Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу директора ООО "Тольяттиавтотранс" Л.А.В. на постановление NСМ 102-15 государственного транспортного инспектора (главного государственного инспектора отдела НОТБ УГАН НОТБ ПФО Ространнадзора) от 28.12.2015 года, решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 10.03.2016 года и решение Самарского областного суда от 24.05.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ,
установил:
постановлением NСМ 102-15 государственного транспортного инспектора (главного государственного инспектора отдела НОТБ УГАН НОТБ ПФО Ространнадзора) от 28.12.2015 года должностное лицо - директор ООО "Тольяттиавтотранс" Л.А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Решением Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 10.03.2016 года постановление должностного лица от 28.12.2015 года оставлено без изменения.
Решением Самарского областного суда от 24.05.2016 года постановление должностного лица от 28.12.2015 года и решение районного суда от 10.03.2016 года оставлены без изменения.
В надзорной жалобе директор ООО "Тольяттиавтотранс" Л.А.В., указывает на невиновность в данном правонарушении, поскольку должностным лицом и судебными инстанциями не учтено, что 18.11.2015г. прокуратурой Центрального района г.Тольятти Самарской области вынесено представление N07-20/15 об устранении нарушений требований законодательства о транспортной безопасности, которое выполнено и приняты конкретные меры по устранению допущенного нарушения, просит постановление должностного лица и судебные решения отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы надзорной жалобы, оснований для её удовлетворения не нахожу.
Требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств предусмотрены Федеральным законом от 09.02.2007 N16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее Закона N16-ФЗ).
Согласно ч.1 ст.4 Закона N16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст.8 Закона N16-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 N208-ФЗ "О вынесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищенности объектов") требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
В силу п.2 ст.4 Федерального закона от 23.07.2013 N208-ФЗ "О вынесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищенности объектов" требования по обеспечению транспортной безопасности, установленные в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются до дня издания нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (в редакции настоящего Федерального закона).
На основании п.1 ч.1 ст.10 Закона N16-ФЗ на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, не принимаются лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.
Приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 года N42 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры (далее ОТИ) и транспортных средств (далее ТС) автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
В соответствии с п.5.10 указанных Требований предусмотрена обязанность субъекта транспортной инфраструктуры проверять сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных ч.1 ст.10 Федерального закона от 09.02.2007г. N16-ФЗ "О транспортной безопасности", для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу.
Согласно пунктам 3, 4 Раздела II Требований предусмотрено, что они применяются в отношении ОТИ и ТС эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации, являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС.
Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 16.11.2015г. сотрудниками прокуратуры Центрального района г.Тольятти в рамках исполнения задания прокуратуры NИсРАЙнд-50063-2015/27-27-2015 от 28.10.2015г. проведена проверка соблюдения требований законодательства о транспортной безопасности должностными лицами ООО "Тольяттиавтотранс" по адресу: "адрес", в ходе которой установлено, что в нарушение п.1 ч.1 ст.10 Федерального закона от 09.02.2007 N16-ФЗ "О транспортной безопасности" и п.5.10 Требований по обеспечению транспортной безопасности в ООО "Тольяттиавтотранс" отсутствуют сведения о наличии (отсутствии) у лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры и на ТС, непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления.
ООО "Тольяттиавтотранс" осуществляет деятельность по междугородним перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек на основании лицензии NАСС-63-001157 от 12.04.2004 года.
В организации имеется 14 арендованных транспортных средств - автобусов. На каждое транспортное средство директором Общества назначено должностное лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности на транспортных средствах.
На момент проверки и привлечения должностного лица к административной ответственности сведений о наличии или отсутствии судимостей у ответственных за ОТБ в СТИ и на ТС, не имелись.
Выявленное нарушение послужило основанием для возбуждения заместителем прокурора Центрального района г.Тольятти 18.11.2015г. в отношении директора ООО "Тольяттиавтотранс" Л.А.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ (л.д.45).
В подтверждение, что директором ООО "Тольяттиавтотранс" Л.А.В. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, должностным лицом и судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание в качестве доказательств: постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.11.2015 года (л.д.45,46); определение N о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении от 17.12.2015 года, направленное директору ООО "Тольяттиавтотранс" Л.А.В. заказным почтовым отправлением (исх. от 17.12.2015г. N), полученное 25.12.2015 года (л.д.81-84); требование в порядке ст.22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" Nв-2015 от 16.11.2015 года об обеспечении сотруднику прокуратуры Центрального района г.Тольятти доступа в помещения ООО "Тольяттиавтотранс" и о предоставлении всей необходимой в целях проверки документации (л.д.97); задание заместителя прокурора Самарской области о проведении проверки антитеррористического и иного законодательства, направленного на пресечение возможных террористических посягательств NИсРАЙнд-50063-2015/27-27-2015 от 28.10.2015 года (л.д.101-104), - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности директора ООО "Тольяттиавтотранс" Л.А.В. в совершении данного административного правонарушения.
Постановление об административном правонарушении составлено в отношении директора ООО "Тольяттиавтотранс" Л.А.В. уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ. Сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, событие административного правонарушения должным образом описано, а потому обоснованно признано судебными инстанциями в качестве допустимого доказательства по делу.
Директор ООО "Тольяттиавтотранс" Л.А.В., осуществляя руководство Обществом допустил ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, повлекших за собой прием, допуск на работу лиц ответственных за ОТБ в СТИ и на ТС, при отсутствии сведений о наличии либо отсутствии судимостей.
Действия директора ООО "Тольяттиавтотранс" Л.А.В. правильно квалифицированы по ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, поскольку указанное лицо, являясь субъектом транспортной инфраструктуры, допустило неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности по неосторожности, и эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
При вынесении постановления должностным лицом приняты во внимание все доказательства, имеющиеся в материалах дела, правильно определены фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, имеющие значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, и указана обоснованная правовая мотивировка о виновности директора ООО "Тольяттиавтотранс" Л.А.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ.
Законность и обоснованность вынесенного 28.12.2015 должностным лицом постановления по жалобе директора ООО "Тольяттиавтотранс" Л.А.В. проверена судьей районного суда в соответствии со ст.30.6 КоАП РФ, и в решении от 10.03.2016 дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам по делу и указаны мотивы, по которым судья пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления должностного лица.
Законность и обоснованность вынесенного судьей районного суда 10.03.2016 решения проверены судьей областного суда, в решении которого от 24.05.2016 дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам по делу и доводам жалобы на решение районного суда с указанием мотивов, по которым судья пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления должностного лица и решения районного суда.
Доводы надзорной жалобы об отсутствии вины директора ООО "Тольяттиавтотранс" Л.А.В. в совершении административного правонарушения, опровергаются приведенными выше объективными доказательствами, исследованными должностным лицом и судебными инстанциями, которые в совокупности свидетельствуют о нарушении директором ООО "Тольяттиавтотранс" Л.А.В. положений п.1 ч.1 ст.10 Федерального закона от 09.02.2007 N16-ФЗ "О транспортной безопасности" и п.5.10 Требований по обеспечению транспортной безопасности.
Материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств принятия директором ООО "Тольяттиавтотранс" Л.А.В. всех необходимых, достаточных и своевременных мер для соблюдения требований по обеспечению транспортной безопасности, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства.
Доводы надзорной жалобы о вынесении 18.11.2015г. прокуратурой Центрального района г.Тольятти представления N об устранении нарушений требований законодательства о транспортной безопасности (л.д.34), которое выполнено и приняты конкретные меры по устранению допущенного нарушения, не могут быть приняты во внимание, поскольку вынесение данного представления не является основанием для освобождения от административной ответственности за совершенное административное правонарушение. За невыполнение представления прокурора виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ.
Доводы, которыми аргументирована надзорная жалоба, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки должностного лица и предыдущих судебных инстанций, а также к выражению несогласия с произведенной должностным лицом и предыдущими судебными инстанциями оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной в соответствии с положениями ст.26.11 КоАП РФ. Несогласие с оценкой конкретных обстоятельств и доказательств не может служить основанием для отмены вынесенных по делу постановления должностного лица и состоявшихся судебных решений, поскольку надзорная инстанция правом переоценки установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не наделена.
Вопреки доводам надзорной жалобы, данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости должностного лица и предыдущих судебных инстанций при рассмотрении дела, в представленных материалах не имеется, принцип презумпции невиновности не нарушен.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу директора ООО "Тольяттиавтотранс" Л.А.В., по делу не усматривается.
При таких обстоятельствах, выводы должностного лица и судебных инстанций о доказанности вины директора ООО "Тольяттиавтотранс" Л.А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, являются правильными и обоснованными.
Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать постановление должностного лица и состоявшиеся судебные решения как незаконные и необоснованные, не установлено, в связи с чем, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Наказание директору ООО "Тольяттиавтотранс" Л.А.В. назначено с соблюдением положений ст.4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности правонарушителя, в пределах санкции ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.17 ч. 2 п. 1, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление NСМ 102-15 государственного транспортного инспектора (главного государственного инспектора отдела НОТБ УГАН НОТБ ПФО Ространнадзора) от 28.12.2015 года, решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 10.03.2016 года и решение Самарского областного суда от 24.05.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора ООО "Тольяттиавтотранс" Л.А.В. оставить без изменения, надзорную жалобу Л.А.В. оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда С.И. Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.