Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ласковской С.Н.,
при секретаре Усенко А.О.,
с участием:
представителя административного истца - Баширина И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-562/2016 по административному исковому заявлению Богдановой Е.Е. об изменении кадастровой стоимости земельного участка, в связи с недостоверностью сведений об объекте оценки,
установил:
Богданова Е.Е. обратилась в суд с административным исковым заявлением об изменении кадастровой стоимости земельного участка, в связи с недостоверностью сведений об объекте оценки.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что ей принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты". Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ г.
Указанный в свидетельстве вид разрешенного использования земельного участка соответствует группе вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. N 39.
Согласно кадастровой справке, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, утвержденная на основании Постановления Правительства Самарской области N610 от 13.11.2013 г. по состоянию на 26.04.2016 г. составляет 999 110, 64 рублей. Кадастровая стоимость указанного земельного участка рассчитана исходя из среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости за один квадратный метр земельного участка отнесенного к группе с видом разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии" равного 444,84 руб.
Богданова Е.Е. считает недостоверными сведения о виде разрешенного использования земельного участка, использованные при определении его кадастровой стоимости, и полагает, что кадастровая стоимость участка должна быть пересмотрена.
Согласно Приложению к Постановлению Правительства Самарской области N 610 от 13.11.2013 г. среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в кадастровом квартале N с видом разрешенного использования земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов, составляет 125,23 руб./кв. м., и соответственно кадастровая стоимость данного земельного участка должна составлять 281 266, 58 рублей.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Богданова Е.Е. просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", исходя из удельного показателя кадастровой стоимости за 1 кв.м земли - 125,23 руб. группы вида разрешенного использования земельного участка: "земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов".
В судебном заседании представитель административного истца Баширин И.П., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Иные лица, участвующие в деле - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, Правительство Самарской области, Администрация муниципального района Приволжский Самарской области, Администрация с.п.Обшаровка муниципального района Приволжский Самарской области не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст.ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Заслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, суд считает требование Богдановой Е.Е. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии со ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Статья 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" ФЗ N135 от 29.07.1998 года предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия). Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
При рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки (пункт 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости"). В соответствии с пунктом 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 г. N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Судом установлено, что Богданова Е.Е. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ г. является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты".
Право собственности истца на указанный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается нотариально заверенной копией свидетельства о государственной регистрации права от 01.06.2016 г. (л.д.7).
Кадастровая стоимость указанного земельного участка была утверждена Постановлением Правительства Самарской области N610 от 13.11.2013 года "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов" в размере 999 110,64 руб., исходя из группы видов разрешенного использования: "земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования и науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и религии".
В соответствии с п.2.3.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 12.08.2006 N222, в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Из материалов дела следует, что кадастровая стоимость спорного земельного участка была определена органом кадастрового учета, исходя из 16 группы видов разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования и науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и религии" и составляет в период с 26.04.2016 года по настоящее время - 999 110, 64 рублей.
Датой определения кадастровой стоимости спорного земельного участка является 26.04.2016 года, что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости (л.д.8).
Административный истец, обращаясь в суд, указала, что неверное определение вида разрешенного использования земельного участка привело к исчислению недостоверной кадастровой стоимости спорного земельного участка, значительно превышающей стоимость, подлежащую исчислению из фактического использования земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на предусмотренные указанной нормой материального права категории.
Согласно пункту 2 указанной статьи земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу пункта 9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются градостроительным регламентом.
Согласно частям 2,6 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки, утверждаемые органом местного самоуправления, включают в себя градостроительные регламенты, в которых указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии со ст.37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются следующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Часть 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями и арендаторами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка непосредственно связан с характером эксплуатации земельного участка, в том числе должно учитываться то, какие объекты находятся на земельном участке.
Из сведений, предоставленных Администрацией сельского поселения Обшаровка муниципального района Приволжский Самарской области, следует, что земельный участок с кадастровым номером N расположен в зоне застройки индивидуальными домами Ж-1 (л.д. 47-49).
Одним из основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства Зоны Ж-1 является вид: размещение объектов связи (почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции и т.п.).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ года между Богдановой Е.Е. и ООО " "данные изъяты"" заключен договор аренды земельного участка, в соответствии с которым Богданова Е.Е. предоставила ООО " "данные изъяты"" земельный участок площадью 2 246 кв.м для установки антенно-мачтового сооружения (АМС) - железобетонной опоры, с размещением на АМС оборудования радиорелейной и воздушной (подвижной) связи с размещением на земельном участке климатических шкафов для размещения в них технологического оборудования связи. Климатические шкафы (контейнеры) являются конструктивными элементами, необходимыми для эксплуатации устройств радиорелейной и воздушной (подвижной) связи.
Административный истец представила в суд заключение кадастрового инженера ИП ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ года, из которого следует, что по результатам обследования земельного участка с кадастровым номером N было установлено наличие на нем антенно-мачтового сооружения (1 шт.) в составе - железобетонная опора (столб) СК-26, диаметром на уровне земли 613 мм, с оборудованием связи, климатический шкаф 1000*800*2200, установленный на разгрузочной раме в антивандальной защите 3000*2000*3500, с размещенными внутри устройствами связи, являющиеся конструктивными элементами, необходимыми для эксплуатации устройств радиорелейной и воздушной (подвижной) связи. Соответствующие устройства размещены на надстройке в верхней части столба. Административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии на участке не существует.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что на спорном земельном участке расположен объект связи, размещение которого не противоречит зонированию данной территории и разрешенному использованию данного земельного участка.
Расположенный на данном земельном участке объект связи относится к объектам, необходимым для эксплуатации зданий, строений, сооружений и устройств связи.
В связи с этим спорный земельный участок следует относить к группе видов разрешенного использования: "земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов".
Оснований для отнесения земельного участка к 16 группе видов разрешенного использования: "земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии" у органа кадастрового учета не имелось, поскольку размещенный на земельном участке объект не относится ни к одному из объектов указанной группы.
Исходя из удельного показателя стоимости 1 кв.м. земельного участка вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов", кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: N по состоянию на 26.04.2016 года составит 281 266,58 руб. (2 246,00 кв.м.*125,23 руб./кв.м).
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
При этом датой обращения Богдановой Е.Е. с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в суд - 12.08.2016 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
решил:
Требование Богдановой Е.Е. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", в размере 281 266,58 руб. по состоянию на 26.04.2016 года, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости группы вида разрешенного использования земельного участка: "земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов".
Датой обращения Богдановой Е.Е. в суд считать - 12.08.2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 07.09.2016 г.
Судья: Ласковская С.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.