Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А. (докладчик),
судей Вачковой И.Г. и Лазаревой М.А.,
при секретаре Булановой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки администрации городского округа Самара на решение Ленинского районного суда города Самары от 20 июля 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования удовлетворить.
Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Кутанова А.П. решение Администрации г.о. Самара об отказе в признании семьи Кутанова А.П. нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, выраженное в распоряжении первого заместителя главы г.о. Самара Кудряшова В.В. от 24.03.2016 г. N803.
Обязать Администрацию г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителей, приняв решение о признании семьи в составе Кутанова А.П., Кутановой Ю.А., Кутановой В.А., Кутановой М.А. и Кутановой А.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд г. Самары".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки администрации городского округа Самара Ахундовой Е.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Кутанова А.П., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Кутанов А.П. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании распоряжения первого заместителя Главы г.о.Самара об отказе в признании его с составом семьи из 5 человек нуждающимся в жилом помещении в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником 4/10 доли в праве собственности на квартиру общей площадью 46,2 кв.м, в том числе жилой 30,8 кв.м, расположенной по адресу: "адрес". Иными участниками общей долевой собственности на вышеуказанную квартиру являются: его супруга Кутанова Ю.А., размер доли в праве 4/10; его несовершеннолетние дети - Кутанова В.А. и Кутанова М.А. по 1/10 доли у каждой. Всего в квартире зарегистрированы и проживают: сам Кутанов А.П., его супруга Кутанова Ю.А., несовершеннолетние дети - Кутанова В.А., Кутанова М.А. и Кутанова А.А. Другого жилья истец не имеет. На одного члена их семьи приходится менее установленной учетной нормы в 11 кв.м общей площади. 10.02.2016 Кутанов А.П. обратился в Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки администрации г.о. Самара с заявлением о признании его семьи из 5 человек нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия подпрограмме "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 года. Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара N803 от 24.03.2016 Кутанову А.П ... отказано в признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 года, на основании п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ, в связи с тем, что менее 5 лет назад совершены действия, приведшие к ухудшению жилищных условий. Отказ считает незаконным, так как умышленных действий приведших к ухудшению жилищных условий он не совершал.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Кутанов А.П. просил суд признать не соответствующим закону распоряжение первого заместителя Главы г.о. Самара Кудряшова В.В. от 24.03.2016 N803 в части отказа в признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы; отменить указанное распоряжение в части отказа в признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы; обязать Администрацию г.о. Самара признать семью в составе Кутанова А.П., Кутановой Ю.А., Кутановой В.А., Кутановой М.А., Кутановой А.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий и включить ее в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы.
Определением судьи от 14.06.2016 в принятии заявления Кутанова А.П. в части требований об отмене распоряжения органа местного самоуправления отказано, в остальной части иск принят к производству.
Судом постановленовышеуказанное решение (л.д. 136-142).
В апелляционной жалобе представитель Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки администрации г.о.Самара просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований Кутанова А.П. (л.д. 145-46).
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее -КАС РФ).
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы. В ее состав включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" и утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Согласно п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N1050, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Из материалов дела, что 10.02.2016 Кутанов А.П. обратился в администрацию г.о. Самара с заявлением о признании его семьи из 5 человек: сам Кутанов А.П., его супруга Кутанова Ю.А. их несовершеннолетние дети Кутанова В.А., Кутанова М.А. и Кутанова А.А. молодой семьей, нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Установлено, что на момент обращения Кутанова А.П. в администрацию с вышеназванным заявлением, истцу, его супруге и двум из трех их дочерей принадлежала на праве общей долевой собственности квартира по адресу: "адрес", с кадастровым номером N площадью 46,2 м. Размеры долей истца и его супруги в праве общей долевой собственности на квартиру составляют по 0,4, размеры долей их дочерей, Кутановой М.А. и Кутановой В.А., - по 0,1. Третья дочь истца и его супруги, Кутанова А.А., прав собственности на жилые помещения не имеет.
Правами на иные жилые помещения истец и члены его семьи не обладают, что не оспаривалось ответчиками.
Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара N803 от 24.03.2016 Кутанову А.П. отказано в признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 года, на основании п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ, в связи с тем, что менее 5 лет назад совершены действия, приведшие к ухудшению жилищных условий.
Основанием для отказа в признании семьи Кутанова А.П. нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 года, явилось поступление информации о том, что в 2013 году Кутанов А.П. унаследовал 1/6 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", и затем произвел ее отчуждение, чем ухудшил свои жилищные условия.
В силу ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из материалов дела следует, что отчуждение доли Кутановым А.П. в жилом помещении произошло до возникновения обстоятельств, послуживших основанием для обращения Кутанова А.П. с заявлением о признании его семьи нуждающейся в жилом помещении, а именно до рождения 14.01.2016 у истца третьей дочери, с появлением которой обеспеченность семьи общей площадью жилого помещения на одного человека стала ниже учетной нормы 11 кв.м, установленной пунктом 1.1 постановления Самарской городской Думы от 27.10.2005 N171.
В связи с этим доводы административного ответчика о намеренном ухудшении Кутановым А.П. своих жилищных условий с целью получения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, являются несостоятельными. Оснований для отказа в признании семьи Кутанова А.П. нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 года по мотиву не истечения пятилетнего срока с момента совершения таких действий не имелось.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для отказа в признании семьи Кутанова А.П. нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 года, в силу чего решение суда о признании такого отказа незаконным подлежит оставлению без изменения.
Доводы апелляционной жалобы о совершении Кутановым А.П. намеренных действий, ухудшающих жилищные условия, не влекут отмену решения суда, поскольку на момент отчуждения доли в праве общей долевой собственности на дом, семья истца состояла из 4 человек, и у истца и после совершения сделки не возникло право на признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. Как уже указывалось выше, причиной обращения истца с заявлением о признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, послужило рождение 14.01.2016 дочери.
При оценке доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия учитывает, что денежные средства в размере 250 000 руб., вырученные от продажи 1/6 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", истец уплатил в пользу ЗАО "данные изъяты" в счет частичного досрочного погашения задолженности по договору займа от 31.01.2007 N 095/ВМ заключенному ранее для приобретения по ипотеке квартиры по адресу: "адрес".
Статьей 53 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Учитывая правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 годаК 258-О-О, из которой следует, что ограничения в постановке граждан. на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение ст.53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п.3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую юридическую оценку, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством и представленными сторонами доказательствами.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суд постановилзаконное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 20 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки администрации г.о.Самара - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.