Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Алешко О.Б., Решетниковой И.Ф.
при секретаре Поздняковой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 21 июля 2016 года
по делу по иску Нагорновой О.А., Нагорнова А.А., Нагорновой Н.П. к администрации города Барнаула о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Алешко О.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику, просят возложить обязанность на комитет жилищно-коммунального хозяйства "адрес" предоставить истцам на праве собственности во внеочередном порядке в границах "адрес" благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в виде двухкомнатной квартиры общей площадью не менее 31,8 кв.м., жилой площадью не менее 24,8 кв.м., расположенной в границах "адрес", взамен принадлежащей истцам двухкомнатной "адрес", расположенной по адресу: "адрес", взыскать с администрации "адрес" судебные расходы в сумме 20 000 руб.
В ходе рассмотрения гражданского дела была произведена замена ненадлежащего ответчика КЖКХ "адрес" на администрацию "адрес".
В обоснование требований указано, что истцам на праве общей собственности принадлежит "адрес", расположенная по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельствами о регистрации права собственности.
ДД.ММ.ГГ на основании заключения *** межведомственной комиссии, созданной в соответствии с постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ, жилой "адрес" расположенный в "адрес", признан аварийным, подлежащим сносу.
Постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** утверждена адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы", жилой "адрес" включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых предоставлена финансовая поддержка для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Способом переселения граждан (собственников) из жилых помещений является предоставление жилых помещений взамен изымаемых путем заключения договора мены. Вопрос о предоставлении истцам жилого помещения до настоящего времени не решен.
Решением Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 21 июля 2016 года постановленоисковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию города Барнаула предоставить Нагорновой О.А., Нагорнову А.А., Нагорновой Н.П. в равных долях (по 1/3 доли) на праве собственности во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение в пределах черты муниципального образования городской округ "адрес" общей площадью не менее 31,6 кв.м., жилой площадью не менее 24,8 кв.м., состоящее из не менее двух жилых комнат, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в срок не позднее 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, взамен принадлежащим истцам на праве собственности двух комнат жилой площадью 10,2 кв.м. и 14,6 кв.м. с местами общего пользования в коммунальной квартире по "адрес".
После предоставления истцам жилого помещения право совместной собственности Нагорновой О.А., Нагорнова А.А., Нагорновой Н.П. на две комнаты жилой площадью 10,2 кв.м. и 14,6 кв.м. с местами общего пользования в коммунальной квартире по "адрес", прекратить.
Взыскать с администрации города Барнаула в пользу Нагорновой О.А. расходы на оплату услуг представителя 5000 рублей, расходы по оплате госпошлины 300 рублей, а всего 5300 рублей.
В апелляционной жалобе третье лицо комитет жилищно-коммунального хозяйства "адрес" просит решение суда отменить, вынести новое решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов указал, что Постановлением Администрации Алтайского края утверждена адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы", жилой дом по "адрес" включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых предоставлена финансовая поддержка для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Обеспечение жилищных прав жителей указанного дома должно осуществляться в рамках реализации указанной краевой программы. Способом переселения граждан является предоставление жилых помещений взамен изымаемых путем заключения договоров мены. Истцы Нагорновы от заключения договора мены и переселения в предоставленное жилое помещение по "адрес" отказались, основания при этом значения не имеют, т.е. Нагорновы выразили несогласие с заключением соглашения мены как способом реализации мероприятий программы. Оснований для предъявления исковых требований о предоставлении жилого помещения нет. Кроме того, выводы суда о возможности применения норм ст.ст. 86-88 ЖК РФ к возникшим отношениям по аналогии ошибочны, основания для применения аналогии для отказа в выселении ответчиков с предоставлением другого жилого помещения у суда отсутствуют. Согласно ст. 568 ГК РФ, если из договора мены не вытекает иное, подлежащие обмену товары предполагаются равноценными. Критерием для определения равноценности является рыночная стоимость жилых помещений.
В судебном заседании апелляционной инстанции истец Нагорнова Н.П. и представитель истцов Зверев Д.Ю. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещены надлежаще.
Судебная коллегия, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что многоквартирный жилой дом, в котором находится принадлежащее истцам на праве собственности жилое помещение, включен в адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013- 2017 годы". В связи с чем истцы имеют право на предоставление другого жилого помещения. Поскольку предоставление гражданам жилья по вышеуказанным основаниям, в связи со сносом, носит компенсационный характер, жилое помещение, подлежащее предоставлению истцам, должно быть равнозначным, условия проживания не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что истцам на праве долевой собственности принадлежат две комнаты в трехкомнатной коммунальной квартире по адресу: "адрес" площадью 10,2 кв.м.и 14,6 кв.м., что составляет 24,8 кв.м. жилой площади.
В указанной квартире места общего пользования составляют 11,5 кв.м.
На долю истцов приходится 59,47 % от жилой площади квартиры (41,7 кв.м. - 100 %, 24,8 кв.м. - 59,47 %).
Учитывая, что общая площадь квартиры 53,2 кв.м. составляет 100 %, то 59,47 % от жилой площади составляет 31,6 кв.м.
Заключением Межведомственной комиссии о признании жилого дома пригодным (непригодным) для постоянного проживания *** от ДД.ММ.ГГ, жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно ответа на запрос от ДД.ММ.ГГ администрацией г. Барнаула сообщается, что жилой дом по "адрес", в настоящее время не снесен, постановление о его сносе, а так же об изъятии земельного участка под ним администрация города не принимала.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Согласно вышеуказанной программе способом переселения граждан (собственников) из жилых помещений является предоставление жилых помещений взамен изымаемых путем заключения договоров мены.
В целях переселения истцов от предложенного им жилого помещения по "адрес", общей площадью 32,5 кв.м. истцы отказались, поскольку представляемое жилое помещение не является равнозначным, жилая площадь меньше жилой площади ранее занимаемого жилого помещения.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Данная правовая позиция подтверждена Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2012 г.
Кроме того, как следует из текста Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", федеральный законодатель, предусматривая правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, одновременно предписывает осуществлять переселение граждан из аварийного жилищного фонда не по своему усмотрению, а в соответствии с жилищным законодательством (часть 3 статьи 16).
По смыслу статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения допускается как путем заключения соглашения о выплате выкупной цены за изымаемое жилое помещение, так и путем заключения соглашения с собственником жилого помещения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения.
Включение аварийного дома в региональную адресную программу является самостоятельным основанием для предоставления иных жилых помещений собственникам жилых помещений при переселении из аварийного жилищного фонда.
При указанных выше обстоятельствах, а также учитывая, что законом на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения взамен аварийного, однако данная обязанность в отношении истцов администрацией "адрес" необоснованно не исполняется, суд пришел к обоснованному выводу о том, что истцы имеют право на предоставление благоустроенного жилого помещения в пределах черты муниципального образования городской округ "адрес" общей площадью не менее 31,6 кв.м., жилой площадью не менее 24,8 кв.м., состоящее не менее чем из двух жилых комнат, в том числе и в коммунальной квартире, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, взамен принадлежащим истцам на праве собственности двух комнат жилой площадью 10,2 кв.м. и 14,6 кв.м. с местами общего пользования в коммунальной квартире по "адрес".
Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается, полагая их основанными на верном применении норм материального права и не противоречащими представленным в материалы дела доказательствам.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что, отказавшись от договора мены и переселения в предоставленное жилое помещение по "адрес", истцы Нагорновы выразили несогласие с заключением соглашения мены как способом реализации мероприятий программы, в связи с чем оснований для предъявления исковых требований о предоставлении жилого помещения нет, судебная коллегия отклоняет как основанные на неправильном применении и толковании норм материального права. Также в связи с изложенным не может повлечь отмену законно постановленного решения указание в апелляционной жалобе на равнозначность предоставляемой квартиры жилому помещению.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда о применении норм ст.ст. 86-88 ЖК РФ по аналогии для отказа в выселении ответчиков с предоставлением другого жилого помещения, основанием для отмены решения суда не являются, поскольку предметом данного иска не являлось выселение ответчиков.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию стороны ответчика, изложенную в суде первой инстанции, которой дана оценка в решении суда, и с которой судебная коллегия соглашается.
При таких обстоятельствах решение суда является законным, судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 21 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу третьего лица комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.