Судья Санкт-Петербургского городского суда Русанова Ю.Н., рассмотрев 29 сентября 2016 года в открытом судебном заседании в помещении суда, при секретаре Давыдовой М.Е., административное дело по жалобе на постановление судьи Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 21 апреля 2016 года в отношении
Общества с ограниченной ответственностью "Строительно-Монтажное управление - 25", ИНН 7806395205, ОГРН 1089847342980, юридический адрес: Санкт-Петербург, Заневский пр., д. 30, корп. 2, лит. А
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 21 апреля 2016 года ООО "Строительно-Монтажное управление - 25" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 000 (один миллион) рублей.
Косарева М.И., действующая в защиту интересов ООО "Строительно-Монтажное управление - 25", обратилась с жалобой в Санкт-Петербургский городской суд об отмене постановления судьи районного суда от 21 апреля 2016 года и прекращении производства по делу.
В обосновании жалобы указала, что постановление судьи районного суда вынесено с нарушением ст. 24.1. 26.11, 29.10 КоАП РФ, при вынесении постановления по делу судом не были установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом неполно и необъективно исследованы материалы дела. Административное наказание является чрезмерно суровым, и в соответствии с ч. 2 ст. 4.3 КоАП РФ может быть снижено.
В связи с тем, что действия ООО "Строительно-Монтажное управление - 25" не создают существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, возможно применить в отношении ООО "Строительно-Монтажное управление - 25" положения ст. 2.9 КоАП РФ.
Законный представитель ООО "Строительно-Монтажное управление - 25" - генеральный директор Бычков А.Н. в Санкт-Петербургский городской суд не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении судебного заседания не направил, материалов дела достаточно для рассмотрения жалобы, при таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие, в присутствие защитника ООО "Строительно-Монтажное управление - 25" - Косаревой М.И.
Защитники ООО "Строительно-Монтажное управление - 25" - Косарева М.И., Бокова Л.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля зам. Начальника отдела государственного контроля и надзора Управления Министерства культуры России по Северо-Западному федеральному округу С1 пояснила, что в ходе проверки было установлено, что ООО "СМУ- 25" 05.08.2015 года проводились ремонтные работы на объекте культурного наследия федерального значения "Сенат и Синод", расположенный по адресу: Санкт- Петербург, Сенатская пл., д. 1, лит. А, д. 3, лит. А без разрешения на проведение ремонтных работ и проведение работ по сохранению данного объекта культурного наследия федерального значения, а именно: установлены строительные леса, выполняются малярные покрасочные работы, а также на крыльце здания Сената, выходящего на пл. Декабристов, завершены ремонтные работы по перекладке мощения входной площадки (в местах стыков гранитных плит, уложенных на крыльце вдоль границы здания, обнаружены свежие остатки строительного раствора).
Кроме того, в ходе проверки не были установлены лица, отвечающие за проведение авторского и технического надзора, что предусмотрено п. 4.5 ГОСТ Р 56200-2014 от 01.02.2015 года, согласно которому научное руководство и авторский надзор на объекте культурного наследия осуществляется в течение всего срока выполнения работ по его сохранению, указанные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, прихожу к следующим выводам.
Согласно протокола об административном правонарушении N 12/16- ГКН от 25.02.2016 года, составленного Управление Министерства Культуры Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу, 05.08.2015 года в результате проведенного на основании задания Управления от 04.08.2015 года N 2 мероприятия по контролю за состоянием Объекта культурного наследия федерального значения "Сенат и Синод, 1829-1836 года, арх. Росси К.И., арх. Штауберт А.Е., ск. Демут- Малиновский В.И., ск. Леппе И., ск. Пименов Н.С., ск. Пименов С.С., ск. Свинцов П.В., ск. Токарев Е.А., ск. Соколов П.П., ск. Установ Н.А.", расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Сенатская пл., дом 1, литера А, дом 3, литера А (согласно Постановлению Правительства РФ от 10.07.2001 N 527: Декабристов пл., дом 1,3; Английская наб., дом 2; Галерная ул., дом 1,2; Конногвардейский булл., дом 1), выявлено следующее:
1. На портике фасада здания Синода, выходящего на пл. Декабристов, производятся ремонтные работы: установлены леса, на которых один рабочий осуществляет малярные покрасочные работы.
2. На крыльце здания Сената, выходящего на пл. Декабристов завершены ремонтные работы по перекладке мощения входной площадки. В местах стыков гранитных плит, уложенных на крыльце, вдоль границы здания, обнаружены свежие остатки строительного раствора.
3. Разрешение на проведение ремонтных работ на Объекте отсутствует.
4. Разрешение на проведение работ по сохранению Объекта Управлением не выдавалось.
5. Лиц, отвечающих за проведение авторского и технического надзора за выполнением всех вышеуказанных работ, на Объекте установить на удалось.
Таким образом, актом мероприятия по контролю от 05.08.2015 года установлено в действиях ООО "СМУ- 25" состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Пункт 2 ст. 1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ определяет объекты культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особый вид недвижимого имущества.
Как следует из ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе: государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона; формирование и ведение реестра; проведение историко-культурной экспертизы; установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия; согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
Согласно ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Согласно ч. 6 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия" (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Свидетельству государственной регистрации права от 24.03.2011 года (запись регистрации N 78-78-30/114/2011-134) Объект (административное здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1, литера А) закреплен на праве оперативного управления за " ... ", обязательства по сохранению объекта культурного наследия зарегистрированы в качестве обременения.
Согласно письму начальника " ... " подрядной строительной организацией, осуществляющей ремонтные работы на Объекте, является Общество с ограниченной ответственностью "Строительно-Монтажное управление - 25". Ремонтные работы производились на основании контракта от 19.01.2015 года N УЭЗ-1/58.
Материалами дела, судьей районного суда установлено, что 05.08.2015 года ООО "СМУ- 25" проводились ремонтные работы на объекте культурного наследия федерального значения "Сенат и Синод", расположенный по адресу: Санкт- Петербург, Сенатская пл., д. 1, лит. А, д. 3, лит. А, а именно: установлены строительные леса, выполняются малярные покрасочные работы, а также на крыльце здания Сената, выходящего на пл. Декабристов, завершены ремонтные работы по перекладке мощения входной площадки (в местах стыков гранитных плит, уложенных на крыльце вдоль границы здания, обнаружены свежие остатки строительного раствора).
Указанные работы проводились ООО "СМУ- 25" без разрешения на проведение ремонтных работ и проведение работ по сохранению данного объекта культурного наследия федерального значения.
Действия ООО "СМУ- 25" надлежит квалифицировать по ст. 7.14 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за организацию и проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия.
Постановлением Октябрьского районного суда Санкт- Петербурга от 01.12.2015 года, установлено, что 05.08.2015 года ООО "СМУ- 25" проводились ремонтные работы на объекте культурного наследия федерального значения "Сенат и Синод", расположенный по адресу: Санкт- Петербург, Сенатская пл., д. 1, лит. А, д. 3, лит. А без разрешения на проведение ремонтных работ и проведение работ по сохранению данного объекта культурного наследия федерального значения, а именно: установлены строительные леса, выполняются малярные покрасочные работы, а также на крыльце здания Сената, выходящего на пл. Декабристов, завершены ремонтные работы по перекладке мощения входной площадки (в местах стыков гранитных плит, уложенных на крыльце вдоль границы здания, обнаружены свежие остатки строительного раствора). ООО "СМУ- 25" признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100.000 рублей.
То есть, по одному и тому же факту противоправных действий в отношении ООО "СМУ- 25" было составлено два протокола об административном правонарушении и вынесено два судебных постановления.
Вместе с тем, в силу пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Частью 5 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Согласно постановлению суда, ООО "СМУ- 25" признано виновным за отсутствие 05.08.2015 года на Объекте лиц, отвечающих за проведение авторского и технического надзора за выполнением производимых ООО "СМУ- 25" работ.
Вместе с тем, согласно ст. 5 п.п. 5.7- 5.10 ГОСТ Р 56200-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Научное руководство и авторский надзор при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия", характер и сроки научного руководства и авторского надзора регулируются договором между заказчиком и юридическим или физическим лицом, осуществляющим данный вид работ; выезд специалиста на объект в случае решения заказчика о дополнительном обеспечении присутствия специалистов, осуществляющих научное руководство и авторский надзор, осуществляется на основании поступившего в адрес проектной организации официального запроса.
Согласно материалам дела, заказчиком ремонтных работ на Объекте является ФГБУ "Управление по эксплуатации в Северо- Западном федеральном округе" Управления делами Президента РФ.
Каких либо сведений о наличии договора между заказчиком и лицом, осуществляющим научное руководство и авторский надзор за ремонтными работами на Объекте, согласно которому лицо, осуществляющее научное руководство и авторский надзор обязано присутствовать на Объекте на постоянной основе, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, ООО "СМУ- 25" не может нести ответственность за отсутствие на Объекте 05.08.2016 года, лиц, отвечающих за проведение авторского и технического надзора за выполнением ООО "СМУ- 25" ремонтных работ.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление Октябрьского районного суда Санкт- Петербурга от 21 апреля 2016 года в отношении ООО "СМУ- 25" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по настоящему делу- прекращению на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного и, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 21 апреля 2016 года, вынесенное в отношении ООО "Строительно-Монтажное управление - 25" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ прекратить на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Судья Ю.Н. Русанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.