Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Войты И.В.,
судей: Пашковского Д.И., Полынцева С.Н.,
при секретаре Назарове Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пашковского Д.И.,
материалы административного дела по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 8 по Забайкальскому краю к Азаренко "данные изъяты" о взыскании задолженности по налогу, пени,
по апелляционной жалобе начальника Межрайонной ИФНС России N 8 по Забайкальскому краю Ковальчук Е.В.,
на решение Канского городского суда Красноярского края от 30 мая 2016 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заслушав докладчика, Судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России N 8 по Забайкальскому краю (далее МИФНС) обратилась в суд с административным иском к Азаренко И.А. о взыскании задолженности по земельному налогу и пени.
Требования мотивированны тем, что в 2010 Азаренко И.А. принадлежали объекты недвижимости - земельные участки, расположенных в с.Черемхово Улетовского района Забайкальского края, за которые административный ответчик должна была уплатить налог, однако до настоящего времени установленную законом обязанность не исполнена.
В этой связи, налоговым органом был произведен перерасчет земельного налога за 2010, о чем налогоплательщику было направлено налоговое уведомление. Поскольку, требования о добровольной уплате в бюджет налогов, административным ответчиком исполнены не были, то МИФНС были начислены пени.
Просили взыскать с административного ответчика задолженность по земельному налогу и пени за 2010.
Решением Канского городского суда Красноярского края от 30.05.2016 МИФНС отказано в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
С данным решением не согласилась начальник Межрайонной ИФНС России N 8 по Забайкальскому краю Ковальчук Е.В., обжаловав его. В жалобе просит отменить решение суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (ст. 45 НК РФ).
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ст. 69 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных ст. 48 НК РФ.
Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1 ст. 75 НК РФ).
В силу ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 4 ст. 391 НК РФ, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В силу п. 1 ст. 391 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговым периодом является календарный год.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно сведениям, представленным в Межрайонную ИФНС России N 8 по Забайкальскому краю регистрирующими органами в порядке ст. 85 НК РФ, в 2010 Азаренко И.А. принадлежали объекты недвижимости - земельные участки, расположенных в с.Черемхово Улетовского района Забайкальского края.
В 2011 МИФНС административному истцу направлено налоговое уведомление N 202606, исчислен к уплате земельный налог за 2010. В связи с тем, что в установленный срок налогоплательщик свою обязанность по уплате налога не исполнил, в его адрес в соответствии со ст. 69 НК РФ было направлено требование N 173448 об уплате налога и пени, со сроком погашения до 21.12.2011 (л.д. 6).
Поскольку Требования об уплате административным ответчиком не исполнено, то 06.05.2015 МИФНС обратилась с заявлением о выдаче судебного приказа.
15.05.2015 мировым судьей судебного участка N 39 в г.Канске Красноярского края был вынесен судебный приказ о взыскании недоимки за 2010 с Азаренко И.А.
31.07.2015 судебный приказ был отменен на основании заявления Азаренко И.А.
08.02.2016 Межрайонную ИФНС России N 8 по Забайкальскому краю обратилась в суд настоящим административным иском.
Согласно информации представленной Управлением Росреестра по Забайкальскому краю от 27.01.2016 от 22.04.2016 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах на запрашиваемые объекты недвижимости, а также информация о переходе прав запрашиваемые объекты недвижимости (л.д. 31, 67, 68).
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку согласно представленным в материалы дела документам Азаренко И.А. не является собственником недвижимого имущества на территории Забайкальского края, а административным истцом не представлено доказательств того, что земельные участки находились в собственности Азаренко И.А. за пользование которыми МИФНС просит взыскать земельный налог и пени.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции и полагает, что данное решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно представленным налоговым органом сведениям за Азаренко И.А. 23.07.1992 и 20.10.1994 зарегистрировано право собственности на земельные участки, расположенные по адресу: Улетовский район, с.Черемхово, ул.Советская, 20 и Улетовский район, с.Черемхово (л.д. 51).
Таким образом, из материалов дела усматривается существование у данного налогоплательщика объекта налогообложения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд аргументировал свое решение тем, что на основании представленных Управлением Росреестра по Забайкальскому краю сведений, информация о правах Азаренко И.А. на указанные выше объекты недвижимого имущества в ЕГРП отсутствуют.
При этом суд не учел, сведения представлены на дату поступления запроса. Тогда, как налоговым органом заявлены требования о взыскании земельного налога за 2010.
Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.
Из п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пунктом 4 ст. 8 ФЗ от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на земельные участки и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с действующим законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Указанные обстоятельства не были приняты во внимание судом первой инстанции при разрешении дела, в связи с чем, на основании пунктов 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ имеются основания для отмены решения ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции обстоятельствам административного дела и неправильного применения норм материального права.
Проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения и исследовав установленные по делу обстоятельства, которыми подтвержден факт нахождения у Азаренко И.А. в 2010 в собственности недвижимого имущества - земельных участков, расположенных в Забайкальском крае, учитывая, что налоговым органом данное административное исковое заявление подано в шестимесячный срок, установленный абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, Судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении требований налогового органа.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 309 КАС РФ, Судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Канского городского суда Красноярского края от 30 мая 2016 года отменить, принять новое решение, которым административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Забайкальскому краю к Азаренко И.А. о взыскании обязательных платежей удовлетворить.
Взыскать с Азаренко И.А. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Забайкальскому краю задолженность по земельному налогу в размере 410 рублей 34 копеек, пени по земельному налогу в размере 59 рублей 73 копеек.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.