Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Бутковой Н.А., Стаховой Т.М.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в судебном заседании дело N 2-6579/2015 по апелляционным жалобам Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Федеральной службы исполнения наказаний России на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 22 июля 2015 года по административному иску Мырзаевой З. А. к Федеральной службе исполнения наказаний России об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., объяснения представителя административного истца - Беляевой М.С., представителя административных ответчиков Берзон Т.В. (по доверенностям), судебная коллегия
установила:
Мырзаева З.А. обратилась в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просила признать незаконным решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и, в случаях установления законодательством Российской Федерации, членам их семей и граждан Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия ФСИН России) от "дата" об отказе в принятии на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В этом же иске Мырзаева З.А. просила суд взыскать с ФСИН России в её пользу судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 4500 рублей и на уплату государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права Мырзаева З.А. просила суд возложить на ФСИН России обязанность принять истца на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 09 декабря 2013 года.
В обоснование поданного в суд иска Мырзаева З.А. ссылалась на то обстоятельство, что является майором внутренней службы, занимает должность " ... ", "дата" обратилась в Управление с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
"дата" по результатам рассмотрения комиссией УФСИН рапорта и представленных документов Мырзаевой З.А. было отказано в принятии на учёт с указанием на совершение истцом действий по ухудшению жилищных условий - в 2012 году произвела отчуждение " ... " доли в праве собственности на квартиру "адрес", а также жилого дома "адрес". Кроме того, комиссия УФСИН указала, что заявителем не представлены обязательные документы, предусмотренные пунктом 5 Правил, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, в частности, выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета по месту временной регистрации Мырзаевой З.А. в доме "адрес"
По мнению Мырзаевой З.А., принятое решение нарушает ее права, основано на неверной оценке обстоятельств; по утверждению истца отчуждение жилых помещений, принадлежащих Мырзаевой З.А., нельзя расценивать в качестве ухудшения жилищных условий, поскольку жилой дом "адрес" в 2005 году был признан аварийным, в 2008 года уничтожен в результате пожара, а " ... " доли в праве собственности на квартиру "адрес" соответствует 6,4 кв.м. общей площади жилого помещения, что менее учётной нормы, установленной в целях принятия граждан на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Как указывала Мырзаева З.А., финансовые лицевые счета для оплаты коммунальных услуг по месту её временной регистрации в общежитии по адресу "адрес" не открывались, домовые книги - не велись.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 22 июля 2015 года требования Мырзаевой З.А. удовлетворены, признано незаконным решение комиссии ФСИН России от "дата" об отказе в принятии истца на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Этим же решением на комиссию ФСИН России возложена обязанность принятия Мырзаевой З.А. на указанный вид учёта с 09 декабря 2013 года (в порядке очерёдности).
Кроме того, с ФСИН России в пользу Мырзаевой З.А. взысканы судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей, на оплату услуг представителя - 4500 рублей, на оформление доверенности представителя- 1000 рублей.
Не согласившись с постановленным по делу решением, представители Управления ФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и ФСИН России обратились в суд с апелляционными жалобами, в которых просили решение суда первой инстанции отменить, полагая его постановленным с нарушением норм материального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 18 января 2016 года решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга отменено, в удовлетворении иска Мырзаевой З.А. отказано.
Постановлением Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 29 июня 2016 года, в связи с допущенным судом апелляционной инстанции существенным нарушениями норм материального и процессуального права, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 18 января 2016 года отменено, дело направлено в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение в ином составе судей.
В апелляционной инстанции дело рассмотрено по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - в соответствии частью 2 статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, не находит оснований для отмены обжалуемого решения Калининского районного суда Санкт-Петербурга.
Судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства по делу установлены следующие обстоятельства.
Мырзаева З.А. является майором внутренней службы, занимает должность " ... ", имеет выслугу лет более 13 лет.
"дата" Мырзаева З.А. обратилась в территориальную подкомиссию УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с рапортом о принятии её на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 (л.д. " ... ").
Согласно выписке из протокола заседания территориальной подкомиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и подведомственных ему учреждений, а также сотрудникам учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России и дислоцирующихся на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 24 декабря 2013 года N 2, документы, представленные Мырзаевой З.А., рассмотрены, принято решение направить указанные документы в Комиссию Федеральной службы исполнения наказаний России с целью принятия решения о постановке на учёт для получения единовременной выплаты (л.д. " ... ").
Решением комиссии ФСИН России от "дата" Мырзаевой З.А. отказано в принятии на учёт для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с пунктом 12 Правил, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 - в связи с ухудшением жилищных условий в 2009 и 2012 годах, а также по причине отсутствия обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 указанных Правил (л.д. " ... ").
Как следует из содержания решения комиссии, Мырзаева З.А. в период с 15 октября 2011 года по 14 октября 2012 года, с 03 ноября 2012 года по 31 октября 2013 года, с 05 декабря 2013 года по 03 декабря 2014 года состояла временно на регистрационном учёте по месту пребывания по адресу общежития, расположенного в "адрес", принадлежащего ФКУ " ... ", однако не представила выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счёта по данному адресу регистрации.
Согласно записям, содержащимся в ЕГРП, Мырзаевой З.А. на праве собственности принадлежало следующее недвижимое имущество:
в период с "дата" по "дата" - " ... " доля в праве общей долевой собственности на квартиру "адрес", общей площадью 19,4 кв.м.;
в период "дата" - жилой дом, общей площадью 40,9 кв.м., расположенный по адресу: "адрес"-4, "адрес".
Действия, направленные на отчуждение указанных жилых помещений, принадлежавших на праве собственности Мырзаевой З.А., расценены комиссией в качестве направленных на ухудшение жилищных условий.
Удовлетворяя требования Мырзаевой З.А., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявителем не были совершены действия, направленные на ухудшение жилищных условий, поскольку жилой дом "адрес", непригоден для проживания; факт отчуждения доли в праве собственности на квартиру "адрес" не имеет правового значения при рассмотрении вопроса о принятии Мырзаевой З.А. на учёт, поскольку принадлежащая заявителю доля соответствует 6,4 кв.м. общей площади жилого помещения, что менее учётной нормы, установленной Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ. Кроме того, суд первой инстанции указал, что выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета не могли быть представлены Мырзаевой З.А., поскольку регистрация заявителя по адресу общежития в доме "адрес" носила временный характер, без предоставления жилого помещения, в общежитие Мырзаева З.А. никогда не вселялась, финансовый счёт для оплаты коммунальных услуг ей не открывался, домовые книги общежития после 1941 года не велись.
Данные выводы суда первой инстанции следует признать правильными.
В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующего, в том числе, отношения по обеспечению жилыми помещениями граждан Российской Федерации, являющихся сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - единовременная социальная выплата) сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), а также в установленных Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации установлены Правилами, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369.
Согласно пункту 4 названных Правил, принятие сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил установлен перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
В силу пункта "з" пункта 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию наряду с заявлением выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определённых частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный вид учёта. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (пункт 7 Правил).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, с 16 декабря 2003 года Мырзаевой З.А. принадлежала " ... " доли в праве общей долевой собственности на " ... " квартиру "адрес"
"дата" Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан зарегистрирован переход долей в праве собственности на указанную квартиру на основании договора дарения, согласно которому Мырзаева З.А. произвела отчуждение принадлежащей ей " ... " доли в праве собственности на квартиру "адрес"
В силу пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Согласно части 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей.
На момент рассмотрения комиссией ФСИН вопроса о принятии заявителя на учёт Мырзаева З.А. каких-либо жилых помещений, находящихся в её собственности не имела, с 2011 года состояла временно на регистрационном учёте по адресу общежития в доме "адрес"
Факт отчуждения Мырзаевой З.А. в 2012 году принадлежащей ей доли в праве собственности на квартиру не может рассматриваться в качестве действий, направленных на ухудшение жилищных условий, поскольку площадь жилого помещения, приходящаяся на долю Мырзаевой З.А., составила 6,4 кв.м., то есть менее учетной нормы -15 кв.м., установленной пунктом 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ в целях решения вопроса о жилищной обеспеченности гражданина.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с 2000 года Мырзаева З.А. являлась собственником жилого дома N ... , общей площадью 40,9 кв.м., расположенного "адрес", право собственности на который прекращено 24 ноября 2009 года (л.д. " ... ").
Заседание комиссии ФСИН России, в котором были рассмотрен рапорт и документы, представленные Мырзаевой З.А., состоялось 07 апреля 2015 года.
Таким образом, с момента ухудшения жилищных условий в ноябре 2009 года до рассмотрения комиссией вопроса о постановке Мырзаевой З.А. на учет в качестве имеющей право на получение единовременной социальной выплаты прошло более пяти лет, в связи с чем действия по отчуждению дома не должны были рассматриваться комиссией ФСИН России в качестве основания для отказа.
Следует также признать необоснованным вывод комиссии ФСИН России о недостаточности представленных Мырзаевой З.А. документов.
Наряду с рапортом в комиссию ФСИН Мырзаевой З.А. была представлена справка, выданная ФКУ " ... " "дата", свидетельства о регистрации по месту пребывания, подтверждающие, что заявитель с 15 октября 2011 года по 14 октября 2012 года, с 03 ноября 2012 года по 31 октября 2013 года, с 05 декабря 2013 года по 03 декабря 2014 года состояла на регистрационном учёте по месту пребывания в общежитии, расположенном в "адрес" (л.д. " ... ").
Подпунктом "з" пункта 5 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369, предусмотрена обязанность граждан представлять в комиссию, наряду с заявлением, выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с места жительства за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы.
По смыслу приведённых норм, заявитель должен представить комиссии выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов только с места жительства.
В силу Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Учитывая приведённую норму права, оснований для истребований у Мырзаевой З.А. выписки из домовых книг и копии финансовых лицевых счетов по месту её временной регистрации в общежитии "адрес" не имелось.
Решение суда первой инстанции о взыскании с ФСИН России в пользу Мырзаевой З.А. судебных расходов обоснованно.
Частью 1 статьи 100 ГПК Российской Федерации, применявшейся до 15 сентября 2015 года при рассмотрении дел об оспаривании решений органов государственной власти, определено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждал с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В силу части 1 статьи 98 ГПК Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждал возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 Кодекса.
На основании представленных Мырзаевой З.А. доказательств понесённых расходов, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, требования разумности и справедливости, сложности дела, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости взыскания в пользу Мырзаевой З.А. расходов на услуги представителя в размере 4500 рублей, на оформление доверенности представителя - 1000 рублей, на уплату государственной пошлины - 300 рублей.
Доводы апелляционных жалоб не содержат оснований к отмене решения суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных и исследованных по делу доказательств.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 22 июля 2015 года по делу N 2-6579/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Федеральной службы исполнения наказаний России - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.