Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ласковской С.Н.,
при секретаре Усенко А.О.,
с участием:
представителя административного истца - Глушкова А.И.,
представителя заинтересованного лица Администрации г.о. Самара - Спиридоновой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-546/2016 по административному исковому заявлению ООО "Энергоресурс" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
ООО "Энергоресурс" обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером N.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 г. N610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области.
Согласно кадастровой справке, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N утверждена по состоянию на 01.01.2013 г. и составляет 22 290 095 руб.
Административный истец, посчитав кадастровую оценку указанного выше земельного участка, завышенной и отличающейся от его рыночной стоимости, пришел к выводу о необходимости проведения оценки рыночной стоимости указанного участка по состоянию на дату определения кадастровой стоимости, то есть на 01.01.2013г.
Согласно отчету ООО " "данные изъяты"" N г. по состоянию на 01.01.2013 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 8 615 584,15 рублей.
К отчету заявителем представлено положительное экспертное заключение N2015 г. "данные изъяты"" о соответствии данного отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Налоговой базой для исчисления земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка, которая в данном случае не соответствует его рыночной стоимости и ведет к уплате налоговых платежей в завышенном размере.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, ООО "Энергоресурс" просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 01.01.2013 г. в размере его рыночной стоимости, что составляет 8 615 584,15 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца - Глушков А.И., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель Администрации г.о. Самара - Спиридонова О.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, но с результатами проведенной судебной экспертизы согласилась.
Иные лица, участвующие в деле - Правительство Самарской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст.ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Заслушав пояснения явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд считает требование ООО "Энергоресурс" подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В связи с этим, статья 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" ФЗ N135 от 29.07.1998 года предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия). Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что ООО "Энергоресурс" на основании договора купли-продажи N г. является собственником земельного участка с кадастровым номером N (л.д. 8).
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 23.12.2005 г.
Кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка, утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 года N 610 по состоянию на 01.01.2013 года, составляет 22 290 095 руб.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке ООО " "данные изъяты"" N г. согласно которого, рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 года составляет 8 615 584,15 рублей
28.10.2015 г. Саморегулируемой организацией оценщиков "данные изъяты""" дано положительное экспертное заключение N о соответствии вышеуказанного отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Ссылаясь на подготовленный отчет, ДД.ММ.ГГГГ г. ООО "Энергоресурс" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области с заявлением о пересмотре результатов кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Решением Комиссии N года заявление ООО "Энергоресурс" отклонено. В своем решении Комиссия указала, что оформление и содержание отчета об оценке не соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности", требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, что выражается в следующем: информация по наличию/отсутствию коммуникаций ничем не подтверждена - п. 11 ФСО N 3, вывод об их наличии является экспертным мнением - п. 13 ФСО N 3; объект-аналог N 8, используемый в расчете стоимости сравнительным подходом не имеет информации о его использовании, вывод о его промышленном назначении не обоснован - п. 13 ФСО N 3. На основе беседы с представителем организации - продавца земельного участка ( "данные изъяты", тел. N N) была получена информация, что данный земельный участок находился на дату продажи в аренде под жилищное строительство и в настоящее время там расположен ЖК " "данные изъяты"". Таким образом, использование данного аналога не соответствует п. 22 ФСО N 7 и п. 11 ФСО N 3.
Положительное экспертное заключение не соответствует требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, что выражается в несоответствии отчета требованиям ФСО N3, ФСО N7.
Получив отказ Комиссии в пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, административный истец обратился в суд с заявленным требованием, рассматриваемым в рамках данного административного дела.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
ООО "Энергоресурс" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и установлении его кадастровой стоимости в размере, равном рыночной стоимости представлены: отчет об оценке ООО " "данные изъяты"" N г. и положительное экспертное заключение N N г. "данные изъяты"" на данный отчет.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорного объекта, учитывая ходатайство представителя истца, судом была назначена судебная оценочная экспертиза для определения действительной рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 01.01.2013 года. Проведение экспертизы поручено ООО " "данные изъяты"".
Согласно заключению эксперта ООО " "данные изъяты"" N года рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 года составляет 7 940 000 рублей.
Сторонами экспертное заключение не оспорено, административный истец и заинтересованное лицо - Администрация г.о. Самара с ним согласились.
Оценивая экспертное заключение ООО " "данные изъяты"" от 09.09.2016 г. по правилам ст. 168 КАС РФ суд учитывает, что исследование проводилось экспертом путем изучения представленных материалов данного административного дела, определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке земельного участка эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок земельных участков г. Самара под промышленное строительство; отобранные экспертом 3 объекта-аналога, актуальных на дату исследования, расположенные в "адрес" районе г. Самара наиболее полно отражают зависимость цены земельного участка от ценообразующих факторов; экспертом произведена оценка объекта с учетом его количественных и качественных характеристик; использован метод сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, расчеты, проведенные данным методом, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на 01.01.2013 года. Оснований сомневаться в компетентности и беспристрастности эксперта и объективности экспертного заключения у суда не имеется, оно подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.
Каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорного земельного участка, административными ответчиками и заинтересованными лицами, не представлено.
При таких обстоятельствах, заключение эксперта ООО " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ г. признается судом допустимым и достаточным доказательством по делу, а величина рыночной стоимости, определенная экспертным заключением, признается достоверной.
Суд полагает, что оснований для установления кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с отчетом об оценке не имеется, поскольку выводы судебного эксперта ничем не опровергнуты, в исходе дела он не заинтересован.
Принимая во внимание представленные доказательства, в том числе заключение экспертизы, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость является завышенной и нарушает права административного истца.
С учетом изложенного, суд полагает, что требования ООО "Энергоресурс" подлежат удовлетворению частично, а кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2013 года подлежит определению в соответствии с заключением ООО " "данные изъяты"" от 09.09.2016 г. в размере 7 940 000 рублей.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
При этом, датой обращения ООО "Энергоресурс" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области следует считать 10.12.2015 г., что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
решил:
Требования ООО "Энергоресурс" удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 7 940 000 рублей.
Датой обращения ООО "Энергоресурс" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области считать - 10.12.2015 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26.09.2016 г.
Судья: Ласковская С.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.