Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Платова А.С.,
судей: Поповой Н.Н., Сударьковой Е.В.,
при секретаре: Коцаревой И.Г.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Платова А.С.
дело по иску Богашева В.Н. к ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России о признании незаконным отказа в постановке на учет, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты,
по апелляционной жалобе ГУФСИН России по Красноярскому краю,
на решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 04 июля 2016г., которым постановлено:
Исковые требования Богашева В.Н. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение комиссии ГУФСИН России по Красноярскому краю от 20.07.2015 года об отказе Богашову В.Н. в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать ГУФСИН России рассмотреть рапорт Богашева В.Н. о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты в соответствии с очередностью предоставления им заявления (рапорта) о постановке на учет.
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Богашов В.Н. обратился в суд с иском к ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России о признании незаконным отказа в постановке на учет, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты. Свои требования он мотивировал тем, что проходит службу в должности младшего инспектора 2 категории группы надзора отдела безопасности ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Красноярскому краю, имеет выслугу в календарном исчислении более 17 лет. 05 мая 2015г. он обратился с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты. Протоколом от 20 июля 2015г. ему было отказано в постановке на учет по тем основаниям, что им совершены действия, повлекшие ухудшение жилищных условий в связи со снятием с регистрационного учета по адресу: "адрес". Он считает данный отказ незаконным, поскольку в "адрес" он с семьей фактически не проживал, был только зарегистрирован. В этой связи он просил суд признать отказ незаконным, возложить на ответчика обязанность поставить его на учет на получение единовременной социальной выплаты.
Судом постановленовышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ГУФСИН России по Красноярскому краю Новиков А.М. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В судебное заседание третье лицо Богашова О.А., надлежаще извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась, о причинах неявки не сообщила, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратилась, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика ГУФСИН России по Красноярскому краю, третьего лица ФСИН России Новикова А.М., Богашова В.Н. и его представителя Иватова Н.Ж., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Из материалов дела видно и судом установлено, что Богашов В.Н. работает "данные изъяты" ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
11 ноября 2013г. между администрацией Енисейского района Красноярского края (наймодатель) и Богашовым В.Н. (наниматель) заключен договор социального найма, в соответствии с которым Богашову В.Н. на него и членов его семьи было передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности Енисейского района, общей площадью 48 кв.м., по адресу: "адрес". Решением жилищно-бытовой комиссии от 17 апреля 2014г. Богашов В.Н. поставлен на учет в качестве нуждающихся в специализированном жилом помещении с составом семьи 3 человека.
Из протокола N11 заседания жилищной комиссии ГУФСИН края от 21 октября 2014г. видно, что жилищной комиссией было постановленопредоставить Богашову В.Н. на состав семьи из трех человек двухкомнатную служебную "адрес" в "адрес", общей площадью 51,6 кв.м. 21 октября 2014г. между ГУФСИН России по Красноярскому краю, действующего от имени собственника - Российской Федерации, и Богашовым В.Н. заключен договор найма служебного жилого помещения на указанную квартиру для временного проживания.
15 января 2015г. Богашов В.Н. по акту приема-передачи передал в муниципальную собственность Енисейского района жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" на основании заявления о расторжении договора найма жилого помещения.
05 мая 2015г. истец обратился с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решением жилищной комиссии от 20 июля 2015г. ему было отказано в постановке на учет в связи с совершением действия, повлекшего ухудшение жилищных условий, путем снятия с регистрационного учета с прежнего места жительства.
Суд первой инстанции, разрешая настоящий спор, на основании совокупности всех представленных доказательств, и руководствуясь положениями закона, подлежащими применению к возникшим правоотношениям сторон, пришел к правомерному выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 30 декабря 2012г. N283-ФЗ (ред. от 01 мая 2016г.) "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения. Кроме того, право на единовременную социальную выплату предусмотрено за сотрудником, являющимся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспеченного общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В соответствии с ч. 8 ст.4 указанного Федерального закона, сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся действия, связанные: с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); с обменом жилыми помещениями; с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; с выделением доли собственниками жилых помещений; с отчуждением жилых помещений или их частей.
Таким образом, исходя из анализа указанных норм следует, что ограничения в постановке сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты должны считаться допустимыми лишь в том случае, если лицами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.
Ответчик, отказывая истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты со ссылкой на ч.8 ст.4 Федерального закона от 30 декабря 2012г. N283-ФЗ, указал на совершение им действий, повлекших ухудшение жилищных условий, выразившихся в снятии с регистрационного учета по адресу: "адрес".
Однако, материалами дела подтверждено, что истец проходил службу в ОИК-2 и проживал в "адрес" до 01 августа 1999г., с 01 августа 1999г. был переведен на службу в ИК-6 в г.Красноярске и сохраняя вместе с Богашовой О.А. регистрацию по адресу: "адрес" по данному адресу не проживали в связи с фактической работой истца в г.Красноярске. После предоставления ему с 15 января 2015г. служебного жилого помещения в "адрес" он вместе с членами своей семьи снялись с регистрационного учета в "адрес", сдали квартиру и зарегистрировались по новому месту проживания.
Таким образом, материалами дела подтверждено и судом правильно установлено, что снятие Богашовым В.Н. и членами его семьи с регистрации по адресу: "адрес" не преследовало собой цели совершения действий, подпадающих под ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012г. N283-ФЗ, поскольку являлось соблюдением требований о снятии с регистрации с прежнего места жительства и регистрации по месту фактического проживания как следствие реализации своих жилищных прав, установленных законом.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что решение комиссии ГУФСИН России по Красноярскому краю об отказе Богашову В.Н. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в целях приобретения или строительства жилого помещения является незаконным, и возложил на ответчика обязанность рассмотреть рапорт Богашова В.Н. о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты в соответствии с очередностью предоставления им заявления (рапорта) о постановке на учет.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, не опровергают правильных выводов суда, и не могут явиться основанием для отмены решения.
Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, изложенные в решении выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 04 июля 2016г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ГУФСИН России по Красноярскому краю Новикова А.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.