Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Цибиной Т.О.,
судей Тертишниковой Л.А., Александровой Л.А.,
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Первомайского района Алтайского края к Черновой Т. Н. о взыскании излишне выплаченной социальной выплаты
по апелляционной жалобе ответчика Черновой Т. Н. на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 19 апреля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Тертишниковой Л.А., судебная коллегия
установила:
Чернова Т.Н., являясь участником программы "Социальное развитие села до 2013 года" в "адрес" Алтайского края в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" (категория граждане, проживающие в сельской местности) на основании свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности *** получила социальную выплату (субсидию) на приобретение жилого помещения по адресу: "адрес" в размере "данные изъяты" из них "данные изъяты". из средств федерального бюджета и "данные изъяты" из средств краевого бюджета.
"адрес" Алтайского края обратилась с иском о взыскании с Черновой Т.Н. излишне выплаченной социальной выплаты (субсидии) на приобретение жилого помещения по адресу: "адрес" в размере "данные изъяты"
В обоснование иска указано, что субсидия в размере "данные изъяты". поступила в бюджет "адрес" для дальнейшего перечисления Черновой Т.Н ... Вместе с тем, при предоставлении социальной выплаты был нарушен п. 4.4 Порядка предоставления гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, а именно не был произведен перерасчет предоставленной социальной выплаты, исходя из фактической стоимости 1 кв.м. общей площади приобретенного ответчиком жилого помещения, которая оказалась меньше утвержденной средней рыночной стоимости, что привело к предоставлению ответчику субсидии в завышенном размере, переплата составила "данные изъяты" Данную сумму истец просил взыскать с ответчика в качестве неосновательного обогащения.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены. С Черновой Т.Н. в пользу администрации "адрес" Алтайского края взыскана сумма неосновательно полученной социальной выплаты в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" "данные изъяты" из которых "данные изъяты" - средства федерального бюджета и "данные изъяты" - средства краевого бюджета.
Взыскана с Черновой Т.Н. госпошлина в доход местного бюджета в сумме "данные изъяты"
В апелляционной жалобе ответчик Чернова Т.Н. просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает, что получила социальную выплату (субсидию) на приобретение жилого помещения по адресу "адрес" в размере "данные изъяты" стоимость квартиры составила "данные изъяты" Исходя из положений Порядка предоставления гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края определение размера социальной выплаты является прерогативой органов "адрес", которым в данном случае выступает Главное управление сельского хозяйства Алтайского края. Ею в администрацию были предоставлены все затребованные документы, являющиеся основанием для определения размера социальной выплаты, в том числе договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГ, в котором указаны как площадь приобретаемого жилого помещения, так и его стоимость.
Администрацией предоставлены распоряжение от ДД.ММ.ГГ, разрешение на оплату договора купли-продажи (федеральный бюджет) от ДД.ММ.ГГ, два платежных поручения от ДД.ММ.ГГ на сумму "данные изъяты" Таким образом, у администрации и Управления было более двух месяцев на проверку всех представленных ею документов, и определения соответствующего размера предназначенной социальной выплаты. В соответствии с вышеуказанным Порядком условия ее непосредственного участия в определении размера социальной выплаты не предусмотрены. С ее стороны выполнены все условия участия в мероприятиях Программы. Указанным фактам суд первой инстанции не дал правовой оценки. Более того, в Соглашении, представленным администрацией "адрес", которое заключено с истцом и Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края отсутствуют полномочия последнего на взыскание неосновательно полученной денежной суммы в виде субсидии, в связи с чем считает, что администрация "адрес" является ненадлежащим истцом. Указывает на нарушение судом положений ч. 3 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку после уточнения истцом исковых требований в устной форме со ссылкой на ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд в отложении судебного заседания для подготовки уточненных возражений отказал.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции ответчик Чернова Т.Н. и ее представитель доводы апелляционной жалобы поддержали; представитель истца администрации Первомайского района Алтайского края просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела без их участия.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Суд при разрешении спора правильно применил закон, оценил представленные доказательства, на основании установленных обстоятельств дела пришел к обоснованному выводу о наличии неосновательного обогащения, подлежащего взысканию с ответчика.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858 утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года", в числе мероприятий которой предусмотрены мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов на селе. Основной целью этих мероприятий является обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами.
Предусмотрено, что на указанные мероприятия средства федерального бюджета выделяются на безвозвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации на условиях софинансирования, осуществляемого в порядке межбюджетных отношений.
Предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования указанных мероприятий, осуществляется в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (приложение N 16 к Программе).
Согласно подп. "а" п. 2 указанных Правил субсидии предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам согласно приложению N 1 к Правилам (далее - Типовое положение).
Из содержания указанного Типового положения следует, что основными полномочиями при предоставлении субсидий наделены органы исполнительной власти субъекта, а также муниципальные органы в части полномочий, предусмотренных в п. 25 Типового положения.
На уровне Алтайского края до 01.01.2013 действовал Порядок предоставления средств краевого бюджета на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденный постановлением администрации края от 10.06.2009 N 246 (далее - Порядок N 246), затем до 26.03.2014 - Порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденный постановлением администрации края от 10.01.2013 N 5 (далее - Порядок N 5).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГ Чернова Т.Н. обращалась с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как молодого специалиста (л.д. 73).
Приобретение права на получение субсидии в Типовом положении обусловлено совокупностью трех условий: постоянное проживание в сельской местности; признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий; наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья (пункт 4 Типового положения). Последнее из указанных трех условий на уровне Алтайского края сформулировано по-другому: "документальное подтверждение гражданином наличия собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты" (п. 3.1 Порядка N 246, п. 5.1 Порядка N 5).
По смыслу указанных норм получатель субсидии должен оплатить не менее 30% от расчетной стоимости приобретаемого жилья, либо от его фактической стоимости, если она ниже расчетной (абз. 3 п. 9 Типового положения).
В силу п. 10 Типового положения, п. 3.8 Порядка N 246, п. 4.6 Порядка N 5 право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством по форме согласно приложению N 1 к Типовому положению, которое не является ценной бумагой (далее - свидетельство). Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.
Согласно п. 3.17 Порядка N 5 граждане, молодые семьи и молодые специалисты становятся участниками мероприятий Программы с момента утверждения начальником Главного управления сельского хозяйства Алтайского края сводного списка на текущий год. Истцом представлена копия списка, подписанного Заместителем начальника Главного управления сельского хозяйства Алтайского края и Главой администрации Первомайского района, являющегося приложением N 2 к договору от 24.05.2013 N 33, согласно которому Чернова Т.Н. значится в категории "граждане, изъявившие желание купить готовое жилье" под *** с указанием расчетной стоимости жилья "данные изъяты" и размером собственных средств - "данные изъяты". При этом указано, что ответчице выдано свидетельство N 153 (л.д. 117). В представленной в материалы дела копии указанного свидетельства, согласно которому Черновой Т.Н. предоставляется социальная выплата в размере 570 269 рублей на приобретение жилого помещения, содержится дата его выдачи - ДД.ММ.ГГ (л.д. 54-55).
Право Черновой Т.Н. на получение социальной выплаты никем не оспаривается.
ДД.ММ.ГГ Чернова Т.Н. заключила с Юшиным А.В. и Юшиной Р.А. договор купли-продажи "адрес" по адресу: "адрес", за "данные изъяты".
В договоре указано, что стоимость квартиры в размере "данные изъяты" переданы продавцам из собственных средств покупателя до подписания договора, а часть стоимости квартиры в денежной сумме, в размере "данные изъяты" будут в безналичном порядке перечислены продавцу в десятидневный срок с момента предоставления документов в администрацию "адрес" и отделения Сберегательного банка, ввиду того, что покупатель Чернова Т.Н. на основании Свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности ***, выданного ДД.ММ.ГГ администрацией "адрес", является участником мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на села в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" (л.д. 47-50).
Фактически указанные платежи были произведены, право собственности ответчика на указанное недвижимое имущество зарегистрировано ДД.ММ.ГГ (л.д. 46).
Не оспаривая право ответчика на получение субсидии, истец ссылается на ненадлежащий размер полученной ею субсидии.
Согласно абз. 2 п. 9 Типового положения, абз 3 п. 3.7 Порядка N 246, п. 4.4 Порядка N 5 в случае если фактическая стоимость 1 кв.м общей площади строящегося (приобретаемого) жилья меньше средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв.м общей площади жилья. Кроме того, в силу п. 11 Типового положения, п. 3.5 Порядка N 246, п. 4.5 Порядка N 5 получатель социальной выплаты вправе осуществить строительство (приобретение) жилья сверх установленного размера общей площади жилого помещения при условии оплаты им за счет собственных и (или) заемных средств стоимости строительства (приобретения) части жилья, превышающей указанный размер.
Таким образом, размер субсидии и собственных средств гражданина, которые он должен использовать при приобретении жилья с использованием субсидии, зависит от двух составляющих: фактической стоимости 1 кв.м. приобретаемого жилья и фактической площади приобретаемого жилья.
Расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв.м - для одиноко проживающих граждан, 42 кв.м - на семью из 2 человек и по 18 кв.м на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации на первый квартал года выдачи свидетельства, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
Распоряжением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-р средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья в сельской местности Алтайского края на 2013 года установлена: 1 кв.м. - "данные изъяты" Таким образом, расчетная стоимость приобретения жилья на одного человека составляет "данные изъяты". х 33 кв.м.). 30% от указанной суммы составляет "данные изъяты" 70% - "данные изъяты"
Фактическая стоимость 1 кв.м. общей площади определяется путем деления цены жилого помещения (за вычетом стоимости земельного участка, если он также является предметом продажи по договору), указанной в договоре, на количество квадратных метров общей площади жилого помещения.
При этом установлено, что определение размера социальной выплаты производится органом исполнительной власти (п. 10 Типового положения).
При проведении проверки использования субсидий Счетной палатой Алтайского края в ноябре 2014 года расчет размера субсидии, на которую имела право Чернова Т.Н., произведен следующим образом.
На приобретенную ею квартиры приходится площадь 64,3 кв.м., за которую оплачено "данные изъяты". Фактическая стоимость 1 кв.м составляет "данные изъяты" ( "данные изъяты". Исходя из площади жилого помещения, которое может быть приобретено на семью из одного человека - 33 кв.м., по такой стоимости квадратного метра можно было бы приобрести жилое помещение за "данные изъяты" из этой суммы не менее 30% получатель субсидии должен оплатить за свой счет, следовательно, субсидия должна была составлять "данные изъяты" (л.д. 27).
Следовательно, из цены за "адрес" 000 руб. за счет субсидии могло быть оплачено лишь "данные изъяты" а было оплачено "данные изъяты" переплата составила "данные изъяты"
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что денежная сумма в размере "данные изъяты" должна была оплачиваться за счет собственных средств Черновой Т.Н., а фактически была оплачена за счет бюджетных средств, и взыскал указанную сумму с ответчицы в качестве неосновательного обогащения.
Доводы ответчика об отсутствии ее вины в сложившейся ситуации, а также о том, что ею неправомерные действия не совершались, она выполняла все указания управомоченных органов, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу п. 2 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неосновательного обогащения производится независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Доводы ответчика о том, что администрация Первомайского района является ненадлежащим истцом, судебная коллегия отклоняет.
Как следует из положений Порядка (п. 2.5) и условий договора от 24.05.2013 года заключенного между Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края и администрацией Первомайского района с целью выполнения мероприятий Программы по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов федеральные субсидии и средства краевого бюджета на финансирование мероприятий по указанной программе, перечисляются Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края в доходы бюджетов соответствующих муниципальных районов. Указанные денежные средства отражаются в доходной части бюджета "Муниципального образования" (п.2.2.2 договора). Остаток не использованных в текущем финансовом году средств подлежит возврату в краевой бюджет в установленном законодательством порядке (п.2.2.12 договора). Указанные действия согласно условий договора отнесены к обязанности истца.
Средства, использованные не по целевому назначению, подлежат изъятию в установленном законодательством порядке. "Муниципальное образование" несет ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выделяемых органом исполнительной власти в соответствии с настоящим договором (п. 2.2.12, 3.1 договора).
Таким образом, поскольку денежные средства, полученные от Главного управления сельского хозяйства Алтайского края, были отражены в доходной части бюджета истца, возврат указанных средств отнесен к компетенции истца.
Довод жалобы о нарушении судом ч. 3 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, продолжении рассмотрения дела после уточнения истцом заявленных требований, что повлекло за собой нарушение прав истца на судебную защиту, не является основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Кроме того, истцом была лишь уточнена норма закона, подлежащая применению, размер взыскиваемых сумм изменен не был, поэтому основания для выполнения процессуальных действий, предусмотренных в случае уточнения иска, отсутствовали.
Более того, в силу ч. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации именно суд определяет, какие законы подлежат применению к возникшим правоотношениям.
При таких обстоятельствах в пределах доводов апелляционной жалобы оснований для отмены оспариваемого решения суда не усматривается.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 19 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Черновой Т. Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.