Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Кулаковой О.К.
и судей Усольцевой С.Ю., Чайкиной Е.В.
при секретаре Геласимовой Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 25 августа 2016 года дело по иску Якоцуца В.И. к Министерству финансов Российской Федерации и Федеральной службе исполнения наказаний о взыскании компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе истца Якоцуца В.И.
на решение Центрального районного суда г. Читы от 16 мая 2016 года, которым постановленов удовлетворении требований Якоцуца В.И. к Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний о компенсации морального вреда, причиненного в результате содержания в изоляции от общества в нечеловеческих условиях, отказать.
Взыскать с Якоцуца В.И. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Кулаковой О.К., судебная коллегия
установила:
03 марта 2016 года Якоцуц В.И. обратился с иском о взыскании компенсации морального вреда к Министерству финансов Российской Федерации, ссылаясь на следующее. С 01.11.2014 г. истец этапирован в связи с болезнью в больницу N 1 ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России, по прибытии помещен в палату N 1 терапевтического отделения. Терапевтическое отделение находилось в плохом техническом состоянии, условия содержания не соответствовали санитарно-гигиеническим нормам, являлись бесчеловечными и унижающими достоинство. В терапевтическом отделении туалет с умывальником расположены совместно, унитаз не оснащен сливным бачком, унитаз от умывальника отгорожен перегородкой высотой 1,6 м., дверь кабинки в туалете отсутствует, уборка туалета происходила от случаю к случаю, стоял запах экскрементов в связи с отсутствием системы вентиляции, помещение туалета и умывальника не окрашено и не белено. В терапевтическом отделении и палате N 1, в которой Якоцуц В.И. находился с 01.11.2014 г. по 28.11.2014 г., в течение длительного времени не осуществлялся ремонт, палата не соответствовала норме по 2 кв.м. на человека. Уборку палаты осуществляли сами осужденные, а не дневальный санитар, в палате отсутствовали прикроватные табуреты, в связи с чем одежда свешивалась на козырьки коек. Форточка для проветривания палаты отсутствовала, в палате находилось 8 человек, тогда как она рассчитана на 4 человек. Нечеловеческие условия содержания причинили истцу нравственные и физические страдания. В связи с чем Якоцуц В.И. просил суд взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны РФ компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
К участию в деле в качестве соответчика судом привлечена Федеральная служба исполнения наказаний, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, судом привлечено федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N 75 Федеральной службы исполнения наказаний".
Судом постановленоприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Якоцуц В.И. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований. Ссылается на то, что доводы истца об антисанитарных условиях содержания подтверждены результатами прокурорской проверки от 19.11.2015 г. N 17-207-2015/4468. В нарушение требований процессуального закона суд не принял данный ответ прокуратуры, а сослался лишь на справку начальника ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-75, которая не могла быть принята во внимание, т.к. ответчик заявленные требования не признает. Суд проигнорировал ходатайство Якоцуца В.И. об истребовании материалов прокурорской проверки от 19.11.2015 г. и не учел, что Якоцуц В.И. лишен реальной возможности предоставить доказательства самостоятельно. Решение суда противоречит практике Европейского Суда по правам человека, судом не применено Постановление Верховного Суда РФ от 27.06.2013 г. N 21.
Истец Якоцуц В.И., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте апелляционного рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, отбывает наказание в местах лишения свободы по приговору суда. Ходатайство истца об участии в судебном заседании посредством видео-конференц связи оставлено судебной коллегией без удовлетворения в связи с технической невозможностью обеспечения участия Якоцуца В.И. в судебном заседании путем использования системы видео-конференц связи, т.к. зал судебного заседания, в котором рассматривается настоящее гражданское дело, названной системой связи не оборудован, другие залы судебного заседания, оборудованные видео-конференц связью заняты рассмотрением уголовных дел.
Ответчик Министерство финансов Российской Федерации и Управление Федерального казначейства по Забайкальскому краю как представитель указанного Министерства о времени и месте апелляционного рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, о причинах неявки представителей суду не сообщили.
Третье лицо ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 75 ФСИН России", будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте апелляционного рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, о причинах неявки представителя суду не сообщило, о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя не просило.
В связи с изложенным судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных участвующих в деле лиц на основании ч.3 и ч.4 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации).
Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя соответчика Федеральной службы исполнения наказаний Шарапова С.В. о законности решения суда, исследовав материалы надзорного производства N 17-207-2015 по жалобам Якоцуца В.И., направленного в суд апелляционной инстанции прокуратурой Забайкальского края, судебная коллегия находит решение суда об отказе Якоцуцу В.И. в удовлетворении исковых требований подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела (п.3 ч.1 ст.330 ГПК Российской Федерации).
Согласно ст. 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Критерии определения размера компенсации морального вреда определены в п. 2 ст. 151, п. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать характер и степень физических и нравственных страданий, фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальные особенности потерпевшего. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
При разрешении данного вопроса также следует принять во внимание разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 N 10 "О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда", в соответствии с которыми размер компенсации зависит от характера и объема, причиненных истцу нравственных и физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимание обстоятельств.
По правилам ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу п.1 ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Жизнь и здоровье, достоинство личности являются нематериальными благами гражданина (п.1 ст.150 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.1 и п.7 ст. 26 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.п. 2, 4, 6 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденного совместным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 640 и Министерства юстиции Российской Федерации N 190, медицинская помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным предоставляется лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ) и медицинскими подразделениями учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, создаваемыми для этих целей, либо ЛПУ государственной и муниципальной систем здравоохранения.
Медицинские службы федеральных органов исполнительной власти обеспечивают соблюдение прав пациента при оказании медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым, осужденным, за исключением ограничений, предусмотренных федеральными законами. Одной из основных задач медицинской службы является соблюдение в Учреждениях санитарно-эпидемиологических требований.
Норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы не может быть менее пяти квадратных метров (п.1 ст.99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В силу ч.1 ст.56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Как усматривается из материалов дела, в период с 01.11.2014 г. по 28.11.2014 г. Якоцуц В.И., отбывающий в местах лишения свободы уголовное наказание по приговору суда, находился на лечении в терапевтическом отделении больницы N 1 ФКУЗ "Медико-санитарная часть N75" Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФКУЗ МСЧ - 75 ФСИН России), расположенной на территории ФКУ ИК-5 УФСИН России по Забайкальскому краю.
Требуя компенсации морального вреда, истец указывал на то, что в период с 01.11.2014 г. по 28.11.2014 г. он содержался в терапевтическом отделении больницы в нечеловеческих условиях, а именно в грязной, неотремонтированной и переполненной палате, в которой отсутствовали вентиляция и прикроватные тумбочки из расчета на каждого больного, находящегося в палате. В отделении был грязный санузел, не отвечающий требованиям приватности, в санузле отсутствовала вентиляция, с унитазом, в котором отсутствовала система слива, совместно находился умывальник.
Отказывая Якоцуцу В.И. в удовлетворении требования о компенсации морального вреда, суд исходил из того, что истец не представил доказательства, подтверждающие причинение ему морального вреда.
Разрешая спор, суд принял во внимание сведения из представленных ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России письменных возражений на исковые требования Якоцуца В.И. и сведения справки-заключения о санитарном состоянии помещений больницы N 1, выданной Главным государственным санитарным врачом - начальником ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России по результатам проверки санитарного состояния больницы N 1, из которых следует, что санитарное состояние больницы N 1 соответствует установленным требованиям. При этом суд без приведения мотивов отклонил ходатайство Якоцуца В.И. об истребовании из прокуратуры Забайкальского края материалов проверки по жалобам истца.
Судом апелляционной инстанции из прокуратуры Забайкальского края запрошено надзорное производство N 17-207-2015 г. по жалобам Якоцуца В.И., т.к. в апелляционной жалобе истец указывает на нарушение судом первой инстанции его процессуального права на содействие в истребовании доказательств, предусмотренного ч.1 ст.57 ГПК Российской Федерации.
Из материалов надзорного производства следует, что 07.11.2014 г. и.о. прокурора Забайкальского края Шипициным М.В. в адрес начальника ИК-5 УФСИН России по Забайкальскому краю и в адрес начальника ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России внесены представления об устранении нарушений федерального законодательства. В представлениях указано, что в нарушение ст.99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК Российской Федерации) лимит наполнения терапевтического отделения необоснованно завышен и установлен на 44 койки в 10 палатах при общей площади палат отделения 176, 6 кв.м., что позволяет разместить в отделении только 35 осужденных из расчета по обеспечению 5 кв.м. жилой площади на одного осужденного.
В нарушение требований ст.4, ст.99 и ст.101 УИК Российской Федерации, "Норм обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода медицинских частей учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" (приложение к приказу ФСИН Российской Федерации от 27.07.2006 г. N 512), "Санитарно-эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных приказом Главного государственного санитарного врача от 18.05.2010 г. N 58, осужденные, получающие лечение в терапевтическом отделении, не обеспечены в полном объеме прикроватными тумбочками. В палатах и в коридорах больницы полы частично не окрашены, имеются щели, стены в палатах растрескавшиеся, хирургический и терапевтический корпусы больницы не оборудованы системой приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением.
Постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным Главным государственным санитарным врачом - начальником Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора ФКУЗ МСЧ-75 от 05.12.2014 г. N 15п, начальник больницы N 1 ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России привлечен к административной ответственности за нарушение обязательных требований ст.11 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и "Санитарно-эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность". Указанное административное производство возбуждено Читинским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края 05.11.2014 г. по результатам проведенной проверки, в ходе которой выявлено, в том числе, превышение предусмотренного законом лимита больничных кроватей в палатах стационара МСЧ-75 ФСИН России для размещения осужденных и необорудование терапевтического отделения больницы системой приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением.
То, что во время пребывания Якоцуца В.И. в терапевтическом отделении больницы N 1 МСЧ-75 ФСИН России имели место нарушения, связанные с несоблюдением норм площади, отсутствием приточно-вытяжной вентиляции, отсутствием косметического ремонта, подтверждается копией ответа старшего помощника прокурора края по надзору за законностью исполнения наказаний прокуратуры Забайкальского края от 19.11.2015 г. N 17-207-2015/4468 (л.д. 8-9).
Таким образом, доводы истца о причинении ему морального вреда частично подтверждаются приведенными выше доказательствами.
Имеющаяся в материалах дела справка-заключение о санитарном состоянии помещений больницы N 1 ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России, подписанная Главным государственным санитарным врачом - начальником ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России установленные делу обстоятельства не опровергает, т.к. в справке указаны сведения по состоянию на 08.04.2016 г. (л.д.32-33).
Указание в справке-заключении на то, что в 2014-2015 г.г. от контролирующих органов в ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России не поступало материалов об административных правонарушениях в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в терапевтическом отделении больницы N 1 ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России, опровергается приведенным выше постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным Главным государственным санитарным врачом - начальником Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора ФКУЗ МСЧ-75 от 05.12.2014 г. N 15п.
С учетом установленных по делу обстоятельств требования Якоцуца В.И. о компенсации морального вреда являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению. В связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения.
В пользу Якоцуца В.И. подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 15 000 руб.
Определяя размер компенсации морального вреда, судебная коллегия принимает во внимание фактические обстоятельства причинения вреда, степень нравственных страданий Якоцуца В.И., период нахождения истца в больнице, степень вины причинителя вреда и требования закона о разумности и справедливости возмещения.
Моральный вред, причиненный Якоцуцу В.И., подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета. Компенсация морального вреда в пользу истца подлежит взысканию в соответствии с п.3 ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации с Федеральной службы исполнения наказаний как с главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы от 16 мая 2016 г. отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования Якоцуца В.И. удовлетворить частично.
Взыскать в пользу Якоцуца В.И. с Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб.
В остальной части иска отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.