Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Кулаковой О.К.
и судей Усольцевой С.Ю., Погореловой Е.А.
при секретаре Геласимовой Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 25 августа 2016 года дело по иску Леонтьевой Г.В. к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края и Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края о признании права на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда Забайкальского края и о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края,
по апелляционной жалобе истицы Леонтьевой Г.В.
на решение Центрального районного суда г. Читы от 06 июня 2016 года, которым постановленов удовлетворении исковых требований Леонтьевой Г.В. к Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Министерству социальной защиты населения Забайкальского края о признании права на обеспечение жилым помещением, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края, отказать.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Кулаковой О.К., судебная коллегия
установила:
08 апреля 2016 года Леонтьева Г.В. обратилась с иском о признании права на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда Забайкальского края и о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края, к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края и Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, ссылаясь на следующее. Истица является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. После смерти отца с 2003 г. по 2010 г. Леонтьева Г.В. проживала и воспитывалась у опекуна А. в с. "адрес". В 2010 г. истица переехала из Оловяннинского района в г. Читу, обучалась в ГОУСПО "Забайкальский государственный колледж" г. Читы с 2010 г. по 2014 г., с 2014 г. она является студентом очного отделения ФГБОУ ВПО "ЗабГУ". На основании постановления главы администрации п. Оловянная N 28 от 04.07.2003 г. за Леонтьевой Г.В. закреплено жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью 24.5 кв.м. В данном помещении проживала бабушка истицы, которая умерла 09.07.2003 г., после ее смерти в данном помещении проживает ее дочь Л., которая злоупотребляет спиртными напитками, ведет аморальный образ жизни, с ней у истицы неоднократно возникали конфликты по поводу жилого помещения, Л. истицу в жилое помещение не впускала. Фактически Леонтьева Г.В. в данной квартире не проживала. Администрация городского поселения "Оловяннинское" 14.01.2013 г. заключила с истицей договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес". Письмом Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края от 19.06.2015 г. Леонтьевой Г.В. отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещение, т.к. истица является нанимателем жилого помещения по договору социального найма. Данный отказ необоснован, т.к. вселение в квартиру невозможно по причине того, что общая площадь помещения на каждого зарегистрированного составляет по 12,25 кв.м., что менее учетной нормы жилого помещения на территории городского поселения "Оловяннинское", с 2010 г. Леонтьева Г.В. изменила место жительства и проживает в г. Чите. В связи с отказом во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории Забайкальского края, истица вынуждена была расторгнуть договор социального найма указанного жилого помещения. В связи с изложенным Леонтьева Г.В. просила суд признать за ней право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда Забайкальского края и обязать Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории Забайкальского края.
Судом постановленоприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истица Леонтьева Г.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на нарушение норм материального права, неправильное толкование норм права и неполную оценку судом доказательств по делу. Выводы суда о том, что опекун А. принимала меры к сохранению закрепленного за истицей жилого помещения, сдавая его в аренду, что Л. более 9 лет не проживает в данном помещении, юридического значения для дела не имеют, т.к. общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно зарегистрированное лицо, менее учетной нормы. Леонтьева Г.В. свое право на жилое помещение не реализовала, т.к. помещение за ней закреплено незаконно по причине недостаточности его общей площади на человека. Вывод суда о размере общей площади квартиры значения не имеет, т.к. площадь в документах указана разная, однако она менее социальной нормы жилой площади, установленной для детей-сирот. Применение установленной в городском поселении "Оловяннинское" нормы общей площади в размере 14 кв.м. недопустимо, т.к. данная норма установлена для семьи из 2-х и более человек, а тетя истицы Леонтьева Н.Б. семьей для истицы не является, общее хозяйство они не ведут, проживание с тетей противоречило интересам Леонтьевой Г.В.
Истец Леонтьева Г.В., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте апелляционного рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, направила в суд своего представителя Очирову Р.И., которая суду сообщила, что истица в настоящее время находится на каникулах в г. Нерюнгри.
Ответчик Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте апелляционного рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил, о причинах неявки представителя не сообщил, о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя не просил.
С учетом изложенного судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Леонтьевой Г.В. и представителя Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края на основании ч.3 и ч.4 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации).
Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истицы Очировой Р.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Межонова Д.В. об оставлении решения суда без изменения, исследовав новые доказательства, судебная коллегия оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не усматривает.
В соответствии с п.п.1, 3, пп. 3 п.4, п. 5 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием следующего обстоятельства: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (ч.ч.4 и 5 ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела и правильно установлено судом, Леонтьева Г.В., "Дата" года рождения, в несовершеннолетнем возрасте приобрела статус сироты, т.к. мать истицы умерла 11.03.2000 г., отец истицы умер - 14.03.2000 г.
Постановлением администрации пос. Оловянная Оловяннинского района Читинской области N 28 от 04.07.2003 г. за Леонтьевой Г.В. закреплено жилое помещение по адресу: "адрес".
По адресу указанного жилого помещения Леонтьева Г.В. постоянно зарегистрирована с 15.01.2013 г., вместе с истицей в названной квартире постоянно зарегистрирована Л. - тетя Леонтьевой Г.В., что подтверждается сведениями копии поквартирной карточки, копией ответа Главы администрации городского поселения "Оловяннинское" от 20.04.2015 г. N 476, копией паспорта истицы (л.д. 8, 24, 58).
Решением Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края от 11 июня 2015 г. N 847 Леонтьевой Г.В. в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении и во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края, отказано.
В соответствии с п.2 решения Совета городского поселения "Оловяннинское" от 06.05.2013 г. N 61 на территории городского поселения "Оловяннинское" установлена учетная норма жилого помещения для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в размере менее 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека (л.д.52).
Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас (ч.5 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно сведениям поквартирной карточки на жилое помещение, закрепленное за истицей, по адресу: "адрес", жилая площадь названного помещения составляет 24,5 кв.м. (л.д. 58).
Из справки руководителя администрации муниципального района "Оловяннинский район" от 22.05.2015 г. N 1313 следует, что общая площадь названного жилого помещения составляет 24,5 кв.м. (л.д. 22).
Из справки о характеристиках объекта технического учета от 05.05.2015 г. N (14)-2-2015-711, выданной КГУП "Забайкальское БТИ", видно, что согласно техническим характеристикам по состоянию на 14.04.1988 г. общая площадь жилого помещения по адресу: "адрес" составляет 16 кв.м., общая площадь - 28,1 кв.м. (л.д. 20).
Из договора социального найма, заключенного 14.01.2013 г. между Леонтьевой Г.В. и администрацией городского поселения "Оловяннинское", следует, что предметом договора является жилое помещение по адресу: "адрес", состоящее из одной жилой комнаты в квартире общей площадью 24,5 кв.м., в том числе жилой - 15,7 кв.м. (л.д. 121-125).
В связи с имеющимися противоречиями в площадях закрепленного за истицей жилого помещения судом апелляционной инстанции с целью уточнения общей площади указанного жилого помещения были направлены запросы в администрацию городского поселения "Оловяннинское" и в КГУП "Забайкальское БТИ".
Из ответа и.о. главы администрации городского поселения "Оловяннинское" от 23.08.2016 г. N 618 следует, что жилой дом "адрес" передан в собственность городского поселения "Оловяннинское" в 2005 г., техническая документация на жилое помещение N 3 в этом доме в администрации городского поселения "Оловянинское" отсутствует. Провести замеры названного жилого помещения не представляется возможным в связи с отсутствием доступа в квартиру (л.д. 116).
Из ответа руководителя КГБУ "ЗабГеоИнформЦентр" от 22.08.2016 г. N 99-2/2016-7982 на запрос суда апелляционной инстанции следует, что в названном учреждении имеется инвентаризационно-техническая документация на жилой дом по адресу: "адрес", информация на объект по адресу: "адрес" отсутствует. Первичная инвентаризация жилого дома "адрес" проводилась 05.05.1964 г., после этого в связи с незначительными перепланировками - 17.07.1968 г., 14.04.1988 г., 24.04.2002 г. На дату инвентаризации 24.04.2002 г. изменений в объекте по сравнению с предыдущей инвентаризацией не произошло, поэтому новый поэтажный план не изготавливался, а был применен старый план от 14.04.1988 г.
Технические характеристики квартиры N указанного выше жилого дома по данным инвентаризаций следующие: 05.05.1964 г. (общая площадь - 31,6 кв.м., жилая площадь - 16,7 кв.м.), 17.07.1968 г. (общая площадь - 28,8 кв.м., жилая - 16 кв.м.), 14.04.1988 г. и 24.04.2002 г. (общая площадь - 28,1 кв.м., жилая -16 кв.м.) (л.д. 109).
Между тем, из направленной КГБУ "ЗабГеоИнформЦентр" копии технического паспорта с экспликацией к поэтажному плану жилого дома по состоянию на 14.04.1988 г. видно, что технический паспорт и экспликация составлены на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес". Согласно экспликации квартира N в этом доме состоит из комнаты площадью 16 кв.м., кухни площадью 12,1 кв.м. и вспомогательного помещения размером 8,7 кв.м. (л.д.114-115).
Представленный КГБУ "ЗабГеоИнформЦентр" в копии технический паспорт по состоянию на 24.04.2002 г. составлен на объект по адресу: "адрес" Экспликация к поэтажному плану (приложение к паспорту) составлена на жилой дом "адрес". Из экспликации видно, что квартира N состоит из кухни размером 12,1 кв.м., комнаты размером 16 кв.м. и коридора размером 5,6 кв.м. (л.д.110-113).
С учетом анализа представленных КГБУ "ЗабГеоИнформЦентр" копий документов судебная коллегия приходит к выводу о том, что в названных документах указаны технические характеристики жилого дома по адресу: поселение "адрес" (в настоящее время - "адрес") "адрес" и что общая жилая площадь квартиры N в этом доме с учетом положений ч.5 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации составляет 33,7 кв.м. (16 кв.м. (комната) + 12,1 кв.м. (кухня) + 5,6 кв.м. (коридор)).
Поскольку в названном жилом помещении постоянно зарегистрировано два человека (Леонтьева Г.В. и Л.), на каждого из них приходится по 16,85 кв.м., что превышает установленную в городском поселении "Оловяннинское" учетную норму площади жилого помещения.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что применение нормы общей площади жилого помещения в размере 14 кв.м. на одного человека недопустимо, т.к. указанная норма на территории городского поселения "Оловяннинское" установлена для семьи из 2-х человек, тогда как истица относится к одиноко проживающим гражданам, является несостоятельной, поскольку в соответствии с решением Совета городского поселения "Оловяннинское" от 06.05.2013 г. N 61 нормы не менее 18 кв.м. (для одиноко проживающего человека) и не менее 14 кв.м. на одного человека (для семьи, состоящей из двух и более человек) установлены в целях предоставления жилого помещения по договору найма, указанные нормы не являются учетными нормами площади жилого помещения для принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При таком положении решение Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края от 11 июня 2015 г. N 847 об отказе Леонтьевой Г.В. в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении и об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края, является законным.
Предусмотренных законом оснований для постановки истицы на указанный учет не имеется, в связи с чем решение суда об отказе Леонтьевой Г.В. в удовлетворении исковых требований является правильным и подлежит оставлению без изменения.
Из мотивировочной части решения подлежит исключению вывод суда о том, что факт регистрации Л. в жилом помещении, закрепленном за Леонтьевой Г.В., не является бессрочным, так как Л. в данном жилом помещении согласно сведениям поквартирной карточки зарегистрирована постоянно.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы от 06 июня 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истицы Леонтьевой Г.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.