Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.,
судей Довиденко Е.А., Белодеденко И.Г.,
при секретаре Добротворской В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнаула Алтайского края на решение Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 31 мая 2016 года по делу
по иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края к обществу с ограниченной ответственностью "Алтайстройснаб" о понуждении к представлению расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов.
Заслушав доклад судьи Параскун Т.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края (далее Управление Пенсионного фонда) обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Алтайстройснаб" (далее ООО "Алтайстройснаб") о понуждении к представлению расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов.
В обоснование требований истец указал на то, что ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и плательщиком страховых взносов. Плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм, начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых вносов, относящихся к ним в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты и ежеквартально представлять их в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на бумажном носителе и в форме электронного документа.
Ответчиком не представлены расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также сведения о работающих гражданах за отчетные периоды в установленный срок. Представление отчетности необходимо для реализации пенсионных прав застрахованных лиц.
По таким основаниям истец просил обязать ООО "Алтайстройснаб" в лице руководителя А.Ю. предоставить сведения персонифицированного учета о работающих застрахованных лицах, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за отчетные периоды: - за 2014 год, 1 квартал 2015 года, полугодие 2015 года, 9 месяцев 2015 года
Решением Октябрьского районного суда г.Барнаула от 31 мая 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда просит решение суда отменить и разрешить вопрос по существу, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Истец не согласен с выводом суда о том, что законом не закреплено право Управления Пенсионного фонда на обращение в суд с заявлением о понуждении страхователей предоставлять сведения, необходимые для осуществления индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования. Так ст. 18 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусматривает разрешение судом споров между органами Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователями и застрахованными лицами по вопросам индивидуального учета.
Отмечает, что Управление Пенсионного фонда обратилось в суд в защиту не своих прав, а за защитой прав застрахованных лиц. Не соглашаясь с применением судом ст.46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истец обращает внимание судебной коллегии на то обстоятельство, что застрахованные лица в Управление не обращались за их защитой и круг этих лиц определен, вместе с тем, застрахованным лицам не известно о допущенных ответчиком нарушениях.
Управление полагает, что возможность применения к страхователям мер административной ответственности, на которую ссылается суд, не лишает истца прав на обращение в суд с иском.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, обсудив доводы, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее Федеральный закон N212-ФЗ).
Как следует из положений ч.1 ст. 3 указанного Федерального закона контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, являясь органом контроля за уплатой страховых взносов.
В силу ст. 2, подп. "а" п.1 ч.1 ст. 5 Федерального закона "212-ФЗ юридические лица (организации) относятся к числу плательщиков страховых взносов.
В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона N212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
Пунктом 1 ч.9 ст.15 Федерального закона N212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов ежеквартально представлять в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (ч.1 ст.16 Федерального закона N212-ФЗ).
Аналогичные права страховщиков и обязанности страхователей установлены в ст. 13, 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
На основании абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Федеральный закон N27-ФЗ) страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Характер указанных сведений и периодичность их предоставления определены в ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ, в которой закреплено, что страхователь обязан ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представлять о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, перечисленные в пункте 2 данной статьи.
Согласно п.3 ч.2 ст. 28 Федерального закона N212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Установлено и подтверждается материалами дела, что ООО "Алтайстройснаб", являясь плательщиком страховых взносов, в установленный срок не предоставил истцу, являющемуся органом контроля за уплатой страховых взносов, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Требования истца о предоставлении указанных сведений, содержащиеся в уведомлении, оставлены без удовлетворения.
Обращаясь в суд с иском, истец указывал на исчерпание возможностей по понуждению ответчика к исполнению возложенной на него законом обязанности.
Действительно, в силу п.9 ч.1 ст. 29 Федерального закона N212-ФЗ истец вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:
а) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
б) в иных случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Как установлено ст. 18 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", споры между органами Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователями и застрахованными лицами по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета разрешаются судом.
Вместе с тем спор о предоставлении расчетов отсутствует, поскольку императивной нормой (п.3 ч.2 ст. 28 Федерального закона N212-ФЗ) предусмотрена обязанность плательщиков страховых взносов представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
При таких обстоятельствах нельзя признать обоснованными доводы апелляционной жалобы о том, что ст. 18 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусматривает возможность обращения в суд с заявленными требованиями, поскольку в данной статье и п.9 ч.1 ст. 29 Федерального закона N212-ФЗ предусмотрено обращение Пенсионного фонда в суды общей юрисдикции именно с исками, т.е. в случае возникновения спора. Вместе с тем в рассматриваемой ситуации обязанность плательщика по предоставлению расчетов является безусловной, как предусмотренная законом.
Кроме того, ч.1 ст. 29 Федерального закона N212-ФЗ корреспондирует истцу, как органу контроля, право: требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах от плательщика страховых взносов документы по формам, установленным государственными органами, служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов (п.1); определять суммы страховых взносов, подлежащие уплате (перечислению) плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о плательщике страховых взносов, а также данных об иных аналогичных плательщиках страховых взносов в случаях отказа плательщика страховых взносов допустить должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов на территорию (в помещение) плательщика страховых взносов, отсутствия учета объектов обложения страховыми взносами или ведения такого учета с нарушением установленного порядка, приведшим к невозможности исчислить страховые взносы (п.4); требовать от плательщиков страховых взносов, их уполномоченных представителей устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах и контролировать выполнение указанных требований (п.5).
В силу ст. 46 Федерального закона N212-ФЗ непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в установленный срок предоставляет истцу возможность понуждения нарушителя к исполнению данного требования путем взыскания штрафов.
Так в соответствии с ч.2 данной статьи несоблюдение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.
В силу ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Поскольку, как указывает в жалобе истец, круг лиц, чьи интересы нарушены, определен и застрахованные лица, работники ООО "Алтайстройснаб" в Пенсионный фонд с заявлением о защите их прав не обращались, судом правильно указано об отсутствии у ответчика полномочий по обращению в суд с иском в защиту их прав, в соответствии со ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом неизвещенность застрахованных лиц о допущенных ответчиком нарушениях не является основанием для представления их интересов.
Довод апелляционной жалобы о том, что возможность применения к страхователям мер административной ответственности, на которую ссылается суд, не лишает истца прав на обращение в суд с иском, отмены постановленного решения не влечет, поскольку не влияет на правильные по существу выводы суда. Кроме того, в оспариваемом решении суд указывает на право истца применить методы административного воздействия, не расценивая данное обстоятельство как исключающее возможность судебной защиты.
Иных доводов, влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Нарушения норм материального и процессуального права судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 31 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнаула Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.