Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Пашковского Д.И.,
судей Мирончика И.С. и Корниенко А.Н.,
с участием прокурора Ковязина М.Д.,
при секретаре Назарове Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пашковского Д.И.,
материалы административного дела по административному исковому заявлению АО "Красноярская региональная энергетическая компания" к прокурору Большемуртинского района Красноярского края о признании незаконным представления об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства,
по апелляционному представлению помощника прокурора Большемуртинского района Красноярского края Овечко А.В.,
на решение Большемуртинского районного суда Красноярского края от 04 августа 2016 года, которым представление прокурора Большемуртинского района Красноярского края об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства от 31 марта 2016 года N7-01-2016 признано незаконным.
Заслушав докладчика, Судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
АО "Красноярская региональная энергетическая компания" (далее АО "КРАСЭКО") обратилось в суд с административным иском к прокурору Большемуртинского района Красноярского края о признании незаконным представления об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства от 31.03.2016 N 7-01-2016.
Требования мотивированы тем, что 31.03.2016 прокурором Большемуртинского района в адрес ПАО "Красноярскэнергосбыт" было внесено представление, которое затрагивает также права АО "КРАСЭКО" и является незаконным, поскольку вывод прокурора о том, что установка индивидуального прибора учета электрической энергии на границе балансовой принадлежности и его учет в качестве расчетного могут быть осуществлены только на основании заявки собственника жилого помещения, основан на неверном толковании закона, противоречит требованиям пунктов 137, 144, 150 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442. Указанное представление в адрес ПАО "Красноярскэнергосбыт" поступило 10.05.2016.
Просили признать незаконным представление прокурора от 31.03.2016 N 7-01-2016.
Судом принято приведенное выше решение.
Не согласившись с решением суда, помощник прокурора Большемуртинского района Красноярского края Овечко А.В. в апелляционном представлении просит отменить решение суда и в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились не все лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании статей 150, 307 КАС РФ, Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, проверив материалы дела, заслушав прокурора Ковязина М.Д., поддержавшего доводы апелляционного представления, представителя АО "КРАСЭКО" - Трунину Г.С., выступающую по доверенности, возражавшую против апелляционного представления, обсудив доводы апелляционного представления, Судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В Законе о прокуратуре в качестве одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона названо представление об устранении нарушений закона.
В п. 3 ст. 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно п. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Большемуртинского района по обращению ряда граждан проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой установлено, что в жилом помещении по адресу: п. Большая Мурта, ул. 40 лет Победы, 6-2. установлен индивидуальный прибор учета электроэнергии тип: СО-505, класс точности 2, межповерочный интервал 16 лет. Данный прибор учета до 01.09.2015 являлся расчетным. Документов о том, что указанный прибор учета вышел из строя и (или) не исправен не представлено, в соответствии с действующим законодательством может эксплуатироваться и быть расчетным до истечения срока поверки или выхода прибора учета из строя или его утраты. Однако, представителями АО "КРАСЭКО" 01.09.2015 введен в эксплуатацию прибор учета электроэнергии тип SM 101 N 1012018676 в отсутствие заявки собственника, который на момент проверки, являлся расчетным и по которому ПAO "Красноярскэнергосбыт" принимал показания и производил начисление размера платы за электроэнергию, что является нарушением п. 81, 81(13) Правил N 354.
Поскольку расчет по индивидуальному прибору учета электрической энергии N 1012018676 осуществлялся необоснованно (в отсутствии заявки от собственника жилого дома), то ПАО "Красноярскэнергосбыт" за период с 01.09.2015 до момента удовлетворения представления производил начисление размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению собственнику жилого помещения, расположенного по адресу: п.Большая Мурта, ул. 40 лет Победы, 16-2, с нарушением пункта 42 Правил N 354.
Аналогичные нарушения выявлены у ряда других абонентов.
По факту выявленных нарушений прокуратурой района 31.03.2016 в адрес директора пригородного межрайонного ПАО "Красноярскэнергосбыт" Коханьковой О.В. внесено представление с требованиями: считать расчетными приборы учета электроэнергии, установленные ранее у вышеуказанных абонентов. Произвести перерасчет платы за потребление электрической энергии у вышеуказанных абонентов с момента ввода в эксплуатацию приборов учета типа SM 101 по настоящее время (31.03.2016).
Несмотря на то, что по результатам рассмотрения представления требования прокуратуры района удовлетворены, АО "КРАСЭКО" посчитало его незаконным и обратилось с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции согласился с доводами истцов и признал представление прокурора незаконным ссылаясь на то, что так как граждане самостоятельно не исполнили возложенную на них законом обязанность по установке приборов учета электрической энергии которые имеют более высокий класс точности, нежели установленные в их жилье, то АО "КРАСЭКО" в соответствии с требованиями законодательства на границе балансовой принадлежности, самостоятельно установило указанные приборы, которые могут быть признаны расчетными и применяться для определения объема потребления электрической энергии.
С такими выводами суда не может согласиться судебная коллегия в силу следующих оснований.
В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (п. 2 ст. 539 ГК РФ).
Отношения между исполнителями и потребителями услуги по электроснабжению, порядок начисления оплаты за оказанные услуги, установка и замена приборов учета регламентируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее Правила), и Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее Основные положения).
Как следует из п. 138 Основных положений, для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.
В соответствии с п. 142 Основных положений приборы учета класса точности ниже, чем указано в п. 138 настоящего документа, используемые гражданами на дату вступления в силу настоящего документа, могут быть использованы ими вплоть до истечения установленного срока их эксплуатации.
Таким образом, в силу изложенных правовых норм установка гражданину нового индивидуального прибора учета, соответствующего требованиям п. 138 Основных положений, может быть произведена только по истечении срока эксплуатации ранее установленного прибора, или после выхода прибора учета из строя или его утраты, либо по согласованию с гражданами - собственниками жилых помещений.
Однако, в данном случае ни истечения срока эксплуатации ранее установленных приборов, или выхода прибора учета из строя или его утраты, либо соответствующее согласование с гражданами - собственниками жилых помещений, как это предусмотрено в указанном выше законодательстве, не имеется, следовательно и оснований для установки гражданам новых индивидуальных приборов учета, соответствующих требованиям п. 138 Основных положений у АО "КРАСЭКО" не имелось.
В этой связи, оспариваемое представление прокурора, в котором было указано на данные нарушения законодательства со стороны АО "КРАСЭКО" и ПАО "Красноярскэнергосбыт", было вынесено законно и обоснованно.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене как постановленное без учета обстоятельств, имеющих значение для дела, с неправильным применением норм материального права, а в удовлетворении требований АО "КРАСЭКО" о признании незаконным представления прокурора Большемуртинского района Красноярского края об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства от 3I марта 2016 года N7-01 -2016, следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, Судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Большемуртинского районного суда Красноярского края от 04 августа 2016 года отменить.
АО "Красноярская региональная энергетическая компания" в удовлетворении требований о признании незаконным представления прокурора Большемуртинского района Красноярского края об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства N 7-01-2016 от 31.03.2016 - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.