Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Цибиной Т.О.
судей Довиденко Е.А., Параскун Т.И.,
при секретаре Добротворской В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ТСЖ "Прогресс" на решение Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 11 мая 2016 года
по делу по иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ТСЖ "Прогресс" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить содержание контейнерной площадки в соответствии с требованиями законодательства.
Заслушав доклад судьи Довиденко Е. А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алтайский межрайонный природоохранный прокурор, выступающий в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ТСЖ "Прогресс" о признании незаконными бездействия по обеспечению обустройства и содержания мест временного накопления отходов от многоквартирного "адрес" в "адрес" в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства, возложении на ответчика обязанности обеспечить организацию, обустройство и содержание мест временного накопления отходов от многоквартирного дома в соответствии с требованиями законодательства, в том числе: организовать размещение мест временного накопления отходов по согласованию с администрацией Октябрьского района г.Барнаула и Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; оборудовать площадки для установки контейнеров твердым покрытием и ограждением, произвести посадку зеленых (кустарных) насаждений по периметру площадки, обеспечить сохранность и уход за насаждениями, а также обеспечить удобные подъезды для автотранспорта до ДД.ММ.ГГ; установить информационные аншлаги с указанием контактных телефонов организации, вывозящей отходы, и графика вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обеспечить ежедневную уборку мест сбора твердых бытовых отходов и придомовой территории, организовать ежедневный вывоз мусора и твердых бытовых отходов от мест накопления отходов и прилегающей территории.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки установлено несоответствие обустройства и содержание места временного накопления отходов, расположенного на расстоянии около 35 метров от "адрес" в "адрес", требованиям санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства, а именно зеленые насаждения по периметру площадки отсутствуют, информационные аншлаги с указанием контактных телефонов организации, вывозящей отходы, и графика вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов отсутствуют. Бункер-накопитель не имеет маркировки с наименованием владельца. Указанная контейнерная площадка предназначена для обслуживания многоквартирных домов ***, *** по "адрес" дивизии и ***, *** по "адрес", с администрацией района и Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю не согласовывалась.
Управление многоквартирным домом *** по "адрес" в "адрес" осуществляет ТСЖ "Прогресс".
Поскольку не исполнение требований природоохранного законодательства нарушает права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, в силу п. 2.2.10 СанПин 42-128-4690-88 ответственность за содержание мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов, несет организация, в ведении которой находится дом, Алтайский межрайонный природоохранный прокурор и обратился в суд с указанными выше требованиями.
Решением Октябрьского районного суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены.
Признано незаконным бездействие ТСЖ "Прогресс" по обеспечению обустройства и содержания мест временного накопления отходов от многоквартирного "адрес" в "адрес" в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства.
На ТСЖ "Прогресс" возложена обязанность обеспечить организацию, обустройство и содержание мест временного накопления отходов от многоквартирного "адрес" в "адрес" в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства, в том числе:
- организовать размещение мест временного накопления отходов по согласованию с администрацией "адрес" в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
- организовать размещение мест временного накопления отходов по согласованию с Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
- оборудовать площадки для установки контейнеров твердым покрытием и ограждением, произвести посадку зеленых (кустарных) насаждений по периметру площадки, обеспечить сохранность и уход за насаждениями, а также обеспечить удобные подъезды для автотранспорта до ДД.ММ.ГГ;
- установить информационные аншлаги с указанием контактных телефонов организации, вывозящей отходы, и графика вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
- обеспечить ежедневную уборку мест сбора твердых бытовых отходов и придомовой территории.
- организовать ежедневный вывоз мусора и твердых бытовых отходов от мест накопления отходов и прилегающей территории.
Взыскана с ТСЖ "Прогресс" в доход местного бюджета Муниципального образования городской округ - город Барнаул Алтайского края государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
В апелляционной жалобе с учетом дополнений к ней ответчик просит решение суда отменить, отказав истцу в иске. В обоснование доводов ссылается на то, что п.п. 2.3.1 Порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах г. Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 27.08.2010 N 249, администрации районов определяют места временного хранения бытовых отходов для производителей в порядке, установленном постановлением администрации города. Соответствующее постановление администрации города Барнаула "Об утверждении порядка размещения мест временного хранения отходов" от 30.11.2006 N3043 утратило силу. В настоящее время порядок согласования мест временного хранения бытовых отходов не установлен, несмотря на это, суд обязал ответчика согласовать с администрацией места контейнерных площадок. Указанные обстоятельства делают решение суда в части возложения обязанности на ТСЖ организовать размещение мест временного накопления отходов по согласованию с администрацией района и Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю неисполнимым. Исполнение последующих удовлетворенных судом требований зависит от исполнения первых двух, поскольку ответчик обязан сначала оборудовать объекты накопления отходов по согласованию с указанными органами, а в последствии выполнить остальные действия.
Кроме того, контейнерная площадка является совмещенной, предназначена для обслуживания иных многоквартирных домов, которые находятся на обслуживании иных управляющих компаний и ТСЖ, которыми составлен график дежурств по ежедневной уборке контейнерной площадки. По графику ответчик осуществлял дежурство в феврале 2016г, проверка прокурором была проведена в марте 2016г, в связи с чем, ответчик полагает, что не представлены доказательства ненадлежащего исполнения обязательства именно ответчиком по уборке контейнерной площадки и прилегающей территории. По акту прокурора 09.03.2016. можно привлечь любую управляющую компанию, использующую спорную площадку, которую за ответчиком никто не закреплял.
В дополнении к жалобе ответчик просит в подтверждение своих доводов приобщить ответ администрации района об отказе в согласовании места размещения контейнерной площадки в виду отсутствия Порядка размещения мест временного хранения отходов, а также ответ Управления Роспотребнадзора о комиссионном рассмотрении вопроса о размещении контейнерной площадки с участием администрации и ТСЖ.
В письменных возражениях прокурор Алтайской межрайонной природоохранной прокуратуры Алтайского края просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции прокурор возражения поддержал.
Иные лица, участвующие в деле в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит основания для отмены принятого решения суда.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пп. "д" п.11, пп. "а" п.16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме. Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе и путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В пункте 7.6 Правил благоустройства территории городского округа - города Барнаула, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 07.06.2013 N 110 указано, что содержание мест временного хранения отходов на территории многоэтажной жилой застройки производится лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, в порядке, установленном СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест", постановлением администрации города и настоящими Правилами.
Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием, организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов. Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений ( п.п. 3.7.1, 3.7.4 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда").
Согласно п.2.2.10 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", содержание мест временного хранения отходов на территории многоэтажной жилой застройки производится лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами; ответственность за содержание мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов, несет организация, в ведении (управлении) которой находится дом.
Анализируя указанные нормы права, следует, что обязанность по обеспечению организации, обустройства и содержания мест временного накопления отходов от многоквартирного дома, в соответствии с действующим законодательством, возлагается на управляющую компанию, с которой собственниками многоквартирного дома заключен договор управления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, управление многоквартирным домом *** по "адрес" в "адрес" осуществляет ТСЖ "Прогресс".
В соответствии с актом проверки соблюдения природоохранного законодательства, проведенной Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой 09.03.2016, было установлено, что возле "адрес" в "адрес" на расстоянии около 35 метров имеется контейнерная площадка, на которой расположен 1 бункер-накопитель для накопления отходов, которая не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства, допущено нарушение п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88, п. 3.10 Порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 27.08.2010 N349, а именно зеленые насаждения по периметру площадки отсутствуют, информационные аншлаги с указанием контактных телефонов организации, вывозящей отходы, и графика вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов отсутствуют. Бункер-накопитель не имеет маркировки с наименованием владельца.
В соответствии с письмом администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ контейнерную площадку, расположенную около "адрес" в "адрес", используют жильцы домов ***, *** по "адрес" дивизии и ***, *** по "адрес" в "адрес", с администрацией и Управлением Роспотребнадзора размещение вышеуказанной контейнерной площадки не согласовывалось(ответ Роспотребнадзора от 18.03.2016г).
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о несоответствии места накопления отходов возле "адрес" в "адрес" требованиям действующего законодательства, и как следствие, не может быть признано надлежащим местом накопления отходов.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств, свидетельствующих об устранении указанных нарушений, ответчиком не представлено, в связи с чем, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме. При этом указав, что сроки для исполнения решения суда являются разумными.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на положениях действующего законодательства и не противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы о том, в настоящее время отсутствует порядок согласования временного хранения бытовых отходов с администрацией района и судом этот факт исследован не был, на законность оспариваемого решения не влияют, поскольку данная обязанность предусмотрена действующим законодательством.
Решением Барнаульской городской Думы от 27 августа 2010 года N349, в пределах предоставленных полномочий, утвержден Порядок сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах города Барнаула.
Пунктом 2.3.1 Порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 27.08.2010 N349 (далее Правила), на администрации районов города возложена обязанность по определению мест временного хранения бытовых отходов для их производителей в порядке, установленном постановлением администрации города, а также ведение реестров и учет мест временного хранения бытовых отходов, с присвоением им учетных номеров.
В соответствии с п. 2.4 указанного Порядка товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации оборудуют объекты накопления отходов в жилищном фонде по согласованию с администрациями районов.
Согласно п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории необходимо согласовывать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
Отсутствие на момент рассмотрения дела утвержденного порядка согласования размещения мест временного хранения отходов, при наличии установленной законом обязанности не влияет и не освобождает субъектов гражданских правоотношений от исполнения указанной обязанности. Кроме того, судебная коллегия учитывает, что ответчик для согласования размещения мест временного хранения отходов в администрацию и Управление Роспотребнадзора в процессе разрешения спора не обращался, доказательств обратного не представил; в приобщении ответов из администрации и Управления Роспотребнадзора, полученных после вынесения оспариваемого судебного акта, судебной коллегией отказано в связи с отсутствием обстоятельств, препятствовавших ответчику представить их в суд первой инстанции(абз.2 ч.1 ст. 327.1ГПК РФ),
Довод жалобы о том, что контейнерная площадка, является совмещенной и предназначена для обслуживания нескольких многоквартирных домов, судебная коллегия считает несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2.2.3 СанПина 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
Содержание мест временного хранения отходов на территории многоэтажной жилой застройки производится лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами; ответственность за содержание мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов, несет организация, в ведении (управлении) которой находится дом (п. 2.2.10).
Действительно, согласно информации администрации Октябрьского района города Барнаула ДД.ММ.ГГ указанная контейнерная площадка предназначена для обслуживания нескольких многоквартирных домов. При этом, как следует из материалов дела, размещение контейнерной площадки, расположенной по вышеуказанному адресу, предназначенной для обслуживания, в том числе, и многоквартирного дома "адрес" с администрацией района и Управлением Роспотребнадзора Алтайского края не согласовывалось.
Таким образом, указанная площадка, на момент проверки, не соответствовала требованиям действующего законодательства, и следовательно не могла быть признана надлежащим местом накопления отходов. Лишь после процедуры согласования места временного накопления отходов от вышеуказанного многоквартирного дома с компетентными органами, управляющая организация обязана произвести обустройство указанного места и обеспечить последующее содержание в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства. Кроме того, согласно заявленным требованиям, прокурор обратился в суд с требованием о возложении обязанности обеспечить организацию, обустройство и содержание мест временного накопления отходов именно от многоквартирного "адрес", управляющей организацией которого является ответчик. Таким образом, указанные в апелляционной жалобе иные организации, не могут являться ответчиками по данному делу.
Доказательством ненадлежащего исполнения ответчиком обязанности по содержанию мест временного накопления отходов именно многоквартирного "адрес" является акт прокурорской проверки от 09.03.2106 и ответчиком не оспорен.
Доводы апелляционной жалобы ответчика основаны на ошибочном толковании норм материального права и не являются основанием для отмены судебного решения.
Судебная коллегия полагает, что юридически значимые для дела обстоятельства установлены судом правильно, собранным по делу доказательствам судом дана соответствующая оценка, выводы суда должным образом мотивированы.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения судебной коллегией не установлено. Апелляционная жалоба ссылок на таковые не содержит.
Руководствуясь ст.ст.328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 11 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ТСЖ "Прогресс" на указанное решение - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.