Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Алексеенко О.В.,
судей Александровой Н.А. и Троценко Ю.Ю.,
при секретаре Мамаюсуповой Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки ГО г. Уфа РБ, Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации ГО город Уфа, Администрации ГО город Уфа о признании незаконным отказа во внесении изменений в Правила землепользования и застройки ГО город Уфа РБ в части изменения границ территориальных зон и исключении из состава рекреационной зоны Р-1 и возложении обязанности внести изменения в Правила землепользования и застройки ГО город Уфа РБ в части изменения границ территориальных зон и исключении из состава рекреационной зоны Р-1
по апелляционной жалобе представителя ФИО1, ФИО2 - ФИО3 на решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи Александровой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с указанным административным исковым заявлением, мотивировав тем, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером N ... и жилого дома по адресу: адрес ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером N ... и объекта незавершенного строительства по адресу: адрес.
Земельные участки, на которых расположены принадлежащие им жилые дома, входят в территориальную зону рекреационного назначения (Р-1).
дата ФИО2 обратилась в Управление по земельным ресурсам Администрации ГО город Уфа Республики Башкортостан с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем перераспределения, расположения по адресу: адрес. Ей был дан ответ о том, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем перераспределения, расположенного по адресу: адрес невозможно ввиду того, что указанный земельный участок расположен в территориальной зоне Р-1.
дата ФИО1 и ФИО2 обратились с заявлением в Администрацию ГО город Уфа, в котором они просили внести изменения в Правила землепользования и застройки ГО г. Уфа Республики Башкортостан в части изменения границ территориальной зоны и исключить из состава рекреационной зоны Р-1 фактически застроенную жилыми домами и используемую для обслуживания жилых территорию вдоль улиц адрес
дата ФИО1 и ФИО2 был получен ответ N ... от дата из Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о нецелесообразности внесения изменений в Правила землепользования и застройки ГО г. Уфа Республики Башкортостан в части изменения территориальной зоны вышеуказанных земельных участков.
Административные истцы считают данный ответ незаконным, существенно нарушающим права и законные интересы правообладателей жилых строений и земельных участков, расположенных на территории вдоль улиц адрес по следующим основаниям. В результате включения земельных участков в состав зоны Р-1 оформление территории к принадлежащим им на праве собственности земельным участкам оказалось невозможным. В результате применения действующих Правил, предусматривающих включение земель на левом берегу адрес ниже по течению от моста в состав зоны рекреационного назначения (Р-1), земельные участки, принадлежащие физическим лицам и объекты капитального строительства (жилые дома) не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан.
Большая часть земли, распложенной вдоль левого берега р.Белой, в частности, земельные участки на адрес на протяжении длительного времени фактически используются для жилой застройки и постоянного проживания граждан.
Административные истцы просят: признать незаконным отказ Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки ГО г. Уфа Республики Башкортостан N ... от дата во внесении изменений в Правила землепользования и застройки ГО город Уфа Республики Башкортостан, утв. Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от дата N ... в части изменения границ территориальных зон и исключить из состава рекреационной зоны Р-1 фактически застроенную жилыми домами и используемую для обслуживания жилых домов территорию вдоль улиц адрес. Обязать Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки ГО г. Уфа Республики Башкортостан внести изменения в Правила землепользования и застройки ГО город Уфа Республики Башкортостан, утв. Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от дата N ... , в части изменения границ территориальных зон и исключить из состава рекреационной зоны Р-1 фактически застроенную жилыми домами и используемую для обслуживания жилых домов территорию вдоль улиц адрес.
Решением Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 17 мая 2016 года в удовлетворении административного иска ФИО1, ФИО2 отказано.
В апелляционной жалобе представитель административных истцов ФИО3 просит решение суда отменить как незаконное, необоснованное, принятое с нарушением норм материального права при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ФИО1, ФИО2 - ФИО3, представителя Администрации ГО г.Уфа РБ, Главного Управления архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфа РБ - ФИО8, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статья 227 КАС РФ решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса. Частью 2 вышеуказанной статьи предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Разрешая административное дело, суд исходил из того, что согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ч.4 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Согласно п.3 ст.31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Статья 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержит требования к порядку утверждения правил землепользования и застройки (документ градостроительного зонирования). Данная норма права носит императивный характер и подлежит безусловному исполнению на территории Российской Федерации. Применение правил землепользования и застройки осуществляется после утверждения данной документации представительным органом местного самоуправления и официального опубликования в порядке, установленном законом законодательством.
Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 названного Кодекса (ч. 1 ст. 33 ГрК РФ).
В силу ч. 2 ст. 33 ГрК РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: 1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 ГрК РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (ч. ч. 4, 5 ст. 33 ГрК РФ).
Судом установлено, что ФИО1 согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от дата является собственником земельного участка с кадастровым номером N ... категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, общей площадью ... кв.м., адрес (местонахождение) установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: адрес.
ФИО1 согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от дата является собственником здания жилого дома ... -этажного, общей площадью ... кв.м., адрес (местонахождение): адрес, расположенного на вышеуказанном земельном участке.
ФИО2 согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от дата является собственником земельного участка с кадастровым номером N ... , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для завершения строительства индивидуального жилого дома, общей площадью ... кв.м., адрес (местоположение) установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: адрес.
ФИО2 согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от дата является собственником объекта незавершенного строительства площадью застройки ... кв.м. степенью готовности ... , инв. N ... , лит. ... , адрес объекта: адрес, расположенного на вышеуказанном земельном участке.
Согласно карте градостроительного зонирования территории городского округа город Уфа (приложения N ... Правил) земельные участки, на которых расположены принадлежащие административным истцам объекты недвижимого имущества, входят в территориальную зону рекреационного назначения (Р-1).
дата ФИО2 обратилась в Управление по земельным ресурсам Администрации ГО город Уфа Республики Башкортостан с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем перераспределения, расположения по адресу: адрес. Управлением по земельным ресурсам Администрации ГО город Уфа от дата ей был дан ответ о возвращении схемы расположения земельного участка без согласования по следующей причине: согласно градостроительному регламенту земельный участок расположен в территориальной зоне Р-1? зона городских лесов, лесопарков, скверов, бульваров, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения; вид функционального использования земельного участка - для индивидуального жилищного строительства - является запрещенным. Пояснено, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем перераспределения, будет возможно при наличии зарегистрированных прав на строение, расположенное на земельном участке, с сохранением площади в соответствии с правоудостоверяющими документами.
дата ФИО1 и ФИО2 обратились с заявлением в Администрацию ГО город Уфа, в котором они просили внести изменения в Правила землепользования и застройки ГО г. Уфа Республики Башкортостан в части изменения границ территориальной зоны и исключить из состава рекреационной зоны Р-1 фактически застроенную жилыми домами и используемую для обслуживания жилых домов территорию вдоль улиц адрес.
дата ФИО1 и ФИО2 был получен ответ N ... от дата из Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в котором сообщено о нецелесообразности внесения изменений в Правила землепользования и застройки ГО г. Уфа Республики Башкортостан в части изменения территориальной зоны вышеуказанных земельных участков.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о законности отказа Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки ГО г. Уфа Республики Башкортостан N ... от дата во внесении изменений в Правила землепользования и застройки ГО город Уфа Республики Башкортостан, утв. Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от дата N ... , в части изменения границ территориальных зон и исключения из состава рекреационной зоны Р-1 фактически застроенной жилыми домами и используемую для обслуживания жилых домов территорию вдоль улиц адрес Республики Башкортостан по следующим основаниям.
По смыслу ч.1 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и тому подобное, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
Само по себе нахождение земельного участка в указанной территориальной зоне не нарушает права административных истцов, поскольку не исключает возможность его использования в соответствии с разрешенным видом использования согласно свидетельству о праве собственности, в данном случае - для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек - ФИО1, для завершения строительства индивидуального жилого дома - ФИО2
Как указывалось выше, вопросы изменения территориальной зоны расположения земельного участка урегулированы в ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Положениями п. 2 ч. 2 и п. 5 ч. 3 названной статьи определено, что физические лица могут в инициативном порядке направить предложения об изменении Правил землепользования и застройки либо, между тем, само по себе такое предложение гражданина не влечет обязанности органов местного самоуправления внести изменения в Правила, так как с Градостроительного кодекса Российской Федерации не установлена обязанность органа местного самоуправления по изменению территориальной зоны (ч.5 названной статьи), что исключает возможность понуждения ответчика к принятию решения об изменении территориальной зоны.
Довод о том, что в результате включения земельных участков в состав зоны Р-1 оформление прилегающей территории к принадлежащим им на праве собственности земельным участкам оказалось невозможным, суд счел несостоятельными, как не нашедший объективного подтверждения.
Доказательств того, что в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки административных истцов не используются эффективно либо им причиняется вред, или снижается стоимость этого земельного участка, как и того, что в результате применения Правил не реализуются права и законные интересы административных истцов в материалах дела не имеется, административными истцами не представлены.
Проанализировав нормы права, оценив в совокупности все доказательства, обладающие юридической силой, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о законности отказа Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки ГО г. Уфа Республики Башкортостан N ... от дата во внесении изменений в Правила землепользования и застройки ГО город Уфа Республики Башкортостан, утв. Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от дата N ... , в части изменения границ территориальных зон и исключения из состава рекреационной зоны Р-1, поскольку оспариваемое решение заинтересованного лица принято им в соответствии с требованиями закона, в пределах предоставленных полномочий, прав и законных интересов административных истцов не нарушает.
Так как требование о возложении обязанности внесения изменений в Правила землепользования и застройки ГО город Уфа Республики Башкортостан в части изменения границ территориальной зоны Р-1 и исключения из состава рекреационной зоны Р-1 является производным от требования о признании незаконным отказа во внесении изменений в Правила землепользования и застройки ГО город Уфа Республики Башкортостан в части изменения границ территориальной зоны Р-1, то суд правомерно пришел к выводу, что основания для удовлетворения административного иска в указанной части также отсутствуют.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, полагая его основанным на фактических обстоятельствах, правильно установленных судом, и нормах материального права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования и проверки суда первой инстанции и, по существу, сводятся к переоценке исследованных судом доказательств, основаны на ошибочном толковании норм материального права, которые не опровергают правильности выводов суда и не являются основанием для отмены постановленного по делу решения по доводам апелляционной жалобы.
При разрешении заявленных требований суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального права.
Таким образом, обжалуемое решение является законным и обоснованным, отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1, ФИО2 - ФИО3 - без удовлетворения.
Председательствующий Алексеенко О.В.
Судьи: Александрова Н.А.
Троценко Ю.Ю.
Справка: судья Сунгатуллин А.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.