем выдела из земельного участка с кадастровым номером N
Судом постановленовышеуказанное решение, с которым не согласились Кучерова М.И., Гриднев В.Н., Гриднева Л.Н., Асанова Т.Н., в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что решение суда не соответствует положениям ст.ст. 176, 226 КАС РФ.
Административные истцы - Кучерова М.И., Гриднев В.Н., Гриднева Л.Н., Асанова Т.Н., представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Согласно п. 10 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам.
Согласно ч. 1, ч. 3 ст. 11.5 ЗК РФ выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
Особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
В соответствии с ч. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными закона.
В силу ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Частью 1 ст. 79 ЗК РФ установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Из материалов дела следует, что в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером N, декларированной площадью 138 364 366,30 кв.м, расположенном по адресу: "адрес", с разрешённым использованием - для сельскохозяйственного производства, категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения.
19.10.2015 Кучерова М.И., Гриднев В.Н., Гриднева Л.Н., Асанова Т.Н. в лице представителя по доверенности Барамбаевой А.Ж. обратилась в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области с заявлением о постановке на кадастровый учет о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков: N и N, образованных путем выдела в счёт доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером N на основании проекта межевания земельных участков от 30.01.2015.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области от 22.10.2015 N 63-00-119/15-138166 осуществление государственного кадастрового учета приостановлено по причине непредставления необходимых для кадастрового учета документов. В числе прочего указано на то, что конфигурация образуемых земельных участков препятствует их рациональному использованию в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения. Заявителям рекомендовано осуществить процедуру выдела земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства о целевом использовании земельных участок из категории земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
12.01.2016 представителем административных истцов Барамбаевой А.Ж. представлены дополнительные документы, однако содержащиеся в них сведения, не устранили указанные выше причины приостановления, ввиду чего решением от 14.01.2016 N 63-00-119/16-2841 орган кадастрового учета отказал в снятии приостановления.
Согласно представленным с заявлениями о приеме дополнительных документов проектом межевания и межевым планом - конфигурация вновь образованного земельного участка препятствует его рациональному использованию в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, при внесении в реестр объектов недвижимости сведений о характерных точках границ учитываемого земельного участка, содержащихся в представленном межевом плане, выявлено, что фактическая площадь земельного участка N составляет 201998.77 кв.м. Вместе с тем, представленный межевой план подготовлен на земельный участок площадью 202000 кв.м.
В связи с тем, что в течение срока приостановления осуществления кадастрового учета обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении, не устранены, Филиалом в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре принято решение от 22.01.2016 N 63-00-119/16-7944 об отказе в осуществлении кадастрового учета.
В соответствии с п.п. 11,12ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре проект межевания земельных участков является необходимым документом для осуществления государственного кадастрового учета. Согласно п. 12 приказа Минэкономразвития от 03.08.2011 N 388 "Об утверждении требований к проекту межевания земельных участков" проект межевания должен быть прошит и скреплен подписью и оттиском печати кадастрового инженера. Подпись и оттиск печати кадастрового инженера проставляются на титульном листе Проекта межевания, на Проектном плане и на обороте последнего листа Проекта межевания. Однако, в данном случае отсутствует оборот последнего листа Проекта межевания.
Из материалов дела следует, что в соответствии с представленным проектом межевания предполагается образование в счет долей в праве общей долевой собственности земельного участка, отнесенного к категории земель - земли сельскохозяйственной назначения. При этом конфигурация вновь образованного земельного участка препятствует его рациональному использованию в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения, поскольку из проекта межевания следует, что выделение в счет земельных долей земельных участков N и N приведет к нерациональному использованию земель (л.д. 150 кадастрового дела).
При внесении в реестр объектов недвижимости сведений о характерных точках границ земельного участка N содержащихся в представленном межевом плане, выявлено, что фактическая площадь земельного участка составляет 100995.09 кв.м. Вместе с тем, представленный межевой план подготовлен на земельный участок площадью 100998 кв.м.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о наличии у органа кадастрового учета правовых и фактических оснований для отказа в постановке на кадастровый учет земельных участков, образованных путем выдела из земельного участка с кадастровым номером N, поскольку образование земельных участков в заявленной конфигурации противоречит требованиям законодательства о рациональном и целевом использовании земель, в связи с чем осуществление кадастрового учета не представляется возможным, и обоснованно отказал в удовлетворении заявления Кучеровой М.И., Гриднева В.Н., Гридневой Л.Н., Асановой Т.Н., ввиду чего решение суда подлежит оставлению без изменения.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч. 8 данной статьи, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Из административного искового заявления, приложенных к нему документов следует, что об отказе в постановке на кадастровый учет земельных участков, административным истцам стало известно не позднее 22.01.2016, а с административным исковым заявлением они обратились в суд 22.06.2016, то есть с пропуском установленного законом срока.
Доказательств того, что административные истцы были лишены возможности своевременно оспорить обжалуемые решения, суду не представлено.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в материалах дела данных, свидетельствующих о то, что выделение земельных участков приведет к нерациональному использованию земель, не могут быть приняты во внимание по вышеприведенным мотивам.
Судебная коллегия отмечает, что административные истцы не лишены права повторно обратиться к ответчику по вопросу постановки на кадастровый учет образованных земельных участков, устранив недостатки, указанные в оспариваемых решениях.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылалась истица в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности в соответствии со ст.84 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Самарского районного суда г. Самары от 15 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кучеровой М.И., Гриднева В.Н., Гридневой Л.Н., Асановой Т.Н. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.