Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Вачковой И.Г.,
судей - Шилова А.Е., Лазаревой М.А.,
при секретаре - Лозовой С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 14 по Самарской области к Бузину О.В. о взыскании земельного налога и пени,
по апелляционной жалобе Бузина О.В. на решение Красноглинского районного суда г. Самара от 15 июля 2016 года, которым постановлено:
"Административные исковые требования межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 14 по Самарской области к Бузину О.В. о взыскании земельного налога и пени удовлетворить.
Взыскать с Бузина О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в доход бюджета г.о. Самара земельный налог за 2014 г. в сумме 285 439 рублей и пени в размере 549 рублей 48 копеек, а всего 285 988 рублей 48 копеек.
Взыскать с Бузина О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в доход бюджета г.о. Самара государственную пошлину в размере 6 059 рублей 88 коп.".привет
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., возражения представителя МИФНС России N 14 по Самарской области - Попова М.В. (по доверенности), на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России N14 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Бузину О.В. о взыскании недоимки по земельному налогу, указав, что последний является плательщиком указанного налога в связи с наличием в его собственности земельных участков с кадастровыми номерами: N, расположенного по адресу: "адрес"; N расположенного по адресу: "адрес" N расположенного по адресу: "адрес"; N, расположенного по адресу: "адрес"); N расположенного по адресу: "адрес" N расположенного по адресу: "адрес" N, расположенного по адресу: "адрес" N расположенного по адресу: "адрес" Налоговый орган, руководствуясь положениями ч.ч.2, 3 ст. 52, ст. ст. 362, 408, 396 НК РФ, исчислил в отношении указанного имущества налогоплательщика земельный налог с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах городских округов в размере 285 439 руб., пени за период с 01.10.2015 по 08.10.2015 в размере 549,48 руб. и направил в его адрес налоговое уведомление, в котором сообщил о необходимости уплатить исчисленную сумму налогов в срок не позднее 01.10.2015. Бузин О.В. установленную законом обязанность по уплате налога не исполнил, в связи с чем, в его адрес направлено требование об уплате налогов со сроком исполнения до 11.12.2015, которое также оставлено без исполнения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд взыскать с Бузина О.В. земельный налог за 2014 год в размере 285 439 руб., пени в размере 549,48 руб.
Судом постановленовышеуказанное решение, с которым не согласился Бузин О.В., в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что решение суда не соответствует положениям ст.ст. 176, 226 КАС РФ.
Представитель МИФНС России N 14 по Самарской области - Попов М.В. (по доверенности) в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Бузин О.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя МИФНС России N 14 по Самарской области, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
На основании ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно п.1 ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах - пункт 1 статьи 45 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно абз. 1 и 4 ч. 1 и ч.4 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно ст.48 НК РФ в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Материалами дела подтверждается, что Бузин О.В. с 11.12.2009 на праве собственности имеет земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" площадью 575 кв.м, с кадастровым номером N; земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" площадью 636 кв.м, с кадастровым номером N; земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" площадью 586 кв.м, с кадастровым номером N; земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" площадью 608 кв.м, с кадастровым номером N; земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" площадью 609 кв.м, с кадастровым номером N; земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" площадью 578 кв.м, с кадастровым номером N земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" площадью 678 кв.м, с кадастровым номером N; земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" площадью 600 кв.м, с кадастровым номером N.
Доказательств отсутствия в собственности административного ответчика указанных земельных участков в материалы дела не представлено.
Из материалов дела следует, что за 2014 год Бузину О.В. начислен земельный налог с физических лиц, обладающих указанными земельными участками, с направлением в адрес налогоплательщика налогового уведомления N1073347 со сроком уплаты земельного налога в размере 285 439 руб. до 01.10.2015.
В связи с неуплатой налога в установленный срок налоговым органом в адрес Бузина О.В. направлено требование об уплате налога N152278 от 08.10.2015, которым предложено в срок до 11.12.2015 уплатить недоимку по земельному налогу в размере 285 439 руб., а также начисленные пени в сумме 549,48 руб.
Направление, налогового уведомления и требования подтверждается соответствующими реестрами заказной корреспонденции.
Административный ответчик, надлежаще извещенный о слушании дела, возражений против исковых требований не заявил, расчет не оспорил, доказательств уплаты налога суду не представил.
При таких обстоятельствах, установив неисполнение административным ответчиком обязанности по уплате налога за 2014 года, суд пришел к правильному выводу о взыскании с него недоимки по налогам в размере, указанном в налоговом уведомлении, и пени за несвоевременную уплату данной недоимки.
Вопрос о взыскании государственной пошлины разрешен по правилам ст. 114 КАС РФ, ст. 333.19 НК РФ верно, с Бузина О.В. взыскана государственная пошлина в доход бюджета г.о.Самара в размере 6 059, 88 руб.
Доводы Бузина О.В. в апелляционной жалобе о том, что сумма налога исчислена неверно, отклоняются судебной коллегией как необоснованные. Как следует из материалов дела, сумма подлежащего уплате налога в отношении спорных земельных участков исчислена налоговым органом в соответствии с требованиями пунктов 1, 4 статьи 391 НК РФ на основании сведений о кадастровой стоимости земельных участков, представленных ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области. У суда не имелось оснований полагать, что представленные в налоговый орган филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области данные о кадастровой стоимости земельных участков не верны, в связи с чем сумма земельного налога не может считаться исчисленной с нарушением законодательства.
Ссылки административного ответчика на сайт Управления Росреестра России (http://pkk5.rosreestr.ru) раздел "Публичная карта", в котором отражена иная кадастровая стоимость, чем указана в налоговом уведомлении и требовании, не могут быть приняты во внимание, поскольку на указанном сайте размещены сведения о кадастровой стоимости земельных участков, которые станут актуальными только с 01.01.2017 и внесены в раздел "Публичная кадастровая карта" Управлением Росреестра 09.02.2016, то есть после направления Бузину О.В. требования об уплате земельного налога.
Доводы апелляционной жалобы о том, что административным истцом нарушен порядок и процедура взыскания спорных платежей, поскольку в связи с изменениями в КАС РФ, вступившими в законную силу с 06.05.2016, согласно которым введен иной порядок взыскания налогов, а именно возможность подать заявление о вынесении судебного приказа, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку не свидетельствуют о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дел, либо ошибочном применении норм права.
Согласно ст.48 НК РФ в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с ч. 2 ст. 287 КАС РФ при решении вопроса о принятии административного иска суд проверяет соблюдение административным истцом требований данной процессуальной нормы права, в соответствии с которыми к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагается копия определения судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций.
Такой порядок производства по административным делам введен Федеральным законом от 05.04.2016 N 103-ФЗ, вступившим в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, то есть 06.05.2016.
Административное исковое заявление о взыскании с Бузина О.В. недоимки по земельному налогу и пени направлено в суд 15.04.2016, в пределах шестимесячного срока, исчисляемого с 11.12.2015, то есть до внесения изменений в КАС РФ.
Ссылка Бузина О.В. в жалобе на то, что ему не направлялись материалы дела, приложения к административному исковому заявлению налогового органа, не могут быть приняты апелляционной инстанцией, так как опровергаются материалами дела.
В соответствии с п. 7 ст. 125 КАС РФ административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным. способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов. Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.
В деле имеются доказательства направления названных выше документов в адрес Бузина О.В. Кроме того, 14.06.2016 до вынесения решения, Бузин О.В. ознакомлен с материалами дела, следовательно, его права, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 45 КАС РФ, не нарушены.
Иных доводов, влекущих отмену решения суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую юридическую оценку, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством и представленными сторонами доказательствами.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено. В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу, что судом постановленозаконное и обоснованное решение, оснований для его отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красноглинского районного суда г. Самара от 15 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бузина О.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.