Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Процкой Т.В.
и судей краевого суда Кожиной Е.А., Кузнецовой О.А.
при секретаре Кимовой Ю.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чита 21 сентября 2016 года гражданское дело по иску Михеева С. П., Тикшаевой Т. В., Коростелевой О. П. к Министерству территориального развития Забайкальского края, администрации городского округа "Город Чита", администрации Железнодорожного административного района городского округа "Город Чита", Забайкальскому фонду капитального ремонта многоквартирных домов о возложении обязанности включить жилой дом в план капитального ремонта на 2017 года; к ООО Управляющая компания "Кенон" о возложении обязанности произвести текущий ремонт в жилом доме, произвести санитарную очистку придомовой территории и уборку туалета, оборудовать выгребную и зольную ямы,
по апелляционной жалобе истцов Михеева С.П., Тикшаевой Т.В., Коростелевой О.П.
на решение Железнодорожного районного суда г. Читы от 31 мая 2016 года, которым постановлено:
исковые требования Михеева С. П., Тикшаевой Т. В., Коростелевой О. П. к ООО Управляющая компания "Кенон" о возложении обязанности произвести текущий капитальный ремонт в жилом доме, произвести санитарную очистку придомовой территории и уборку туалета, оборудовать выгребную и зольную ямы удовлетворить частично.
Обязать ООО Управляющая компания "Кенон" в многоквартирном жилом доме по адресу "адрес":
-отремонтировать электрощит, расположенный в подъезде дома;
-произвести текущий ремонт лестничных клеток и самих лестниц;
-произвести санитарную очистку придомовой территории и туалета.
В остальной части иска к ООО Управляющая компания "Кенон" отказать.
Решение в части возложения на ООО Управляющая компания "Кенон" обязанности отремонтировать электрощит, расположенный в подъезде дома, расположенного по адресу: "адрес" обратить к немедленному исполнению.
В удовлетворении исковых требований к министерству территориального развития Забайкальского края, администрации городского округа "Город Чита", администрации Железнодорожного административного района городского округа "Город Чита", Забайкальскому фонду капитального ремонта многоквартирных домов о возложении обязанности включить жилой дом в план капитального ремонта на 2017 год, в том числе фундамента, стен, фасада и крыши, отказать.
Взыскать с ООО Управляющая компания "Кенон" в пользу Михеева Сергея Павловича расходы по уплате госпошлины в размере "данные изъяты" руб.
Заслушав доклад судьи Процкой Т.В., судебная коллегия
установила:
Обращаясь в суд, Михеев С.П., Тикшаева Т.В., Коростелева О.П. ссылались на то, что являются собственниками жилых помещений в доме N по "адрес". В течение нескольких лет они обращались в Государственную жилищную инспекцию Забайкальского края, прокуратуру Забайкальского края, администрацию г. Читы и в иные государственные и муниципальные органы в связи с тем, что происходит разрушение дома, он находится в аварийном состоянии, не соответствует техническим, санитарно-гигиеническим и противопожарным правилам. Между тем до настоящего времени результатов не имеется. Актами Государственной жилищной инспекции Забайкальского края, заключением строительно-технической экспертизы подтверждается аварийное состояние жилого дома. ООО УК "Кенон" в течение нескольких лет не убирает придомовую территорию и туалет. Необходимость предоставления администрацией городского округа "Город Чита" выписки из Генерального плана г. Читы обусловлена следующим - в том случае, если подтвердится информация о переносе автомобильной дороги, это будет являться дополнительным основанием для сноса дома. С учетом неоднократного уточнения исковых требований просили признать незаконными два распоряжения администрации городского округа "Город Чита" N 18.06.2014 и N от 11.08.2015; два заключения межведомственной комиссии N от 24.04.2014 и N от 30.07.2015; признать многоквартирный дом непригодным для проживания; обязать администрацию городского округа "Город Чита", администрацию Железнодорожного района г. Читы предоставить жильцам дома по договорам социального найма благоустроенные жилые помещения в пределах г. Читы, отвечающие техническим, санитарным, противопожарным и иным установленным требованиям, равнозначные по площади ранее занимаемым жилым помещениям; обязать администрацию городского округа "Город Чита" предоставить Выписку из Генерального плана г. Читы; обязать межведомственную комиссию провести обследование названного дома на предмет пригодности (непригодности) для проживания с соблюдением установленной процедуры, с привлечением экспертов, с изучением фактического состояния дома; обязать ООО УК "Кенон" в целях пожарной безопасности отремонтировать в доме электрощит, находящийся в подъезде; произвести текущий ремонт лестничных клеток и самих лестниц, осуществить ремонт крыши; произвести санитарную очистку придомовой территории и туалета; установить отдельный контейнер для сбора твердых бытовых отходов рядом с домом; оборудовать выгребную яму, а также зольную яму (т. 1, л.д. 3-4, 75-76, 128, 154, 164).
Определением суда от 10 ноября 2015 года требования истцов к администрации городского округа "Город Чита" о признании незаконными распоряжений администрации, заключений межведомственных комиссий, возложении обязанности провести обследование жилого дома выделены в отдельное производство (т. 1, л.д. 194-195).
В дальнейшем истцы также неоднократно уточняли исковые требования. Окончательно просили обязать Министерство территориального развития Забайкальского края, администрацию городского округа "Город Чита" и Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов включить жилой дом в план капитального ремонта на 2017 год, в том числе ремонт фундамента, стен, фасада и крыши; обязать ООО Управляющая компания "Кенон" в названном доме незамедлительно отремонтировать электрощит, расположенный в подъезде дома; произвести текущий ремонт лестничных клеток и самих лестниц; осуществить текущий ремонт крыши в апреле-мае 2016 года; произвести санитарную очистку придомовой территории и уборку туалета; оборудовать выгребную и зольную ямы в соответствии со СНиП. Истцы отказались от требований к администрации городского округа "Город Чита", администрации Железнодорожного административного района городского округа "Город Чита" о признании многоквартирного дома непригодным для проживания, возложении обязанности предоставить благоустроенные жилые помещения, предоставить выписку из генерального плана г. Читы; к ООО Управляющая компания "Кенон" о возложении обязанности установить контейнер для твердых бытовых отходов (т. 1, л.д. 206, т. 2, л.д. 3, 26).
Определением суда от 31 мая 2016 года принят отказ истцов от иска в указанной части, производство по делу в данной части прекращено (т. 2, л.д. 65-67).
Определениями суда от 16 июля 2015 года, 4 февраля 2016 года, 16 мая 2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Тикшаева О.С., Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов, комитет ЖКХ администрации городского округа "Город Чита" (т. 1, л.д. 113-114, 225-226, т. 2, л.д. 49-51).
Определением суда от 15 марта 2016 года Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов исключен из числа третьих лиц и привлечен к участию в деле в качестве соответчика, в качестве третьего лица привлечено Министерство территориального развития Забайкальского края (т. 2, л.д. 7-9).
Определением суда от 20 апреля 2016 года Министерство территориального развития Забайкальского края исключено из числа третьих лиц и привлечено к участию в деле в качестве соответчика (т. 2, л.д. 30-31).
Судом постановленоприведенное выше решение (т. 2, л.д. 70-86).
В апелляционной жалобе истцы Михеев С.П., Тикшаева Т.В., Коростелева О.П. указывают на нарушение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В ходе судебного разбирательства сторона истца неоднократно сообщала о проведении общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по вопросу перенесения сроков поведения капитального ремонта дома, соответствующее заявление направлено в министерство. В дальнейшем последовал отказ министерства, ответ предоставлялся истцами в материалы дела. Степень физического износа дома подтверждается представленными в материалы дела актами Государственной жилищной инспекции Забайкальского края, заключениями межведомственной комиссии, экспертизой. Просят решение районного суда изменить в части, обязать министерство территориального развития Забайкальского края, администрацию городского округа "Город Чита" и Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов включить жилой дом в план капитального ремонта на 2017 год, в том числе ремонт фундамента, стен, фасада и крыши (т. 2, л.д. 96).
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Забайкальского фонда капитального ремонта многоквартирных домов Подушкина Т.В. просит решение районного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения (т. 2, л.д. 107-108).
В суд апелляционной инстанции представители ответчиков ООО УК "Кенон", администрации городского округа "Город Чита", администрации Железнодорожного административного района городского округа "Город Чита", Забайкальского фонда капитального ремонта многоквартирных домов, Министерства территориального развития Забайкальского края, представители третьих лиц Государственной жилищной инспекции Забайкальского края, Комитета ЖКХ администрации городского округа "Город Чита" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения истцов Михеева С.П., Коростелевой О.П., Тикшаевой Т.В., третьего лица Тикшаевой О.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Установив фактические обстоятельства дела и оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, районный суд пришел к выводу об обоснованности части требований о возложении обязанности на ООО УК "Кенон" в многоквартирном жилом доме по адресу: "адрес" отремонтировать электрощит, расположенный в подъезде дома, произвести текущий ремонт лестничных клеток и самих лестниц, произвести санитарную очистку придомовой территории и туалета. В остальной части иска к ООО УК "Кенон" отказано.
В связи с тем, что решение суда в данной части не обжалуется, а также не обжалуется в части отказа в иске к администрации Железнодорожного административного района городского округа "Город Чита", законность и обоснованность судебного постановления в такой части в силу частей 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ предметом рассмотрения судебной коллегии не является.
Доводы апелляционной жалобы заявителей сводятся к несогласию с отказом суда первой инстанции в удовлетворении требований к Министерству территориального развития Забайкальского края, администрации городского округа "Город Чита", Забайкальскому фонду капитального ремонта многоквартирных домов о возложении обязанности включить жилой дом в план капитального ремонта на 2017 год, в том числе фундамента, стен, фасада и крыши.
Решение вопроса о капитальном ремонте общего имущества в силу пункта 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесено к компетенции общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно частям 1, 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.
Из дела следует, что истцы Михеев С.П., Тикшаева Т.В., Коростелева О.П. являются собственниками жилых помещений N соответственно, расположенных по адресу: "адрес".
Названный жилой дом включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края на 2014-2043 годы, которая утверждена Постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года N590.
Для включения обозначенного многоквартирного жилого дома в Региональный краткосрочный план реализации Программы на 2017 год администрации городского округа "Город Чита" либо лицу, уполномоченному решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: "адрес", необходимо обратиться в комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее Комиссия) с заявлением для рассмотрения вопроса об установлении необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в указанном многоквартирном доме.
Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее Порядок) утвержден постановлением Правительства Забайкальского края от 17 июня 2014 года N337.
Согласно пункту 7 Порядка, если заявление направляется в Комиссию в адрес Министерства органом местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа, необходимо представить следующие документы:
а) заявление об установлении необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
б) заключение Государственной жилищной инспекции Забайкальского края об обследовании многоквартирного дома;
в) заявления, письма, жалобы граждан или иных заинтересованных лиц на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя
Для рассмотрения вопроса об установлении необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме заявитель в лице уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме представляет в комиссию следующие документы:
а) заявление об установлении необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
б) протокол решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об установлении необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
в) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, имеющей допуск на проведение данных видов работ (далее - специализированная организация) (пункт 8 Порядка).
В соответствии с пунктом 10 Порядка Комиссия рассматривает поступившее заявление в течение 30 рабочих дней со дня регистрации заявления и принимает одно из следующих решений:
а) об установлении необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме с указанием срока выполнения работ по капитальному ремонту.
Указанное решение принимается при наличии следующих условий:
если физический износ общего имущества в многоквартирном доме достиг установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц;
если уровень собираемости взносов собственников помещений на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме превышает 90 процентов;
если в заключении Государственной жилищной инспекции Забайкальского края об обследовании многоквартирного дома или заключении специализированной организации установлена необходимость проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Указанное решение должно содержать:
перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
предложения по срокам проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
расчет стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполненный в текущих ценах на основе укрупненных показателей стоимости таких работ региональным оператором;
б) об установлении нецелесообразности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и исключении многоквартирного дома из региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края.
Указанное решение принимается при наличии следующих условий:
если физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) превышает 70 процентов;
если совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в расчете на один квадратный метр общей площади жилых и нежилых помещений превышает стоимость, определенную постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года N589.
Указанное решение должно содержать:
наименование конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент), износ которых превышает 70 процентов;
расчет стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполненный в текущих ценах на основе укрупненных показателей стоимости таких работ региональным оператором;
в) о проведении дополнительного обследования оцениваемого многоквартирного дома.
В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии;
г) об отказе заявителю с указанием причин такого отказа.
Заявителю отказывается в случае:
непредставления документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящего Порядка;
выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений;
представления заявления ненадлежащим заявителем.
При принятии решения об отказе в рассмотрении заявления повторное обращение заявителя об установлении необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме возможно только после устранения причин такого отказа.
Разрешая требования истцов о возложении обязанности включить жилой дом в план капитального ремонта на 2017 год суд пришел к выводу о том, что по вопросу перенесения сроков проведения капитального ремонта общее собрание собственников помещений дома по "адрес" не проводилось, с заявлением о переносе сроков проведения капитального ремонта в уполномоченный орган они не обращались, как не обращался в Комиссию и орган местного самоуправления в лице администрации городского округа "Город Чита".
Оснований считать выводы суда неправильными у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на материалах дела и соответствуют требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, что сторона истца неоднократно сообщала о проведении общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по вопросу перенесения сроков поведения капитального ремонта дома, соответствующее заявление направлено в министерство, в дальнейшем последовал отказ министерства, ответ предоставлялся истцами в материалы дела, не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются материалами дела, протоколами судебных заседаний.
Ссылки в апелляционной жалобе на протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: "адрес" от 09 апреля 2016 года, ответ Министерства территориального развития Забайкальского края N от 21 апреля 2016 года на обращение Михеева С.П. от 11 апреля 2016 года, приложенные к жалобе и не принятые судом апелляционной инстанции как новые доказательства, судебной коллегией отклоняются, поскольку истцы ранее не ссылались на обозначенные доказательства, не представляли их и не были лишены возможности представить их в районный суд.
Правовая оценка представленным сторонами доказательствам, дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, результаты оценки доказательств суд отразил в решении.
Оснований давать иную оценку доказательствам у судебной коллегии не имеется.
Ссылки в жалобе, что степень физического износа дома подтверждается представленными в материалы дела актами Государственной жилищной инспекции Забайкальского края, заключениями межведомственной комиссии, экспертизой, не могут повлечь отмены решения суда по вышеизложенным основаниям.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено, постановленное по делу решение надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу истцов - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Читы от 31 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов Михеева С.П., Тикшаевой Т.В., Коростелевой О.П. - без удовлетворения.
Председательствующий Процкая Т.В.
Судьи Кожина Е.А.
Кузнецова О.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.