Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Алешко О.Б., Решетниковой И.Ф.
при секретаре Поздняковой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Центрального районного суда г.Барнаула от 27 июля 2016 года по делу
по иску прокурора Индустриального района г.Барнаула в интересах Чеботарева В.Я. к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Алешко О.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального района г. Барнаула в интересах Ч.В.Я ... обратился в суд с требованиями к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о предоставлении жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что Чеботарев В.Я. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГ мать истца Чеботарева Т.В. и отец Чеботарев Я.В. лишены родительских прав в отношении сына. ДД.ММ.ГГ Центральным районным судом "адрес" принято решение о признании матери истца безвестно отсутствующей. На основании постановления администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ Чеботарев В.Я. определен в учреждение общественного воспитания. Постановлением администрации "адрес" *** от ДД.ММ.ГГ поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Данные о Чеботареве В.Я. внесены в книгу учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений отдела по учету и распределению жилья администрации "адрес", по состоянию на 2016 год номер очереди - 1181. В книге учета граждан, поставленных на льготные очереди для получения жилой площади отдела по учету и распределению жилья администрации "адрес" также содержатся сведения о Чеботареве В.Я., по состоянию на 2014 год его очередь ***. По информации Комитета жилищно-коммунального хозяйства "адрес" от ДД.ММ.ГГ истец поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2015 год по "адрес" общая очередь ***. Вместе с тем, в списке детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, который составляется в Главном управлении строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского сведения о Чеботареве В.Я. не содержатся, учетное дело на него в Главное управление из администрации "адрес" не поступало.
По мнению прокурора, права истца были нарушены вследствие ненадлежащего выполнения обязанностей по защите его прав уполномоченными на то органами, в период, когда истец был несовершеннолетним. Не исполнение органами местного самоуправления возложенной на них обязанности по передаче учетных дел граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не может лишать истца возможности реализовать предоставленное ему право на обеспечение жильем. Основания для отнесения материального истца к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, возникли. Предусмотренные ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" условия для обеспечения ее жилим помещением имеются.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также положения ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. ст. 8, 17-1 Закона Алтайского края "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края", с учетом уточнения, истец просил признать за Чеботаревым В.Я. право на обеспечение жилым помещением в соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; обязать Главное управление предоставить Чеботареву В.Я. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в границах муниципального образования г.Барнаула Алтайского края, общей площадью не менее 33 кв.м., а если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 кв.м.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула от 27 июля 2016 года исковые требования прокурора Индустриального района г.Барнаула в интересах Чеботарева В.Я. удовлетворены.
Судом постановленопризнать за Чеботаревым В.Я. право на обеспечение жильем по договору найма специализированного жилого помещения по закону "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N159-ФЗ.
Обязать Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда предоставить Чеботареву В.Я., ДД.ММ.ГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в границах муниципального образования г.Барнаул Алтайского края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., а если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 кв.м.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить, указывая на то, что истцом пропущен срок для постановки на учет для получения жилого помещения. С заявлением о признании нуждающимся у жилых помещениях среди детей-сирот в органы местного самоуправления в возрасте от 18 до 23 лет не обращался. Чеботарев В.Я. был поставлен на предварительный регистрационный учет в 2002 году, который для настоящего спора правового значения не имеет. По смыслу правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечении родителей имеют право быть поставленным на учет нуждающихся в получении жилых помещений только до достижении ими возраста 23 лет. Истец таким правом до достижения указанного возраста не воспользовался, уважительных причин пропуска срока для обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не представил, в связи с чем утратил право на получение мер социальной поддержки в виде получения жилого помещения. Оснований для восстановления такого срока не имеется. Кроме того такой срок является пресекательным и не относится к сроку исковой давности, подлежащему восстановлению. Истцом не представлено доказательств ненадлежащего исполнения обязанностей по защите его прав органами опеки и попечительства, образовательными учреждениями, а также доказательств незаконного отказа органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В судебном заседании прокурор Мищенко Е.Ю. возражала против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле и извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав прокурора, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, родителями Чеботарева В.Я., родившегося ДД.ММ.ГГ, являются Чеботарев Я.В., Чеботарева Т.В.
На основании решения Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГ Чеботарев Я.В. и Чеботарева Т.В. лишены родительских прав в отношении Чеботарева В.Я.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ Чеботарева Т.В. признана безвестно отсутствующей.
Из представленной в материалы дела справки следует, что в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ Чеботарев В.Я. являлся воспитанником КГБОУ "Барнаульский детский дом".
Постановлением администрации "адрес" *** от ДД.ММ.ГГ Чеботарев В.Я. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Из содержания письма, направленного администрацией "адрес" на имя директора детского "адрес" ноябре 2004 года следует, что Чеботарев В.Я. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации "адрес".
Данные о Чеботареве В.Я. внесены в книгу учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений отдела по учету и распределению жилья администрации "адрес", по состоянию на 2016 год номер очереди - 1181.
В книге учета граждан, поставленных на льготные очереди для получения жилой площади отдела по учету и распределению жилья администрации "адрес", также содержатся сведения о Чеботареве В.Я., по состоянию на 2014 год его очередь ***.
По информации Комитета жилищно-коммунального хозяйства "адрес" от ДД.ММ.ГГ истец на основании постановления администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2015 год по "адрес" общая очередь ***. В указанной информации сообщается, что поскольку формирование и ведение списка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется Главным управлением, учетное дела в отношении Чеботарева В.Я. передано в Главное управление.
По результатам рассмотрения обращения представителя Чеботарева В.Я. в Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края по вопросу включения в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, был дан ответ о том, что жилые помещения предоставляются согласно списку, сформированному Главным управлением по дате подачи заявления. Сведения о гражданах, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления по месту жительства до ДД.ММ.ГГ, включались в список на основании учетных дел, переданных в Главное управление органами местного самоуправления (обязанность по передаче учетных дел предусмотрена постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот ... ". Сведения о Чеботареве В.Я. в списке не содержатся, учетное дело из администрации "адрес" не поступало.
Из письма, направленного ДД.ММ.ГГ Главным управлением строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края заместителю председателя комитета по жилищно-коммунальному хозяйству следует, что сведения и документы, направленные в адрес Главного управления в отношении детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, рассмотрены. В письме приводится перечень дел, в принятии которых Главным управлением отказано. В частности, дело Чеботарева В.Я. поскольку оно не соответствует требованиям п.2.1. постановления администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот ... ". Материалами дела установлено, что Чеботарев В.Я. поставлен на учет нуждающихся до достижения 18 лет, следовательно, учет является предварительным. В краевом списке сведения о Чеботареве В.Я. отсутствуют.
В соответствии с уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права на объекты недвижимости у истца отсутствуют (л.д. 37).
Также, имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждаются обстоятельства того, что Чеботарев В.Я. проживает в г.Барнауле.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования при указанных обстоятельствах, суд первой инстанции исходил из того, что право истца на обеспечение жилыми помещениями до достижения им возраста 23 лет не реализовано, в то время как он выразил свою волю быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо, относящееся к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения 23 лет и добросовестно полагал, что поставлен на такой учет органами местного самоуправления.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда по следующим основаниям.
Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями предусмотрено Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со ст. 8 данного Федерального закона в редакции от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, действующей с 01 января 2013 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме названных лиц и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (пункт 1).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет (пункт 3).
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (пункт 8).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в силу с 01.01.2013, действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно ст.17-2 Закона Алтайского края от 12 декабря 2006 года N 136-ЗЗ "О предоставлении жилых помещений государственной жилищного фонда Алтайского края" в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со статьей 17-1 настоящего Закона (далее - список), включаются дети (лица), оставшиеся без попечения родителей и достигшие возраста 14 лет. Включение в список детей (лиц), оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 14 лет, осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты и времени поступления в уполномоченный орган документов.
В соответствии с п. 5.1 Порядка обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 27 декабря 2012 года N 736, органы местного самоуправления в течение одного месяца с момента вступления настоящего Порядка в силу направляют в управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству сведения и документы, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка, в отношении детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, принятых на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма до 1 января 2013 года и не обеспеченных жилыми помещениями. Сведения вносятся в Список по дате поступления заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в орган местного самоуправления.
Как указано выше, на основании постановления администрации "адрес" *** от ДД.ММ.ГГ Чеботарев В.Я. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Какое-либо жилое помещение за ним не закреплено.
Доводы жалобы о том, что регистрационный учет в 2002 году имел предварительный характер, не принимаются судебной коллегией, поскольку опровергаются материалами дела, в том числе, вышеуказанными постановлением администрации.
При этом судебная коллегия отмечает, что законодательством такой регистрационный учет не предусмотрен.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в первоначальной редакции, действующей на момент постановки истца на регистрационный учет для получения жилья, регистрационный учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Снятие детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства. Детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации. При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может предоставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с жилищным законодательством в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер и возможно было при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
Таким образом, истец, являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, постановленный на регистрационный учет лиц указанной категории для получения жилья до достижения 23 лет не был обеспечен жилым помещением, был поставлен на такой учет в администрации Индустриального района г.Барнаула, которая передала учетное дело ответчику. О том, что ответчик отказал в постановке истца на учет как нуждающегося в жилом помещении, последний узнал только из ответа Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, которым отказано в постановке на такой учет. До настоящего времени право истца на обеспечение жилым помещением не реализовано.
Следовательно, вывод суда о наличии оснований для признания за истцом права на внеочередное предоставление жилья как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и возложении на ответчика обязанности по предоставлению Чеботареву В.Я. жилого помещения является соответствующим приведенным выше нормам права и установленным по делу обстоятельствам.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают установленных судом обстоятельств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом, влияли бы на обоснованность и законность принятого решения, основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем основаниями для отмены решения суда являться не могут.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Центрального районного суда г.Барнаула от 27 июля 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.