Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Бакланова Е.А.,
при секретаре Добротворской В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
общество с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" (далее - ООО " "данные изъяты"", Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, требуя установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 80995 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГ. В обоснование требований указано, Общество является арендатором вышеуказанного объекта недвижимости. Вместе с тем, кадастровая стоимость земельного участка в размере "данные изъяты" рубль 85 копеек значительно превышает его рыночную стоимость, что подтверждается отчетом об оценке. Данное обстоятельство нарушает права административного истца, так как арендная плата рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Ссылаясь на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости.
Представители административных соответчиков администрации Алтайского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее по тексту - Управление Росреестра по Алтайскому краю), заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Алтайскому краю (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю), в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, об отложении разбирательства дела не ходатайствовали. В соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть административное дело при имеющейся явке.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, указав на невозможность использования экспертного заключения в качестве доказательства размера рыночной стоимости земельного участка; представитель заинтересованного ФИО разрешение требований оставила на усмотрение суда. Управление Росреестра по Алтайскому краю, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю, администрацией Алтайского края, Главным управлением имущественных отношений Алтайского края представлены письменные отзывы на заявление (л.д.195-196, 200-203, 222-224).
Выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о правомерности требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено определение налоговой базы в отношении земельного участка как его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
ООО " "данные изъяты"" является арендатором земельного участка с кадастровым ***, площадью 80995 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается договором аренды ***-з от ДД.ММ.ГГ и дополнительным соглашением к нему от ДД.ММ.ГГ. При этом арендная плата по указанному договору исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости (л.д.29-41).
Таким образом, установление в отношении вышеуказанного земельного участка кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца.
Обществом соблюден досудебный порядок урегулирования спора путем обращения ДД.ММ.ГГ в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Алтайскому краю. Решением от ДД.ММ.ГГ заявление отклонено (л.д.43-49).
Согласно сведениям Управления Росреестра по Алтайскому краю, кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка составляет "данные изъяты" рубль 85 копеек; датой определения кадастровой стоимости земельного участка является ДД.ММ.ГГ, датой внесения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости - ДД.ММ.ГГ (л.д.189, 199).
Учитывая, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано ООО " "данные изъяты"" ДД.ММ.ГГ, срок, предусмотренный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не пропущен.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Исходя из положений части 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Исходя из положений части 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В ходе рассмотрения дела представителем Главного управления имущественных отношений Алтайского края заявлено ходатайство о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка, определением суда от ДД.ММ.ГГ указанное ходатайство удовлетворено.
По результатам проведенной судебной экспертизы в материалы дела представлено заключение эксперта ***-ЭЗ от ДД.ММ.ГГ, выполненное экспертом ФИО (ООО " "данные изъяты""), согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 80995 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет "данные изъяты" рублей.
Указанное экспертное заключение соответствует положениям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является обоснованным и объективным, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы, подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Экспертное заключение составлено в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости.
Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет).
Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Экспертиза рыночной стоимости земельного участка проведена на основании материалов дела с выездом для осмотра земельного участка.
При определении рыночной стоимости земельного участка эксперт применил сравнительный подход с использованием метода сравнения продаж. В заключении изложено подробное обоснование отказа эксперта от использования доходного и затратного подходов к оценке.
В ходе анализа рынка установлены ценообразующие факторы (элементы сравнения), для сравнения эксперт выбрал три объекта-аналога, сопоставимых с объектом оценки, характеристики которых представлены в таблице сравнения. Эксперт проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, произвел необходимые корректировки стоимости каждого объекта-аналога и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений.
Показания эксперта ФИО, данные в судебном заседании, содержат подробные, обоснованные и исчерпывающие ответы на замечания лиц, участвующих в деле.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценив экспертное заключение по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в нем выводами и полагает, что рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет "данные изъяты" рублей.
Ссылки представителя административного истца на решение Арбитражного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ судом во внимание не принимаются, поскольку данным судебным постановлением установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГ.
Пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования ООО " "данные изъяты"" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости являются правомерными и подлежат удовлетворению исходя из стоимости, определенной в заключении эксперта.
Руководствуясь статьями 177, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 80995 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости, равном "данные изъяты" рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГ.
Датой подачи заявления обществом с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" о пересмотре кадастровой стоимости считать ДД.ММ.ГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Бакланов
Мотивированное решение составлено 19 июля 2016 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.