Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе
председательствующего Литвинцевой И.В.
и судей Ревенко Т.М., Щаповой И.А.,
при секретаре Прозоровской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 06 сентября 2016 года гражданское дело по иску Воропаева СВ к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о включении в список нуждающихся в получении жилого помещения,
по апелляционной жалобе представителя ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ Кудрявцева А.А.,
на решение Центрального районного суда г. Читы от 30 мая 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Включить Воропаева СВ в список военнослужащих, состоящих на компьютерном учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства г. Чита с 01 апреля 2009 года.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Литвинцевой И.В., выслушав объяснения представителя ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ Кудрявцева А.А., поддержавшего жалобу и просившего об отмене решения, представителя истца Воропаева С.В. Скачко Ю.В., полагавшей жалобу необоснованной, судебная коллегия
установила:
Воропаев С.В. обратился в суд с указанным выше исковым заявлением ссылаясь на то, что он проходил военную службу в войсковой части N дислоцированной в "адрес". Приказом командующего войсками СибВО от 26.01.2009г. N истец был уволен с военной службы в связи с достижением предельного возраста. Продолжительность военной службы истца в календарном исчислении 14 лет, в льготном исчислении 22 года. Приказом командира войсковой части N от 20.04.2009 года N, истец исключен из списков личного состава воинской части с 05 мая 2009 года. 01.04.2009г. истец был включен в список военнослужащих, состоящих на компьютерном учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства г. Чита. 24.06.2011г. истцу была предоставлена квартира по типовому договору найма служебного жилого помещения, в которой он по настоящее время проживает со своей дочерью. До настоящего времени жилым помещением не обеспечен. 15.08.2015г. обратился в Федеральное государственное казенное учреждение "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" с заявлением о признании его и членов его семьи нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, однако 21.09.2015г. истцом был получен ответ об отказе. На основании изложенного просил восстановить право на получение постоянного жилого помещения по договору социального найма по линии Министерства обороны.
В процессе рассмотрения дела представитель истца неоднократно уточнял требования, в окончательной форме просил включить Воропаева С.В. в списки военнослужащих, состоящих на компьютерном учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства г. Чита с 01.04.2009г.
Судом постановленоприведенное выше решение (л.д. 58-61).
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ Кудрявцев А.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Воропаев С.В. уволен со службы в 2009 году. Решение жилищной комиссии, имеющееся в материалах дела, о признании Воропаева С.В. нуждающимся в получении жилого помещения, не утверждено Антипихинской КЭЧ района, как того требовал приказ МО РФ N 80 2000 г., действовавший на момент спорных правоотношений. Истец на учете военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, согласно электронной базе данных Антипихинской КЭЧ района не состоял и не состоит. Воропаев С.В. при увольнении с военной службы не убедился в том, что он состоит на учете военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений. В течение трехлетнего срока давности (действие) бездействие КЭЧ района не оспорил. Воропаев проживает в жилом помещении, расположенном по адресу "адрес". Данное жилое помещение передано от Министерства обороны РФ в муниципальную собственность. Оснований для выселения Воропаева С.В. отсутствуют.
В судебное заседание истец Воропаев С.В. не явился, о времени рассмотрения дела извещен, направил в суд своего представителя.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом было установлено, что Воропаев С.В.проходил военную службу в войсковой части N дислоцированной в "адрес". Приказом командующего войсками СибВО от 26.01.2009г. N истец был уволен с военной службы в связи с достижением предельного возраста. Продолжительность военной службы истца в календарном исчислении составила 14 лет, в льготном исчислении 22 года.
Перед увольнением по достижению предельного возраста Воропаев С.В. в листе беседы указал, что согласен на увольнение только после обеспечения жилым помещением, просил поставить его на учет для обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства в г. Чита (л.д.37).
Приказом командира войсковой части N от 20.04.2009 года N, истец исключен из списков личного состава воинской части с 05 мая 2009 года (л.д.43).
По решению жилищной комиссии войсковой части 13965 от 31.03.2009 г. N истец был включен в список военнослужащих, состоящих на компьютерном учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства г. Чита (л.д.36).
При реорганизации Антипихинской КЭЧ, на которую возлагалась обязанность вести учет нуждающихся в жилье военнослужащих, данные на Воропаева С.В. в адрес уполномоченного на ведение учета военнослужащих органа Министерства обороны РФ, каким является ФГКУ "Востокрегионжилье", не передавались.
После увольнения 24.06.2011г. истцу была предоставлена квартира, расположенная в "адрес" по типовому договору найма служебного жилого помещения.
Желая получить ее в собственность, он обратился с заявлением о приватизации занимаемого им жилого помещения, ему в этом было отказано со ссылкой на статус специализированного жилого помещения.
После вступления решения суда об отказе в иске в приватизации жилого помещения в законную силу (л.д.50-52), истец узнал, что на учете военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении, в уполномоченном органе он отсутствует. Обратившись с документами о постановке его на учет в ФГКУ "Востокрегионжилье" (л.д.16), получил отказ от 21.09.2015 г. (л.д.5-6), мотивированный отсутствием служебных отношений с Вооруженными силами РФ.
Проанализировав приведенные выше фактические обстоятельства, суд первой инстанции требования Воропаева С.В. о восстановлении его на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения за счет средств федерального бюджета в избранном месте жительства восстановил с даты принятия первоначального решения о постановке на учет, с чем судебная коллегия соглашается.
Абзацем третьим части 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено право военнослужащих - граждан, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста при общей продолжительности военной службы 10 лет и более и совместно проживающим с ними членам их семей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, на предоставление жилищной субсидии, либо жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства.
Указанное право предусматривалось названной нормой Закона и в период увольнения Воропаева С.В. с военной службы.
Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г.N1054 были утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Пунктом 9 Правил предусмотрено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами (п.12).
Военнослужащие при исключении из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы подают рапорт по команде о подтверждении избранного ими постоянного места жительства, а в случае изменения решения о постоянном месте жительства - рапорт по команде с просьбой о ходатайстве перед соответствующими органами местного самоуправления о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Пунктом 26 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N1054, предусмотрено, что снятие военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета производится в случае обеспечения их жилым помещением.
Снятие с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий осуществляется по решению органов местного самоуправления, которыми военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, были поставлены на очередь по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам. О принятом решении военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, должно быть сообщено в письменной форме с указанием причин снятия с очереди в 3-месячный срок со дня принятия такого решения.
Нормы названных Правил в части возложения на органы местного самоуправления обязанностей по учету и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению после 1 января 2005 года, признаны противоречащими закону и в силу ст. 120 Конституции РФ ч. 2 ст. 11 ГПК РФ применению не подлежащими (решение Верховного Суда РФ от 14.04.2009 N 2н-9/09), поэтому фактически учет военнослужащих до создания Департамента жилищного обеспечения Министерством обороны Российской Федерации, такой учет осуществляли, в частности, КЭЧ района.
Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" квартирные эксплуатационные части района реорганизованы путем присоединения к Территориальным управлениям имущественных отношений Министерства обороны РФ.
Приказом Минобороны России N1888 от 23.12.2010 г обеспечение реализации права на жилище военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей, возложено на Департамент жилищного обеспечения, который является уполномоченным органом и действует через региональные управления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 г. N 512 утверждены Правила предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно (далее - Правила).
Согласно пункту 8 Правил 2011 г. уполномоченные органы ведут списки нуждающихся в жилых помещениях и вносят в них данные о военнослужащих, принятых на учет, и членах их семей.
На основании этих списков федеральные органы в целях определения потребности в жилых помещениях ведут реестр военнослужащих, состоящих на учете, и членов их семей.
Датой принятия на учет военнослужащего является дата подачи им в уполномоченный орган заявления, предусмотренного пунктом 3 настоящих Правил, и представленных документов.
Военнослужащие, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями (далее - граждане, уволенные с военной службы), не могут быть сняты с учета и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Правилами предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 (п.11).
В силу подпункта "а" п. 14 Правил военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете до предоставления им жилых помещений или до выявления предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета.
Решение о снятии с учета принимается уполномоченным органом не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, предусмотренных пунктом 14 настоящих Правил, и выдается или направляется военнослужащему (гражданину, уволенному с военной службы) в течение 3 рабочих дней (пункт 15).
Таким образом, из содержания приведенных выше положений нормативных актов, регулирующих порядок и условия принятия решения о постановке военнослужащего, порядок принятия решения о снятии с учета, следует, что основанием для принятия решения является срок выслуги лет, обстоятельства увольнения, а также нуждаемость лица, подлежащего увольнению с военной службы, в жилом помещении.
В случае принятия решения об учете, соответствия военнослужащего приведенным в законе критериям, снятие с учета возможно при обеспечении жилым помещением либо при прекращении нуждаемости в жилье.
Кроме того, о снятии с учета военнослужащий (лицо, уволенное с военной службы), должен быть в обязательном порядке извещен, в случае спора обязанность доказать факт сообщения о принятом решении возлагается на уполномоченный орган.
Как указывалось выше, в отношении Воропаева С.В. решение о постановке на учет было принято в 2009 году, в последующем жилым помещением на условиях договора социального найма Воропаев С.В. не был обеспечен, поэтому нуждаемость его в жилье не отпала.
Обязанность сообщения о снятии с учета возлагалась ранее на органы, ведущие учет по линии Министерства обороны РФ, то есть в данном случае на Антипихинскую КЭЧ, а затем на органы, представляющие Департамент жилищного обеспечения, то есть на ответчика в лице ФГКУ "Востокрегионжилье".
Об отсутствии на учете нуждающихся в предоставлении жилья за счет средств федерального бюджета Воропаев С.В. узнал в 2014 году после отказа в требованиях о признании собственником жилого помещения, поэтому срок на обращение в суд за защитой своего нарушенного права, который по настоящему спору составляет три года, он не пропустил.
О пропуске срок исковой давности сторона ответчика в отзыве и в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции не заявляла, указывая лишь на то, что решение об отказе в постановке на учет Воропаев С.В. в течение трех месяцев не оспорил (л.д.14).
Вместе с тем, восстановление жилищных прав Воропаева С.В. является исковым требованием, на которое распространяется трехлетняя исковая давность, исчисляемая с момента, когда он должен был узнать о нарушении своего права, то есть с момента извещения об отсутствии на учете нуждающихся в жилом помещении.
При таких обстоятельствах с доводами апелляционной жалобы судебная коллегия не соглашается, решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ответчика без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы от 30 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ Кудрявцева А.А. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.