Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Белоногого А.В., Ильичёвой Е.В.
при секретаре Ч.А.А.
с участием прокурора Мазиной О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 8 сентября 2016 года апелляционную жалобу Е.А.В. на решение Кировского районного суда города Санкт-Петербурга от 23 августа 2016 года по административному делу N2а-5924/2016 по административному исковому заявлению Е.А.В. к Избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Автово о признании незаконным и отмене решения о регистрации кандидата за N93 от 29 июля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В., выслушав объяснения представителя административного истца Р.С.А., действующего на основании доверенности от 10 августа 2016 сроком по 24 сентября 2016 года, представителя административного ответчика Р.И.В., действующего на основании доверенности от 16 августа 2016 года сроком на 45 дней, представителя заинтересованного лица М.С.А., действующей на основании доверенности от 22 августа 2016 сроком на 1 год, заключение прокурора М.О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением муниципального совета муниципального образования
Автово от 29 июня 2016 года N 13 назначены выборы депутатов муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Автово пятого созыва на 18 сентября 2016 года (л.д.18).
Решением избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Автово (далее ИКМО Автово) от 29 июля 2016 года N93 Г.Е.Н., выдвинутая избирательным объединением-местным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово, зарегистрирована кандидатом в депутаты муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Автово пятого созыва по многомандатному (пятимандатному) избирательному округу N4 (л.д.19).
Зарегистрированный по тому же избирательному округу кандидат в депутаты Е.А.В., выдвинутый в порядке самовыдвижения (решение N112 от 1 августа 2016 года), обратился в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения ИКМО Автово от 29 июля 2016 года N 93 (л.д.14-16, 4-5).
В обоснование заявленных требований Е.А.В. указал, что оспариваемое решение ИКМО Автово является незаконным по тем основаниям, что Г.Е.Н. не представлены в ИКМО Автово документы, необходимые в соответствии с законом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата:
-нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения-местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, или решение о создании местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ",
- решение уполномоченного органа избирательного объединения о выдвижении кандидата по соответствующему избирательному округу, что является нарушением подпункта "В" пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 года N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", -вместо решения Местного политического совета партии представлена не предусмотренная уставом партии выписка из протокола заседания Местного политического совета,
-документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии (Президиумом Регионального политического совета партии) кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата. Вместо этого одним из кандидатов С.В.А. представлено в одном экземпляре решение Президиума от 7 июля 2016 года о согласовании кандидатур без указания на их фамилии, имена и отчества, в связи с чем не представляется возможным идентифицировать согласованные кандидатуры и установить факт такого согласования.
Также, по мнению административного истца, не соблюдено требование к выдвижению кандидата, предусмотренное подпунктом "В" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N95-ФЗ "О политических партиях", согласно которому местное отделение партии обязано было известить местное ИКМО Автово о проведении мероприятия, связанного с выдвижением своих кандидатов в депутаты муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Автово пятого созыва не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия, которое проводилось 14 июля 2016 года, между тем, местное отделение партии известило ИКМО Автово 13 июля 2016 года (л.д.68-71).
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 23 августа 2016 года в удовлетворении административного искового заявления отказано (л.д.100-117).
Определением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 2 сентября 2016 года исправлены допущенные в решении суда описки (л.д.128-130).
В апелляционной жалобе Е.А.В. ставит вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное толкование и применение судом норм материального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что Г.Е.Н. не соблюдено требование к выдвижению кандидата, предусмотренное подпунктом "В" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N95-ФЗ "О политических партиях", согласно которому местное отделение партии обязано было известить местное ИКМО Автово о проведении мероприятия, связанного с выдвижением своих кандидатов в депутаты муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Автово пятого созыва не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия, которое проводилось 14 июля 2016 года, между тем, местное отделение партии известило ИКМО Автово 13 июля 2016 года, и Г.Е.Н. не представлены:
- решение уполномоченного органа избирательного объединения о выдвижении кандидата по соответствующему избирательному округу, что является нарушением подпункта "В" пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 года N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", -вместо решения Местного политического совета партии представлена не предусмотренная уставом партии выписка из протокола заседания Местного политического совета,
-документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии (Президиумом Регионального политического совета партии) кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, которое в соответствии с подпунктом "г" пункта 14.6. статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ и подпунктом "г" пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 представляется каждым кандидатов в отдельности (л.д.141-146).
В судебное заседание апелляционной инстанции не явились административный истец и заинтересованное лицо Г.Е.Н., извещенные о времени и месте слушания дела надлежащим образом, об отложении дела не просили и документы об уважительной причине неявки не представили, в соответствии со статьёй 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ведут дело через представителей.
Согласно части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, и прокурора. Неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, а также неявка надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания прокурора не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.
В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
Административный истец и заинтересованное лицо об отложении дела не просили и документы об уважительной причине неявки не представили, их присутствие в судебном заседании не было признано обязательным.
Неявка в судебное заседание административного истца и заинтересованного лица не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика, полагавшего принять решение в соответствии с действующим законодательством, представителя заинтересованного лица, возражавших против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу, заслушав заключение прокурора, полагавшего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
Отказывая Е.А.В. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку административным истцом при рассмотрении спора не представлено доказательств, подтверждающих совершение при принятии оспариваемого решения от 29 июля 2016 года таких нарушений, с которыми действующее законодательство связывает возможность отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты, в то время как стороной административного ответчика представлены доказательства в подтверждение правомерности своих возражений, то нет оснований полагать, что в спорном избирательном округе N 4 при регистрации кандидата в депутаты Г.Е.Н. имели место такие нарушения избирательного законодательства, с которыми закон связывает недействительность решения избирательной комиссии о регистрации кандидата.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений статьи 22, пунктов 7, 8 статьи 24, статьи 26 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", пункта 25 статьи 2, пункта 1 статьи 38, статьи 33, пунктов 14.5, 14.6 статьи 35 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункта 1 статьи 15, пункта 2 статьи 36, подпункта "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 11 июля 2001 года N95-ФЗ "О политических партиях", пунктов 14.1,14.2.1, 14.3, 14.7.14, 13.9 Устава Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Выводы суда мотивированы и подробно изложены в обжалуемом решении суда.
Законодательство Российской Федерации о выборах согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.
Согласно пункту 27 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ перечни оснований отказа в регистрации кандидата списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов по решению комиссии, отказа в проведении референдума, установленные пунктами 24-26 настоящей статьи, являются исчерпывающими.
Основания отказа в регистрации кандидата изложены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" от 26 мая 2014 года N 303-46 (далее Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46).
Согласно статье 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом (п.1); непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением (п.2).
В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов, а при проведении выборов выборного должностного лица - одного кандидата (пункт 1); законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат. В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией (пункт 1.1.); выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" (пункт 2).
Пунктом 1 статьи 36 Федерального закона от 11 июля 2001 года N95-ФЗ "О политических партиях" установлено, что политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2-7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи.
Статьей 33 (пункт 2) Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ, регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
В соответствии с пунктами 2.2 и 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются: копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения; заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов; сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
При этом, согласно пункту 5 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ документы, указанные в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично.
В соответствии с пунктом 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии следующие документы: а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа; б) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим
руководящим органом общественного объединения; в) решение съезда
политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу; г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
В случае, если избирательным объединением выдвинуто несколько кандидатов по многомандатному избирательному округу, а также в случае, если на избирательную комиссию возложены полномочия нескольких окружных избирательных комиссий и избирательным объединением выдвинуты кандидаты по нескольким одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 14.5 настоящей статьи, может представить уполномоченный представитель избирательного объединения либо первый представивший указанные документы кандидат, выдвинутый этим избирательным объединением. В таких случаях иные кандидаты, выдвинутые этим избирательным объединением, документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 14.5 настоящей статьи, в эту же избирательную комиссию могут не представлять (пункт 14.6. статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Аналогичные положения содержатся в пунктах 7 и 8 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46.
Согласно Подтверждению о получении документов о выдвижении кандидата в депутаты муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Автово пятого созыва по многомандатному избирательному округу N 4 Г.Е.Н. представила в ИКМО Автово: 21 июля 2016 года в 13 часов 30 минут -заявление о согласии баллотироваться; копию паспорта; копию диплома об образовании; копию свидетельства о заключении брака; копию пенсионного удостоверения; сведения о доходах; решение местного отделения партии о выдвижении кандидата; справку ПАО "Сбербанк России" по избирательному счету; 22 июля 2016 года в 16 часов- первый финансовый отчет (л.д.29-56).
Мнение административного истца о том, что представленная выписка из решения Местного политического совета Местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ "Автово" не является надлежащим документом о выдвижении Г.Е.Н. кандидатом, является ошибочным, основано на неправильном толковании действующего законодательства.
Пунктом 9 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 определено, что решение о выдвижении кандидата, указанное в пункте "в" пункта 7 настоящей статьи (решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу), оформляется протоколом (иным документом), в котором должны быть указаны: а) место, дата и время проведения избирательным объединением мероприятия, связанного с выдвижением кандидатов; б) число зарегистрированных делегатов (участников, членов) съезда (конференции, общего собрания, собрания, руководящего органа) избирательного объединения; в) число делегатов (участников, членов), необходимое для принятия решения о выдвижении кандидатов в соответствии с федеральными законами и уставом избирательного объединения; г) сведения о наличии согласия каждого гражданина на выдвижение от данного избирательного объединения; д) способ и результаты голосования; е) сведения о принятом решении.
В соответствии с п. 3.2. Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных Постановлением ЦИК России от 11 июня 2014 года N235/1486-6, выдвижение кандидата, списка кандидатов осуществляется на съезде политической партии, конференции или общем собрании ее регионального отделения, иного структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии. Решение съезда политической партии, конференции, общего собрания ее регионального отделения, иного структурного подразделения либо иного органа, предусмотренного уставом политической партии, о выдвижении кандидата, списка кандидатов оформляется в соответствии с законом в форме документа, определенного уставом политической партии (решение, постановление, протокол, выписка из протокола, иной документ).
Пунктом 3.1 "ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", утвержденного Приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст, даны основные понятия делопроизводства: документ -это зафиксированная на носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, официальный документ-это документ, созданный организацией, должностным лицом или гражданином, оформленный в установленном порядке; подлинник документа- это первый или единственный экземпляр документа; дубликат документа- это повторный экземпляр подлинника документа; копия документа - это экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа; заверенная копия документа - это копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставлены реквизиты, обеспечивающие ее юридическую значимость; выписка из документа - это копия части документа, заверенная в установленном порядке.
Оспариваемая административным истцом выписка из решения является частью протокола Местного политического совета Местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ "Автово" от 14 июля 2016 года о принятии решения о выдвижении Г.Е.Н. кандидатом в депутаты, в котором содержатся сведения, предусмотренные пунктом 9 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46.
Доводы апелляционной жалобы о не представлении Г.Е.Н. документа, подтверждающего согласование с соответствующим органом политической партии, опровергаются материалами дела, из которых следует, что Местным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово выдвинуто несколько кандидатов по многомандатным избирательным округам муниципального образования муниципальный округ и 20 июля 2016 года секретарь Местного (Муниципального) отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципального округа Автово С.В.А. представил в ИКМО Автово нотариально удостоверенную копию свидетельства о государственной регистрации Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" (4 экземпляра); решение Регионального политического совета регионального отделения партии от 04 апреля 2003 года "О создании местных отделений партии на территории муниципальных образований Санкт - Петербурга", в том числе местного отделения партии муниципального образования муниципальный округ Автово (4 экземпляра); решение Регионального политического совета партии от 08 февраля 2016 года "О поручении Президиуму Регионального политического совета Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" согласования кандидатур, представленных местными политическими советами, для выдвижения конференциями местных отделений партии или местными политическим советами кандидатов в депутаты муниципальных советов муниципальных образований Санкт - Петербурга на выборах в 2016 году"; решение Президиума Регионального политического совета партии от 07 июля 2016 года "О согласовании кандидатур для последующего выдвижения кандидатами в депутаты муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Автово по многомандатным избирательным округам" (л.д.81-90).
В соответствии с пунктом 6.1. Устава Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", зарегистрированной согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц 18 декабря 2001 года, структуру партии составляют региональные, местные и первичные отделения Партии, являющиеся её структурными подразделениями и действующие на основании настоящего Устава (л.д.160, 206).
Согласно пунктов 6.1, 13.3, 13,4. на территории одного субъекта Российской Федерации может быть создано и действовать только одно региональное отделение Партии, которое приобретает права юридического лица с момента государственной регистрации; местные отделения, созданные в пределах территории субъекта Российской Федерации, входят в соответствующее региональное отделение (л.д.206,227).
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 11 июля 2001 года N95-ФЗ "О политических партиях" установлено, что государственной регистрации подлежат только политическая партия и ее региональные отделения. Регистрация иных структурных подразделений политической партии федеральным законодательством не предусмотрена.
11 февраля 2003 года зарегистрировано Санкт-Петербургское региональное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" (л.д.84,177).
Пунктами 14.1, 14.2.1, 14.3 Устава Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предусмотрено, что структурными подразделениями партии являются местные отделения, создаваемые в соответствии с решением регионального политического совета партии. Руководство местным отделением Партии осуществляют руководящие органы местного отделения - Конференция (Общее собрание) местного отделения, Местный политический совет (л.д.243-244).
Решением Регионального политсовета Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" от 04 апреля 2003 года созданы местные отделения в составе Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНСТВО и ОТЕЧЕСТВО" - Единая Россия в границах соответствующих муниципальных образований Санкт-Петербурга, в том числе, на территории муниципального образования муниципального округа "Автово" создано местное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНСТВО и ОТЕЧЕСТВО"- Единая Россия (л.д.82-83).
В соответствии с пунктом 14.7.14 Устава Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Местный политический совет в соответствии с законодательством Российской Федерации выдвигает тайным голосованием по согласованию с Региональным политическим советом либо с Президиумом Регионального политического совета в случае, установленным п. 13.9.10.14 Устава, кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления (л.д.250).
Президиум Регионального политического совета согласно пункту 13.9.10.14 Устава Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" согласовывает по поручению Регионального политического совета кандидатуры, представляемые Местными политическими советами для выдвижения Конференциями (Общими собраниями) местных отделений Партии либо Местными политическими советами кандидатами в депутаты и на иные выборные должности в органы местного самоуправления (л.д.240).
Г.Е.Н. выдвинута кандидатом в депутаты муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Автово пятого созыва по многомандатному (пятимандатному) избирательному округу N4 решением Местного политического совета Местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ "Автово" от 14 июля 2016 года (л.д.49).
Из представленного решения от 07 июля 2016 года следует, что на основании пункта 13.9.10.14 Устава Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в соответствии с решением Регионального политического совета Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" от 08 февраля 2016 года Президиум Регионального политического совета согласовал представленные Местным политическим советом местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово кандидатуры для выдвижения Конференцией местного отделения Партии либо местным политическим советом кандидатами в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово по многомандатным избирательным округам (Приложение (л.д.86-91).
Г.Е.Н. числится в поименованном приложении под N1 по многомандатному избирательному округу N4.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что фактически все кандидаты от данного избирательного объединения в ИКМО Автово подавали документы о выдвижении вместе, с незначительным интервалом необходимым для оформления подтверждения о получении документов о выдвижении кандидатов.
При этом, первым сдавшим документы кандидатом от избирательного объединения - местное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", К.Н.С. был представлен список согласованных кандидатур, являющихся приложением к решению Президиума Регионального политического совета регионального отделения партии от 07 июля 2016года, из которого следует, что все кандидатуры согласовывались одним решением по единому списку, среди прочих, кандидатура Г.Е.Н. была согласована в установленном законом и Уставом партии порядке. Кандидаты, выдвинутые от местного отделения партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" регистрировались в рамках одного заседания ИКМО Автово по одинаковым комплектам документов. Указанное обстоятельство не оспаривал представитель заинтересованного лица в судебном заседании.
Таким образом, судом первой инстанции верно установлено, что уполномоченным лицом своевременно представлены документы в отношении избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов.
То обстоятельство, что не каждым кандидатом представлено решение о согласовании его выдвижения, то судебная коллегия учитывает, что соответствующее согласование представлено Местным отделением 20 июля 2016 года совместно с документами о его создании, что, при учёте выдвижения и согласования кандидатов списком не противоречит духу избирательного законодательства.
Так, существенным является лишь то обстоятельство, что в распоряжении ИКМО Автово имелся соответствующий документ о согласовании выдвижения списка кандидатов, представленный Местным отделением Регионального отделения политической партии, что при условии выдвижения кандидатов именно названным избирательным объединением не приводит к существенным нарушениям порядка выдвижения.
Как отмечено в абзаце 2 пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" только значительные нарушения могут вести за собой отмену регистрации кандидата, при этом о таких нарушениях не было и не могло быть известно избирательной комиссии.
ИКМО Автово знало о том, каким образом представлены соответствующие документы со стороны кандидатов, оценило такой порядок как несущественное отхождение от требований избирательного законодательства, а переоценка выводов избирательной комиссии на данной стадии выборного процесса не отнесена к компетенции суда апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20, пунктом 1.1. статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдении требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, который, в свою очередь, не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, вправе вносить уточнения и дополнения в документы.
Такая гарантия направлена на обеспечение всем кандидатам равных возможностей по реализации своего пассивного права, также и в тех случаях, когда имеют место недостатки в представленных документах или их отсутствие.
В материалах дела отсутствуют доказательства об уведомлении ИКМО Автово заинтересованного лица Г.Е.Н. о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документах, в связи с чем у избирательной комиссии отсутствовали основания для отказа в её регистрации кандидатом.
В тоже время судебная коллегия соглашается с доводом апелляционной жалобы о неверности вывода суда о соблюдении избирательным объединением установленного подпунктом "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" срока извещения избирательной комиссии о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов в депутаты.
Так, судом установлено, что извещение о проведении 14 июля 2016 года заседания по вопросу выдвижения кандидатов в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования муниципальный округ Автово произведено 13 июля 2016 года (л.д. 92), в то время как вышеуказанным подпунктом установлена обязанность по такому извещению в срок не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия.
Согласно пункту 2 статьи 11.1. Федерального закона от 12 июня 2012 года N67-ФЗ, если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в данном Федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события.
Днём, в который надлежало известить избирательную комиссию, является 12 июля 2016 года.
Вместе с тем, требование о заблаговременном, не позднее, чем за один день до дня проведения мероприятия, извещении, исходя их подпункта "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", направлено на обеспечение возможности присутствия представителя избирательной комиссии на таком мероприятии. В рассматриваемом случае такая цель была достигнута, поскольку 14 июля 2016 года на заседании Местного политического совета Местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово, на котором принято решение о выдвижении Г.Е.Н. кандидатом в депутаты, присутствовала представитель ИКМО Автово К.Л.В. (л.д. 49-50).
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вследствие чего не могут быть приняты судебной коллегией.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда города Санкт-Петербурга от 23 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Е.А.В. -без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.