Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Цибиной Т.О.
судей: Александровой Л.А., Тертишниковой Л.А.
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края
на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 29 апреля 2016 года по делу по иску прокурора Ленинского района г.Барнаула в интересах Табунщиковой Л. А., Табунщикова И. А., Резановой С. А. к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Александровой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г.Барнаула обратился в суд в интересах Табунщиковой Л.А., Табунщикова И.А., Резановой С.А. к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение. В обоснование требований указано, что в результате проведенной прокуратурой проверки по обращению Табунщиковой Л.А. установлено, что Табунщиков И.А. является ребенком-инвалидом, страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание в одной квартире, а также имеет право на дополнительную жилую площадь в соответствии с заключение врачебной комиссии. Табунщиков И.А. фактически проживает вместе с матерью и сестрой Резановой С.А. в "адрес" "а", в собственности жилых помещений не имеют. Приказом КЖКХ от ДД.ММ.ГГ *** Табунщикова Л.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях среди инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов составом семьи 3 человека. Просит признать за Табунщиковым И.А., Табунщиковой Л.А., Резановой С.А. право на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке на состав семьи 3 человека, обязать ответчика предоставить Табунщикову И.А., Табунщиковой Л.А., Резановой С.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение в "адрес" по договору социального найма общей площадью 63 кв.м. с учетом права на дополнительную жилую площадь, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 29 апреля 2016 года исковые требования прокурора Ленинского района г. Барнаула удовлетворены частично.
На Главное управление строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края возложена обязанность предоставить Табунщикову И.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение в г.Барнауле на состав семьи два человека по договору социального найма общей площадью 51 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
В удовлетворении иска в остальной части отказано.
В апелляционной жалобе Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. Жалоба мотивирована тем, что отсутствует специальное правовое регулирование, устанавливающее право инвалидов на обеспечение жильем из жилищного фонда субъекта Федерации.
Законом Алтайского края от 11.10.2012 г. N 74-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в закон Алтайского края от 12 декабря 2006 года N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда" были внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2013 года, согласно которым п. 5 ст. 5 закона, который предусматривал право на предоставления по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования иных категорий граждан, определенным федеральным законном и (или) Алтайского каря, был признан утратившим силу.
Перечень категорий граждан, перечисленных в данном Законе после внесенных в него изменений с 1 января 2013 года, является исчерпывающим. Инвалиды, вставшие на учет нуждающихся, после 1 января 2005 года, не обладают правом на получение жилого помещения по данному закону. Тем самым, суд возложил на ответчика обязанность по нормам Закона, которые не применяются с 1 января 2013 года.
С 01.03.2005 г. единственным нормативным правовым актом, определяющих основания и порядок предоставления жилых помещений инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, а также лицам, страдающим хроническими заболеваниями, установленными постановлением Правительства РФ, является ЖК РФ. Комитет ЖКХ г. Барнаула принял истцов на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения без исследования вопроса об их имущественном положении. Не было учтено, что Табунщикова Л.А. в период с апреля 2011 года по апрель 2016 года являлась собственником 4-х жилых помещений. Семья Табунщиковых малоимущей не была признана в установленном порядке. Суд, удовлетворяя требования на состав семьи два человека, не указал данные второго члена семьи, при этом согласно материалам дела семья состоит из 3 человек. Вывод суда о внеочередном порядке обеспечения жилым помещением по договору социального найма противоречит п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
В суде апелляционной инстанции прокурор Я.В. представитель истца Грищко А.В. просили оставить решение суда без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, надлежаще извещены о времени месте рассмотрения дела, о наличии уважительных причин неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно части 1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения.
В соответствии с заключением врачебной комиссии КГБУЗ "Детская городская поликлиника ***, "адрес"" *** от ДД.ММ.ГГ Табунщиков И.А., ДД.ММ.ГГ года рождения, в связи с заболеванием (код по МКБ F06.8) имеет право на дополнительную жилую площадь на основании п. 9 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ *** (л.д. 8).
Судом установлено, что Табунщиков И.А. является инвалидом с детства, страдает тяжелой формой хронического заболевания, указанного в пункте 4 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ ***.
Табунщиков И.А. проживает вместе с матерью Табунщиковой Л.А. и сестрой Резановой С.А. в "адрес" "адрес" которая принадлежит Шибких Н.Н., Шибких В.Ф.
Приказами КЖКХ г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** и от ДД.ММ.ГГ *** Табунщикова Л.А. составом семьи 3 человека поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях среди инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов и среди молодых семей.
Разрешая настоящий спор и возлагая на Главное управление строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края обязанность предоставить истцу на состав семьи, состоящей из двух человек, вне очереди жилое помещение по договору социального найма, суд первой инстанции правомерно учитывал, что несовершеннолетний Табунщиков И.А. является инвалидом с детства, страдает тяжелой формой хронического заболевания, указанного в пункте 4 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, нуждаемость в постороннем уходе, а также невозможность проживания самостоятельно.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которые не противоречат установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2011 года N 551-О-О предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях, независимо от их имущественного положения.
Жилищный кодекс РФ не содержит специальное регулирование порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма.Однако, как указал Конституционный суд РФ, данное обстоятельство не исключает обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством РФ Перечне, при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных, (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан, в том числе инвалидов, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Закона N 181-ФЗ предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обеспечение жильем инвалидов и их семей, вставших на учет после 01.01.2005 г., подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Действующий на территории Алтайского края закон "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" с 01.01.2013 г. не содержит прямого указания на обеспечение жилыми помещениями иных категорий граждан, определенных федеральным законом или законом Алтайского края. Однако указанное обстоятельство не исключает из полномочий органа субъекта федерации решение отнесенных к его ведению Конституцией Российской Федерации вопросов социальной поддержки в отношении инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
Таким образом, инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством РФ Перечне, чье право на внеочередное предоставление жилья, предусмотрено ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относятся к категории граждан, которые имеют право на предоставление жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования.
Согласно ст. 6 Закона Алтайского края "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" уполномоченный орган Алтайского края обобщает данные учета нуждающихся граждан и ежегодно составляет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма. На основании сводного реестра уполномоченный орган Алтайского края формирует предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год.
Жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам на основании решения уполномоченного органа Алтайского края.
Уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства является Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края.
Оценивая существующий порядок предоставления жилья в Алтайском крае, принимая во внимание непринятие со стороны исполнительного органа власти субъекта Федерации мер по реализации права истца на обеспечение жилым помещением, позицию представителя органа власти Алтайского края об отсутствии у них обязанности по обеспечению жильем такой категории граждан, суд принял правильное решение о необходимости возложить на Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края обязанность предоставить Табунщикову И.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, а доводы апелляционной жалобы о том, что данное Главное Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, являются необоснованными.
Довод апелляционной жалобы о том, что семья Табунщиковых не может быть обеспечена жилым помещением в соответствии с Законом Алтайского края от 12 декабря 2006 года N 136-ЗС (в редакции закона от 11 октября 2012 года N 74-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края") не влечет отмену решения суда, поскольку право Табунщикова И.А. на внеочередное предоставление жилья установлено ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Не принимаются во внимание доводы жалобы о незаконности постановки материального истца на учет в качестве нуждающегося в связи с наличием в собственности жилых помещений, и отсутствием доказательств признания семьи малоимущей, поскольку приказ Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ ***, которым Табунщикова Л.А. составом семьи 3 человека поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях среди инвалидов и семей, не оспорен и не отменен.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" предусмотрено, что жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов РФ. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством РФ. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь (п. 6).
Таким образом, ни Федеральный закон N 181-ФЗ, ни Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901, не устанавливают право членов семьи инвалида на внеочередное предоставление жилого помещения.
Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 03 марта 2015 года N 85-КГ14-10.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации только несовершеннолетний Табунщиков И.А. имеет право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, иные члены семьи Табунщиковых таким правом не обладают и должны обеспечиваться жильем в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет в качестве нуждающихся.
При решении вопроса о предоставлении несовершеннолетнему Табунщикову И.А. жилого помещения суд первой инстанции верно учитывал его несовершеннолетний возраст, невозможность самостоятельного проживания, в связи с чем, площадь предоставляемого жилого помещения должна быть рассчитана на самого ребенка-инвалида и одного члена семьи, с учетом того, что он нуждается в постороннем уходе и не может проживать самостоятельно с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Довод жалобы о том, что в решении суда не указаны данные второго члена семьи, которому предоставлено жилое помещение, основанием для отмены решения суда не является.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрения дела, влияли на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводов суда первой инстанции. Доводы жалобы направлены на иное толкование закона.
Судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит доводов, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, могли бы являться основаниями для отмены решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 29 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.