Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Стаховой Т.М.,
Бутковой Н.А.,
при секретаре
Гольхиной К.А.
рассмотрела в судебном заседании дело N 2а-5530/2016 по апелляционной жалобе Закаряна М. Р. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 25 мая 2016 года по административному иску Закаряна М. Р. к Управлению Федеральной миграционной службы России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., объяснения представителя административного истца - адвоката Муру Р.Н. (по доверенности), возражения представителя административного ответчика Красновой Е.И. (по доверенности), судебная коллегия
установила:
Закарян М.Р. обратился в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором после уточнения требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просит признать незаконным бездействие отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Выборгском районе, выразившееся в неисполнении обязанности приятия решения по заявлению от 02 октября 2015 года об осуществлении в отношении истца процедуры признания гражданином Российской Федерации, в соответствии с частью 3 статьи 41.1 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации".
В качестве меры по восстановлению нарушенного права Закарян М.Р. просит суд возложить на ответчика обязанность в установленные законом сроки совершить действия, направленные на признание истца гражданином Российской Федерации.
В этом же иске Закарян М.Р. просит суд обязать отдел Управления Федеральной миграционной службы России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области вручить истцу копию решения названного территориального Управления о признании отсутствующим у Закаряна М.Р. гражданства Российской Федерации.
В обоснование поданного в суд иска Закарян М.Р. указал, что проживает на территории Российской Федерации с 1981 года по настоящее время, был документирован паспортом гражданина Российской Федерации; в 2015 году ему стало известно о проверке, проводимой в отношении него органами миграционного контроля, по результатам которой принято решение об отсутствии у Закаряна М.Р. гражданства Российской Федерации, в связи с чем 02 октября 2015 года истец обратился в отдел Управления Федеральной миграционной службы России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в " ... " районе с заявлением о применении в отношении него процедуры признания гражданином Российской Федерации, предусмотренной частью 3 статьи 41.1 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", однако, по утверждению Закарян М.Р. у него изъяли паспорт гражданина Российской Федерации, а в январе 2016 года сотрудник отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в " ... " районе сообщил истцу об отказе в проведении процедуры признания гражданином Российской Федерации, но соответствующее решение с указанием причин отказа Закаряну М.Р. не выдал. По мнению Закаряна М.Р. допущенное сотрудниками отдела миграционной службы бездействие нарушает его законные права и охраняемые законом интересы.
Определением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 24 мая 2016 года производство по административному делу в части требований Закаряна М.Р. о возложении на отдел Управления Федеральной миграционной службы России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Выборгском районе обязанности вручить истцу копию решения о признании отсутствующим у него гражданства Российской Федерации прекращено по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 194 КАС Российской Федерации - в связи с отказом истца от иска в указанной части требований (л.д. " ... ").
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 24 мая 2016 года, в удовлетворении требований Закаряну М.Р. отказано.
В апелляционной жалобе Закарян М.Р. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя административного истца, возражен6ия представителя административного ответчика, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела установлены следующие обстоятельства.
05 мая 2015 года инспектор отдела ОПиРР Управления ФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области М., по результатам проведённой проверки в отношении Закаряна М.Р., составила заключение, в котором пришла к выводу о том, что Закарян М.Р. гражданином Российской Федерации не является, а паспорта гражданина Российской Федерации, оформленные "дата", "дата", выданы Закарянц М.Р. в нарушение установленного законом порядка (л.д. " ... ").
Заключение инспектор отдела ОПиРР от 05 мая 2015 года утверждено начальником Управления ФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
02 октября 2015 года отделом Управления ФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в " ... " районе принято заявление Закаряна М.Р., в котором истец просил осуществить в отношении него процедуру признания гражданином Российской Федерации, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 41.1 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" - как лица, имевшего гражданство бывшего СССР, получившего паспорт гражданина Российской Федерации до 01 июля 2002 года и не приобретшего гражданство в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства или действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве (л.д " ... ").
Какие-либо документы совместно с заявлением Закарян М.Р. 02 октября 2015 года в миграционные органы не представил.
Заявление Закаряна М.Р. рассмотрено в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан".
Письмом от 29 октября 2015 года начальник отдела Управления ФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Выборгском районе С. сообщила Закаряну М.Р. о том, что с заявлением по вопросу признания заявителя гражданином Российской Федерации ему следует обратиться лично непосредственно в Управление ФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Российской Федерации (л.д. " ... ").
Отказывая в удовлетворении иска Закаряна М.Р., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявление административного истца от 02 октября 2015 года по форме и содержанию не соответствует требованиям Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325, и не могло служить основанием для начала осуществления в отношении Закаряна М.Р. процедуры признания гражданином Российской Федерации.
Данный вывод суда следует признать правильным.
Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определяются Федеральным законом от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
Главой VIII.1 названного Федерального закона, определены условия и порядок приёма в гражданство Российской Федерации для отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации, в том числе условия и порядок признания гражданами Российской Федерации проживающих на территории Российской Федерации лиц, имевших гражданство бывшего СССР, получивших паспорт гражданина Российской Федерации до 1 июля 2002 года и не приобретших гражданства Российской Федерации в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства или действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве, а также их несовершеннолетних детей (часть 3 статьи 41.1 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ).
Статьей 41.4 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" установлено, что заявления о признании гражданином Российской Федерации и о приёме в гражданство Российской Федерации лиц, указанных в статье 41.1 настоящего Федерального закона, подаются заявителем лично в письменном виде на бланке установленной формы в территориальный орган по месту жительства или месту пребывания заявителя (при наличии регистрации по месту жительства или месту пребывания) либо по месту фактического проживания заявителя, не имеющего регистрации по месту жительства или месту пребывания.
О принятии к рассмотрению заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приёме в гражданство Российской Федерации заявителю выдается справка на бланке установленной формы вместе с описью принятых от него документов.
Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 N 1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, в соответствии с которым заявление по вопросам гражданства Российской Федерации и документы, необходимые для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, подаются по месту жительства заявителя; вместе с заявлением, форма которого установлена в приложениях N 1 - 6, 8, представляются документы, подтверждающие наличие установленных Федеральным законом оснований и соблюдение условий приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, три фотографии заявителя либо лица, в отношении которого подается заявление (размером 3 x 4 сантиметра), а также квитанция об оплате государственной пошлины или консульского сбора.
Перечни документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения, прекращения или оформления гражданства Российской Федерации, приводятся в разделах II, II.1, III и VI Положения.
Заявление считается принятым к рассмотрению со дня подачи заявителем всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов с личной подписью заявителя и датой (пункт 8 Положения).
Заявление и документы, оформленные ненадлежащим образом, не принимаются к рассмотрению и возвращаются заявителю, за исключением случая, предусмотренного абзацем восьмым пункта 12 Положения (пункт 9).
Из содержания приведённых выше норм права следует, что заявитель в целях признания его гражданином Российской Федерации обязан лично обратиться в миграционные органы с заявлением, выполненном на бланке установленной формы, представив при этом соответствующие документы, подтверждающие наличие у него установленных Федеральным законом оснований и соблюдение условий приобретения гражданства Российской Федерации.
Поскольку Закарян М.Р. 02 октября 2015 года направил в миграционные органы заявление, выполненное в произвольной форме, содержащее просьбу осуществить в отношении истца процедуру признания гражданином Российской Федерации, указав, что все необходимые документы и действия будут им представлены в последующем, у отдела Управления ФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в " ... " районе отсутствовали правовые основания для совершения юридически значимых действий и рассмотрения заявления по существу поставленного в нём вопроса.
Довод апелляционной жалобы о том, что сотрудники миграционной службы не разъяснили истцу требования закона, предъявляемые к порядку подачи и оформления заявления о признании гражданином Российской Федерации, не является основанием для отмены решения суда первой инстанции, поскольку Административным регламентом исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утверждённым Приказом ФМС РФ от 19.03.2008 N 64, предусмотрено, что консультации предоставляются территориальными органами на личном приёме или по письменным обращениям заявителей, при этом и информация о государственной функции также предоставляется с использованием средств электронного информирования и электронной техники посредством размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети интернет), а также публикаций в средствах массовой информации, издания информационных материалов (брошюр, буклетов и т.д.).
На информационных стендах в помещениях, предназначенных для приема граждан, интернет-сайтах ФМС России, её территориальных органов и их структурных подразделений размещается, в том числе, следующая информация: извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы, регулирующие деятельность по исполнению государственной функции; образцы оформления документов, необходимых для исполнения государственной функции, и требования к их оформлению; месторасположение, график (режим) работы, номера телефонов, адреса Интернет-сайтов и электронной почты государственных органов Российской Федерации, участвующих в исполнении данной государственной функции.
Учитывая изложенное, Закарян М.Р. не был лишен права ознакомиться с порядком и требованиями, предъявляемыми к оформлению документов, необходимых для осуществления процедуры признания гражданином Российской Федерации, либо обратиться в отдел миграционной службы с просьбой предоставить консультацию по процедуре исполнения соответствующей государственной функции.
Кроме того, Закарян М.Р. в своём обращении от 02 октября 2015 года не просил разъяснить ему порядок подачи и оформления заявления о признании гражданином Российской Федерации.
Таким образом, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 24 мая 2016 года по делу N 2а-5530/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Закаряна М. Р. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.