Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Титовой В.В., Ковалюк Л.Ю.,
при секретаре Ждановой М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Харламова А. В. на решение Баевского районного суда Алтайского края от 08 июня 2016 года по делу по административному иску
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы "номер" по Алтайскому краю к Харламову А. В. о взыскании задолженности по налогам, пени.
Заслушав доклад судьи Ковалюк Л.Ю., судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России "номер" по Алтайскому краю (далее по тексту - МИФНС России "номер" по Алтайскому краю, Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Харламову А.В. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2013-2014 годы в сумме 13 950 руб., налогу на имущество физических лиц за 2011-2014 годы в сумме 8 519 руб. 68 коп., транспортному налогу за 2013-2014 годы в сумме 88 693 руб. и пени по транспортному налогу в сумме 1 753 руб. 29 коп., мотивированным тем, что административный ответчик в указанные налоговые периоды являлся собственником объектов недвижимого имущества и транспортных средств, в связи с чем был обязан платить соответствующие налоги. В адрес налогоплательщика Инспекцией было направлено налоговое уведомление от 21 апреля 2015 года "номер" об уплате вышеуказанных налогов за 2012-2014 годы, в котором сообщалось о необходимости уплатить исчисленную сумму налога в срок не позднее 01 октября 2015 года. В связи с неисполнением указанной обязанности Харламову А.В. было направлено требование от 23 октября 2015 года "номер" об уплате налога, сбора, пени, штрафа, в котором установлен срок исполнения указанной обязанности - до 15 декабря 2015 года; ранее Харламову А.В. также направлялось требование об уплате налогов от 20 ноября 2013 года "номер", однако до настоящего времени обязанность по уплате налогов в добровольном порядке Харламовым А.В. не исполнена. В связи с неуплатой налогов в установленный законом срок на основании ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекцией были начислены пени, сумма которых по транспортному налогу за период с 01 сентября 2014 года по 13 октября 2015 года составила 1 753 руб. 29 коп. и также подлежит взысканию с налогоплательщика.
Решением Баевского районного суда Алтайского края от 08 июня 2016 года административное исковое заявление удовлетворено полностью.
В апелляционной жалобе Харламов А.В. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что расчет задолженности произведен налоговым органом неправильно, не учтены все произведенные Харламовым А.В. платежи.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу МИФНС России "номер" по Алтайскому краю просит оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Харламов А.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Рассмотрев административное дело в полном объеме в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив доводы жалобы, выслушав представителя Межрайонной ИФНС России N по Алтайскому краю Глухих М.А., возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит изменению в связи со следующим.
В соответствии со ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации к объектам налогообложения отнесены автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из п.п. 1, 2 ст. 359 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства (п. 1 ст. 361 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу п.п. 1, 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Транспортный налог, обязательный к уплате на территории Алтайского края, установлен и введен в действие Законом Алтайского края от 10 октября 2002 года N 66-ЗС "О транспортном налоге на территории Алтайского края" (далее - Закон Алтайского края N 66-ЗС).
Данным законом установлены налоговые ставки для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно в размере 10 руб., свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно, - в размере 60 руб.; грузовых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно, - в размере 40 руб., свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт), - в размере 85 руб., а также определено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (ст. 2 Закона Алтайского края N 66-ЗС).
Судом правильно установлено на основании сведений органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, что за Харламовым А.В. в 2013-2014 годах были зарегистрированы следующие транспортные средства: "данные изъяты".
Согласно п. 3 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
С учетом вышеприведенных налоговых ставок, мощности двигателей и времени, в течение которого транспортные средства были зарегистрированы за административным ответчиком, исчисленного в соответствии с положениями вышеприведенной правовой нормы, транспортный налог в отношении автомобилей Харламова А.В. за 2013 год составляет 42 290 руб., за 2014 год - 46 403 руб., что соответствует сумме налога, исчисленной к уплате в налоговом уведомлении "номер" от 21 апреля 2015 года.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
Земельный налог на территории Нижнечуманского, Верх-Пайвинского и Нижнепайвинского сельсоветов Баевского района и налоговые ставки в отношении земельных участков установлены соответствующими решениями Нижнечуманского сельского Совета народных депутатов Баевского района Алтайского края от 28 октября 2010 года N 22 "О введении земельного налога на территории муниципального образования Нижнечуманский сельсовет", Верх-Пайвинского сельского Совета народных депутатов Баевского района Алтайского края от 03 ноября 2010 года N 18 "О введении земельного налога на территории муниципального образования Верх-Пайвинский сельсовет", Нижнепайвинского сельского Совета народных депутатов Баевского района Алтайского края от 03 ноября 2010 года N 18 "О введении земельного налога на территории муниципального образования Нижнепайвинский сельсовет Баевского района Алтайского края".
Срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации).
Материалами дела подтверждаются установленные судом обстоятельства того, что в 2013-2014 годах Харламов А.В. владел на праве собственности следующими земельными участками:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты".
В связи с этим суд сделал правильный вывод о том, что Харламов А.В. является плательщиком земельного налога и на нем лежала обязанность по уплате налога за 2013, 2014 годы в сумме 6 975 руб. за каждый налоговый период.
Порядок уплаты налога на имущество физических лиц в этот налоговый период был регламентирован Законом Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон о налогах на имущество), действовавшим до 31 декабря 2014 года.
Как следует из п. 1 ст. 1 указанного Закона плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: 1) жилой дом; 2) квартира; 3) комната; 4) дача; 5) гараж; 6) иное строение, помещение и сооружение; 7) доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1 - 6 настоящей статьи (ст. 2 Закона о налогах на имущество).
Согласно п. 1 ст. 3 Закона о налогах на имущество ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.
В соответствии с п.п. 1, 2, 9 ст. 5 Закона о налогах на имущество исчисление налогов производится налоговыми органами.
Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.
На территории Нижнечуманского, Верх-Пайвинского и Нижнепайвинского сельсоветов Баевского района в период возникновения спорных правоотношений действовали решения Верх-Пайвинского сельского Совета депутатов Баевского района Алтайского края от 19 августа 2005 года N 29 "О ставках налога на имущество физических лиц на территории сельского поселения Верх-Пайвинский сельсовет" (в 2013 году это же решение действовало в ред. от 21.12.2012 N 34), от 29 ноября 2013 года N 19 "О ставках налога на имущество физических лиц на территории сельского поселения Верх-Пайвинский сельсовет" (налоговый период 2014 года); Нижнепайвинского сельского Совета народных депутатов Баевского района Алтайского края от 29 августа 2005 года N 6"О ставках налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования Нижнепайвинский сельсовет Баевского района Алтайского края" (в 2013 году это же решение действовало в ред. от 25.12.2012 N 36); Нижнечуманского сельского Совета народных депутатов Баевского района Алтайского края от 30 августа 2005 года N 14 "О ставках налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования Нижнечуманский сельсовет" (в 2013 году это же решение действовало в ред. от 30.03.2012 N 20, в 2014 г.- в ред. от 15.11.2013 N 21).
С учетом установленных данными решениями налоговых ставок и принадлежности Харламову А.В. на праве собственности следующих объектов недвижимости: "данные изъяты".
09 июля 2015 года налоговым органом в адрес Харламова А.В. заказным письмом направлено налоговое уведомление "номер" о необходимости уплаты вышеназванных налогов за 2012-2014 годы в срок до 01 октября 2015 года.
В связи с неуплатой налога в установленный законом срок 26 октября 2015 года в адрес Харламова А.В. заказным письмом направлено требование "номер" об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 23 октября 2015 года, в котором оговорен срок исполнения обязанности по уплате транспортного налога и пеней, - до 15 декабря 2015 года.
Поскольку Харламов А.В. не исполнил в установленный срок данное требование, налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением 18 апреля 2016 года, то есть в пределах срока обращения в суд, предусмотренного п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доказательств того, что Харламовым А.В. были уплачены вышеназванные суммы налогов административным истцом суду первой и апелляционной инстанций не представлено, в материалах дела таких сведений не имеется, в связи с чем ссылка в жалобе на несогласие с исчисленной суммой налогов является несостоятельной.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом районного суда о необходимости взыскания с административного ответчика налога на имущество физических лиц за 2011 год, а также пени по транспортному налогу в размере 1753 руб. 29 коп. по следующим основаниям.
В соответствии с п. 10 ст. 5 Закона о налогах на имущество лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.
Как усматривается из материалов дела, налоговое уведомление "номер", в котором в числе прочего указано на необходимость уплаты налога на имущество физических лиц за 2011 год, было направлено Инспекцией в адрес налогоплательщика 10 ноября 2014 года. Между тем, доказательств направления требования (равно как и самого требования) об уплате налога в связи с неисполнением вышеуказанного уведомления, а также обращения в суд с заявлением о взыскании налога в порядке, предусмотренном ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, МИФНС России "номер" по Алтайскому краю, несмотря на предпринятые меры судом апелляционной инстанции, не представлено.
То обстоятельство, что ранее в адрес налогоплательщика направлялись налоговое уведомление "номер" от 26 апреля 2013 года, требование "номер" от 20 ноября 2013 года, а также был вынесен судебный приказ от 18 августа 2014 года при отсутствии сведений об отмене данного судебного приказа и своевременном обращении в исковом порядке в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика, не свидетельствует о необходимости взыскания задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2011 год, учитывая, что в случае, если данный судебный приказ не был отменен, то налоговый орган не лишен возможности предъявить его к исполнению.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что в налоговом уведомлении "номер" от 21 апреля 2015 года транспортный налог начислен Харламову А.В. за периоды 2013-2014 годов, тогда как расчет пеней по транспортному налогу произведен, в том числе, с учетом наличия недоимки за 2012 год (л.д. 44), судебная коллегия приходит к выводу о необходимости уменьшения размера подлежащей взысканию пени по транспортному налогу до 292 руб. 69 коп.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 61.1 и п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, учитывая, что судом апелляционной инстанции уменьшена сумма налога на имущество физических лиц и пени по транспортному налогу, подлежащая взысканию с Харламова А.В., судебная коллегия полагает необходимым уменьшить также размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с административного ответчика в доход местного бюджета, до 3412 руб. 52 коп. (3200+212,52 (2% суммы, превышающей 100 000 рублей)).
Таким образом, решение суда подлежит изменению в части взысканных с Харламова А.В. сумм налога, пени и государственной пошлины, в связи с чем его резолютивную часть следует изложить в новой редакции.
Руководствуясь ст.ст. 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Баевского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы "номер" по Алтайскому краю удовлетворить частично.
Взыскать с Харламова А. В., проживающего по адресу: "адрес", в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы "номер" по Алтайскому краю недоимку по транспортному налогу за 2013-2014 годы в размере 88 693 руб., пени на недоимку по транспортному налогу в размере 292 руб. 69 коп., недоимку по земельному налогу за 2013-2014 годы в размере 13 950 руб., недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2012-2014 годы в размере 7 690 руб. 33 коп.
Взыскать с Харламова А. В. в доход муниципального образования Баевский район Алтайского края государственную пошлину в размере 3 412 руб. 52 коп.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.