судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Федоренко В.Б.
судей Ашихминой Е.Ю., Поповой Н.Н.
при секретаре Филипове В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Паца "данные изъяты" к Войсковой части 3475 МВД РФ, Министерству Внутренних дел РФ о признании недействительными решений жилищной комиссии войсковой части, признании права на обеспечение жилищем в виде субсидии, взыскании субсидии для приобретения или строительства жилого помещения,
по апелляционной жалобе представитель Паца В.В. - Мохов А.А.
на решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 20 июля 2016 года, которым постановлено:
"В иске Пацу "данные изъяты" к Войсковой части 3475 МВД РФ, Министерству Внутренних дел РФ о признании недействительными решений жилищной комиссии войсковой части, признании права на обеспечение жилищем в виде субсидии, взыскании субсидии для приобретения или строительства жилого помещения отказать".
Заслушав доклад судьи Федоренко В.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пац В.В. обратился в суд с иском к Войсковой части 3475, Министерству Внутренних дел РФ о защите прав военнослужащего по предоставлению жилого помещения, мотивируя требования тем, что он проходил военную службу в различных подразделениях внутренних войск министерства внутренних дел России, последним из которых являлась Войсковая часть 3475 МВД России. Семье истца, состоящей из трех человек, был выдан ордер N 168 на служебное жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры "данные изъяты" края, где они до настоящего времени проживают.
В период прохождения службы Пац В.В. обратился с рапортом в жилищную комиссию войсковой части 3475 о постановке на жилищный учет в качестве нуждающегося в обеспечении жильем. Решением данной комиссии от 25.10.2012 г. в постановке истца на учет отказано со ссылкой на не предоставление справки о сдаче жилья, не предоставление документов, предусмотренных пунктом 3 постановления Правительства РФ от 29.06.2011 г. N 512, наличие у истца и двух членов его семьи служебного жилья общей площадью, свыше учетной нормы, в размере 49,4 кв.м.
На основании дополнительного рапорта истца жилищной комиссией войсковой части 3475 вновь рассмотрен вопрос о постановке его на жилищный учет в качестве нуждающегося в обеспечении жильем. Решением данной комиссии от 29.11.2012 г. в постановке истца на учет также отказано со ссылкой на не предоставление справки о сдаче жилья, не предоставление иных документов.
Указывая на вышеизложенные обстоятельства, ссылаясь на незаконность вынесенных решений, Пац В.В. с учетом уточненных заявленных исковых требований просил признать недействительными решения жилищной комиссии войсковой части 3475 от 25.10.2012 г. и 29.11.2012 г. об отказе ему в постановке на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), признать за ним право на обеспечение жилищем в порядке ст. 15 ч. 1 абз. 12 ФЗ "О статусе военнослужащего" в виде субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, обязать ВЧ 3475 совершить необходимые юридические действия, направленные на получение им субсидии для приобретения или строительства жилого помещения; взыскать в его пользу с Министерства внутренних дел РФ субсидию для приобретения или строительства жилого помещения в размере 5347188 руб., взыскать в его пользу с ВЧ 3475 и МВД РФ расходы по оплате государственной пошлины в размере 10900 руб.
Судом постановленоприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Паца В.В. - Мохов А.А., просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильно установленные обстоятельства, имеющие значение для дела и необходимость удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав Паца В.В. и его представителя Мохова А.А., а также представителя Войсковой части 3475 МВД РФ - Денисова А.Н., представителя ГКВВ МВД РФ - Печенева А.В., разрешив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте его рассмотрения, судебная коллегия приходит следующим выводам.
В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу ст. 11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом, в том числе и путем признания жилищного права.
В соответствии со ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения.
Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Договор найма служебного жилого помещения в силу ст. 104 ЖК РФ заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан, в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, в связи с прохождением службы.
Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом первой инстанции установлено и видно из материалов дела, что Пац В.В. в июне 1991 г. был зачислен для прохождения службы в Военно-строительный отряд 1688, и проходил службу в г. Вихоревка Иркутской обл. С 13.04.1993 г. назначен на должность командира 1 роты ВСО, прикрепленного к СПАО "Управление строительства 604", и проходил ее в г. Зеленогорске Красноярского края.
Жилое помещение, в котором проживает истец с семьей по настоящее время, находится в муниципальной собственности и имеет статус служебного жилья на основании Постановления Администрации г. Красноярска-45 от 21.04.1993 г. N 378-п "О закреплении и распределении служебной площади", была выделена ему на основании протокола N 14 от 14.04.1993 г. совместного заседания администрации СПАО "УС-604" и объединенного комитета профсоюзов N 89 по распределению жилой площади.
На основании Постановления администрации г. Красноярска-45 N 378-П от 21.04.1993 г. Пацу В.В. выдан ордер специального образца N 168 от 23.04.1993 г. на служебное жилое помещение - квартиру "данные изъяты" на состав семьи из 3 человек.
С июня 1994 г. Пац В.В. проходил службу в г. Зеленогорске ВЧ 3475. Приказом N 225 30 ноября 2012 г. он был исключен из списков этой части, и уволен с военной службы.
Пац В.В. обратился в Администрацию ЗАТО г. Зеленогорска с заявлением о снятии с квартиры "данные изъяты" статуса служебной для ее последующей приватизации с членами семьи на основании ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", на что получил отказ.
13.10.2012 г. Пац В.В. обратился с рапортом в жилищную комиссию войсковой части 3475 о постановке на жилищный учет в качестве нуждающегося в обеспечении жильем. Решением жилищной комиссии от 25.10.2012 г. (протокол N 11) в постановке на учет Пацу В.В. было отказано по тем основаниям, что не представлены справка о сдаче жилья, документы, предусмотренные пунктом 3 постановления Правительства РФ от 29.06.2011 г. N 512, а также наличие у истца и членов его семьи служебного жилого помещения общей площадью свыше учетной нормы всего в размере 49,4 кв.м.
14.10.2012 г. Пац В.В. обратился с повторным рапортом в жилищную комиссию ВЧ 3475 о постановке его на жилищный учет в качестве нуждающегося в обеспечении жильем. Решением жилищной комиссии (протокол N 12) от 29.11.2012 г. истцу вновь отказано в постановке на учет, т.к. заявителем не предоставлены документы, на основании которых требования заявителя могли быть удовлетворены.
Вступившим в законную силу решением Красноярского гарнизонного военного суда от 01.07.2014 г., Пацу В.В. отказано в удовлетворении заявления об оспаривании решения жилищной комиссии от 25.10.2012 г. N 11, в связи с пропуском срока обращения с заявлением в суд, по причинам, признанными судом неуважительными.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае судом не может быть рассмотрены требования истца о признании незаконным решения жилищной комиссии войсковой части 3475 от 25.10.2012 г., поскольку данное требование уже было предметом судебного разбирательства и по нему принято решение Красноярским гарнизонным военным судом от 01.07.2014 г.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований Паца В.В. о признании недействительным решения жилищной комиссии от 29.11.2012 г., об отказе в постановке его на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жильем, учитывая следующее.
В соответствии с абз.3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
Согласно абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В силу положений п. 16 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 настоящей статьи, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Предоставленная в соответствии с настоящим Федеральным законом военнослужащему-гражданину и гражданину, уволенному с военной службы, жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях (абз. 3 п. 16 ст. 15 ФЗ).
Основанием для вынесения решения жилищной комиссии от 29.11.2012 г., об отказе в постановке истца на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жильем, послужил факт обеспеченности Паца В.В. и членов его семьи служебной квартирой N 15 в доме N 58 по ул. Парковая в г. Зеленогорске Красноярского края, и отсутствие доказательств ее неосвобождения для постановки на соответствующий учет.
Однако в рассматриваемом случае, ранее предоставленное на период военной службы служебное жилое помещение должно быть освобождено, после обеспечении военнослужащего жилищной субсидией, либо предоставления жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, а не наоборот.
Более того, до настоящего времени указанная квартира так и остается служебным жильем, поскольку вступившим в законную силу решением Зеленогорского городского суда Красноярского края от 10.04.2013 г. в удовлетворении исковых требований Паца В.В. к Администрации ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края о признании недействительным отказа в приватизации данной квартиры, признании права на приватизацию, возложении обязанности передать жилое помещение в совместную собственность с заключением договора приватизации, отказано в полном объеме.
Учитывая, что истец проходил военную службу более 20 лет, уволен в запас в соответствии с подпунктом "б" пунктом 1 ст. 51 " О воинской обязанности и военной службе" (по истечении срока военной службы по контракту), в настоящее время квартира N 15 в доме N 58 по ул. Парковая в г. Зеленогорске Красноярского края, предоставленная в качестве служебного жилого помещения, остается единственным жильем истца и членов его семьи, вывод суда первой инстанции о правомерности решения жилищной комиссии войсковой части 3475 от 29.11.2012 г. об отказе истцу в постановке на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (улучшении жилищных условий), является неправомерным. В связи с чем, решение суда в указанной части подлежит отмене, а истец подлежит признанию нуждающимся в жилом помещении с 14.11.2012 г., т.е. с момента обращения в жилищную комиссию, подлежим обеспечению за счет средств федерального бюджета в порядке установленным для военнослужащих - граждан РФ.
При этом, учитывая положения статей 196, 200 ГК РФ судебная коллегия находит срок исковой давности для обращения в суд с заявленными Пацом В.В. требованиями, в указанной части не пропущенными.
В оставшейся части заявленные исковые требования не могут быть предметом судебной защиты, поскольку истец реализует предоставленное ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право улучшения жилищных условий по своему усмотрению в досудебном порядке.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 20 июля 2016 года изменить, отменив его в части отказа Пацу Вячеславу Владимировичу в удовлетворении исковых требований о признании недействительным решения жилищной комиссии войсковой части 3475 от 29.11.2012 г., рассмотреть в указанной части требования по существу.
Признать недействительным решение жилищной комиссии войсковой части 3475 от 29.11.2012 г. об отказе Пацу Вячеславу Владимировичу в постановке на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (улучшении жилищных условий).
Признать Паца Вячеслава Владимировича с 14.11.2012 г. нуждающимся в жилом помещении, подлежащим обеспечению за счет средств федерального бюджета в порядке установленным для военнослужащих - граждан Российской Федерации.
В остальной части вышеуказанное решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: В.Б.Федоренко
Судьи: Е.Ю. Ашихмина
Н.Н. Попова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.