Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Худиной М.И.,
судей: Шефер И.А, Уваровой В.В.,
при секретаре Безбриловой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Кузнецовой Л.Ю. к ПАО "Томскэнергосбыт", ООО "Горсети" о признании незаконной установки прибора учета, признании незаконными начислений, возложении обязанности исключить начисления, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе истца Кузнецовой Л.Ю. на решение Кировского районного суда г.Томска от 18 мая 2016 года.
Заслушав доклад судьи Шефер И.А., объяснения Кузнецовой Л.Ю., поддержавшей доводы жалобы, представителей ПАО "Томскэнергосбыт" Нисовой Т.В., ООО "Горсети" Люсой Г.В., возражавших против удовлетворения жалобы, представитель третьего лица Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области Яковлевой Д.К., полагавшей необходимым жалобу удовлетворить, судебная коллегия
установила:
Кузнецова Л.Ю. обратилась в суд с иском к ПАО "Томскэнергосбыт", ООО "Горсети" и просила признать незаконной установку в доме, расположенном по адресу: /__/, прибора учета - счетчика РИМ 114.01 ток - 5-100, номер 837239, кл.т.1, дата поверки 2010 год 1 кв., оформленную актом N25-11-03-03 допуска (осмотра) измерительного комплекса электроэнергии (ИК) от 03.11.2015, составленным ООО "Горсети"; признать незаконными выставляемые Кузнецовой Л.Ю. ПАО "Томскэнергосбыт" начисления за электроэнергию на общедомовые нужды за период с декабря 2015 года; возложить обязанность на ПАО "Томскэнергосбыт" исключить из счетов -квитанций, выставляемых Кузнецовой Л.Ю., лицевого счета Кузнецовой Л.Ю. начисление за электроэнергию на общедомовые нужды за период с декабря 2015 года по настоящее время; взыскать с ПАО "Томскэнергосбыт" компенсацию морального вреда в размере /__/ руб.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником квартиры /__/, расположенной по адресу: /__/. Дом, расположенный по указанному адресу, не является многоквартирным домом. Согласно справке Администрации Зональненского сельского поселения /__/ жилой дом, расположенный по адресу: /__/, относится к блокированному типу. В указанном многоквартирном доме отсутствуют места общего пользования. Все квартиры оборудованы отдельными входами. Электрическое оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри квартир и обслуживающее более одного помещения, также отсутствует. Между Кузнецовой Л.Ю. и ПАО "Томская энергосбытовая компания" заключен договор энергоснабжения /__/ от 14.10.2002, согласно п. 3.1 которого - количество поданной и используемой потребителем электроэнергии определяется в соответствии с данными учета его фактического потребления, который осуществляется по показаниям расчетного счетчика, установленного у абонента. В квартире установлен прибор учета, и поэтому количество поданной и используемой потребителем электроэнергии определяется по показаниям расчетного счетчика в соответствии с условиями договора. В указанном договоре отсутствует условие оплаты за электроэнергию на ОДН, а определен только порядок оплаты электроэнергии, потребленной в жилом помещении. Полагает, что ПАО "Томская энергосбытовая компания" незаконно производит начисления за ОДН. Кроме того, ООО "Горсети" незаконно установили в указанном доме общедомовой прибор учета при отсутствии мест общего пользования в доме. Акт приемки электроучета от 03.11.2015 N 25-11-03-03 (тип счетчика РИМ 614.01 N 857239) подписан только представителем ООО "Горсети". Истец как собственник помещения не согласна с начислением услуги на общедомовое содержание имущества, поскольку дом не относится к многоквартирному дому. Указанный акт нельзя принять для расчета, поскольку он подписан в одностороннем порядке. В указанном акте необоснованно указан объект: многоквартирный жилой дом. Действиями ответчиков нарушаются права истца как потребителя, гарантированные Законом РФ "О защите прав потребителей", ЖК РФ. Электрическое оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри квартир и обслуживающее более одного помещения, также отсутствует. Правовые основания для выставления в счетах-квитанциях ПАО "Томскэнергосбыт" собственникам квартир по указанному адресу платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды отсутствуют.
Истец Кузнецова Л.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебное заседание представитель ответчика ПАО "Томскэнергосбыт" не явилась, о месте и времени рассмотрения дела была извещена, ранее исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, в котором указала, что, поскольку дом относится к многоквартирным и в нем установлен общедомовой прибор учета, разницу между показаниями ИПУ и ОДПУ следует относить к общедомовым нуждам, распределять обязанности по ее оплате между собственниками жилых помещений пропорционально площади жилых помещений вне зависимости от того, имеется потребление электроэнергии на общедомовые нужды или нет. Общедомовой прибор учета установлен ООО "Горсети" в рамках оснащения многоквартирных домов расчетными общедомовыми приборами учета для определения объема электрической энергии, поставляемой в многоквартирный дом, взамен ранее установленного. Расчет объема потребленной электрической энергии производился ПАО "Томскэнергосбыт" в соответствии с действующим законодательством, иного порядка расчета не предусмотрено. Просила в иске отказать.
Представитель ООО "Горсети" Люсая Г.В. с иском не согласилась, указала, что ООО "Горсети" как сетевая организация обязано в силу действующего законодательства обеспечивать сбор данных коммерческого учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей. Прибор учета РиМ 114.01, смонтированный ООО "Горсети" на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей сетевой организации многоквартирного дома /__/, соответствует всем требованиям действующего законодательства. Нормами законодательства об энергетике не предусмотрено наличие решения собрания собственников жилья или иного волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме как условия, необходимого для установки либо замены прибора учета сетевой организации, в целях осуществления деятельности на розничном рынке. Данный прибор общего имущества собственников жилья не касается и не препятствует пользованию общим имуществом дома. Просила в иске отказать.
Представитель третьего лица Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области Лизнева Д.С. в судебном заседании поддержала доводы истца.
Решением Кировского районного суда г.Томска от 18 мая 2016 года в удовлетворении исковых требований Кузнецовой Л.Ю. отказано.
В апелляционной жалобе Кузнецова Л.Ю. просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение.
Указывает, что в многоквартирном доме, расположенном по адресу: /__/, отсутствуют места общего пользования, все квартиры оборудованы отдельными входами, электрическое оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри квартир и обслуживающие более одного помещения, также отсутствует.
Отмечает, что в жилом помещении, собственником которого является истец, установлен индивидуальный прибор учета энергии N 354091, договор энергоснабжения /__/ от 14.10.2002 ПАО "Томскэнергосбыт" заключен с потребителем Кузнецовой Л.Ю., в указанном договоре отсутствуют условия оплаты за электроэнергию на ОДН, а определен только порядок оплаты электроэнергии, потребленной в жилом помещении. Таким образом, учитывая возможность взимания платы за ОДН только за потребленную в местах общего пользования электроэнергию, правовые основания для выставления в счетах - квитанциях ПАО "Томскэнергосбыт" собственникам квартир по указанному адресу платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды отсутствуют.
Указывает, что судом не учтены конструктивные особенности дома по адресу: /__/, которые не предполагают возможности потребления коммунальной услуги "электроэнергия" при содержании общего имущества.
По мнению апеллянта, в рассматриваемом случае отсутствует утвержденный норматив потребления электроэнергии на ОДН, так как согласно приказу Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора N 47от 30.11.2012 нормативы потребления электроэнергии на ОДН утверждены только для многоквартирных домов с осветительными установками для общедомовых нужд.
Указывает, что в ходе судебного разбирательства ПАО "Томскэнергосбыт" не представило документы, подтверждающие потребление электроэнергии за пределами жилых помещений, а именно для общедомовых нужд.
Выражает несогласие с выводами суда о том, что вышеуказанный дом является многоквартирным.
Указывает, что согласно справке Администрации Зональненского сельского поселения Томского района жилой дом по указанному адресу относится к блокированному типу, согласно Актам проверки общее имущество в данном доме отсутствует.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ПАО "Томскэнергосбыт" Нисова Т.В. и представитель ООО "Горсети" Люсая Г.В. просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте ее рассмотрения надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец Кузнецова Л.Ю. является собственником квартиры /__/ в доме, расположенном по /__/, проживает по данному адресу, также является потребителем электроэнергии, поставляемой ПАО "Томскэнергосбыт" по договору /__/, что не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела по существу.
В указанном жилом помещении установлен индивидуальный прибор учета энергии, истец является потребителем электроэнергии по индивидуальному счетчику N354091 (счета-квитанции об оплате за период с декабря 2015 года по апрель 2016 года в материалах дела).
Жилой дом представляет собой одноэтажный с цокольным этажом шестиквартирный деревянный жилой дом, оборудованный центральными системами холодного водоснабжения, электроснабжения, отопление печное. Электроснабжение жилого дома осуществляется по двум кабельным линиям от опоры N 1-24 ВЛ-0,4кВ ТП 91. На стене установлены два общедомовых прибора учета электрической энергии - ДДМ РИМ 614.01 N 857239, N 857232. Индивидуальные приборы учета электрической энергии установлены внутри жилых помещений. Электрического оборудования, используемого для обслуживания мест общего пользования, не имеется, наличия несанкционированного подключения не установлено ? акт от 14.02.2014 от 03.02.2016 Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора ТО.
Изложенное подтверждается предоставленными фотографиями, а кроме того, в ходе рассмотрения дела не оспаривалось и не опровергалось.
Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции на основании ст. 16, 36 ЖК РФ, ст. 49 ГрК РФ, п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, ст. 290 ГК РФ правильно установил, что дом по /__/ является многоквартирным.
Согласно СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", принятым постановлением Госстроя РФ от 23.06.2003 N 109, жилое здание многоквартирное - это жилое здание, в котором квартиры имеют общие внеквартирные помещения и инженерные системы. Жилые дома блокированной застройки в соответствии с данным СНиПом 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные" отражаются как многоквартирные жилые дома.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации жилыми домами блокированной застройки являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Из письма Минэкономразвития Российской Федерации от 17.10.2011 N ог-д23-1694 "О статусе жилого дома блокированной застройки" следует, что жилые дома блокированной застройки относятся к многоквартирным жилым домам.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы в указанной части по существу сводятся к неправильному толкованию норм материального права и неправильной оценке обстоятельств дела заявителем, в связи с чем не могут являться основанием для отмены судебного решения.
При этом иное толкование заявителем норм права и другая оценка обстоятельств дела не свидетельствуют об ошибочности выводов суда первой инстанции и не опровергают их.
Требования к оснащению многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов содержатся в Федеральном законе от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации".
Пунктом 90 Правил N530 предусмотрено право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений, а также право на уведомление исполнителя коммунальных услуг о потребителях, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате электрической энергии, и о необходимости введения в отношении таких потребителей ограничения режима потребления электрической энергии.
В силу части 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию; при этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета. Правила части 9 статьи 13 указанного Федерального закона регламентируют обязанность ресурсоснабжающих организаций с 1 июля 2010 года осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Из содержания части 12 статьи 13 вышеназванного Федерального закона следует, что в случае неисполнения собственниками помещений многоквартирных домов в установленный срок обязанности по оснащению домов коллективными (общедомовыми) приборами учета электроэнергии их установка производится в срок до 1 июля 2013 года организациями, указанными в пункте 9 настоящей статьи, за счет лиц, не исполнивших в установленный срок обязанности по оснащению объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно материалам дела жильцы указанного дома, в том числе истец, заблаговременно были извещены об установке измерительного прибора, которая осуществлялась в рамках указанного Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ. Счетчик был установлен за счет ООО "Горсети", является собственностью данной сетевой организации, собственники помещений вышеуказанного многоквартирного дома освобождены от обязанности за свой счет оплатить расходы по оснащению жилого дома указанным прибором учета электроэнергии, тем самым права истца в указанной части не нарушены.
Частью 2 ст. 13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергоресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электроэнергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электроэнергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра.
Таким образом, из вышеприведенных положений закона следует, что законом установлена необходимость определения размера платы за коммунальные услуги, исходя из их фактического потребления и законодательство обязывает потребителей энергоресурсов вести учет производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункты 1, 2 статьи 13 Закона об энергосбережении, часть 4 статьи 39 Жилищного кодекса).
ПАО "Томскэнергосбыт" является ресурсоснабжающей организацией, а также производит расчет оплаты потребленной электроэнергии.
На изоляторах жилого дома /__/ ООО "Горсети" в рамках оснащения многоквартирных домов расчетными общедомовыми приборами учета в целях реализации Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" установлен общедомовой прибор учета Рим 114.01 ток - 5-100, номер счетчика - 837239 (акт от 03.11.2015).
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.06.2006 N307, которые регулировали, в том числе, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, а именно абзац 2 пункта 7, установлены специальные требования к установлению размера платы собственниками помещений в многоквартирном доме, предусматривающие плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Пункт 22 названных Правил предусматривал, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. В случае отсутствия коллективных (общедомовых) приборов учета расчет размера платы производился в порядке, установленном пунктом 19 Правил, т.е. по нормативу потребления. С 01.09.2012 Правила утратили силу (за исключением положений, касающихся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, которые утрачивают силу с 01.01.2015) в связи с введением в действие Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, которыми установлен порядок расчета размера платы отдельно за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом и нежилом помещении, и за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды. Согласно п. 44 новых Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N2 к настоящим Правилам; объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11, 12, 13, 14 приложения N2 к настоящим Правилам.
В соответствии с изменениями в Правила в ред. постановления Правительства РФ от 16.04.2013 N 344 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения (абз.2 п.44 Правил).
Таким образом, из действующего законодательства следует, что расчет потребления электроэнергии производится по установленной формуле с учетом показаний общедомового и индивидуальных приборов учета, установленных в доме. Возможность учета наличия или отсутствия энергопотребляющих устройств в общем имуществе многоквартирного дома при расчете платы за потребленную электроэнергию не предусмотрена.
Судом установлено, что расчет потребления электроэнергии собственникам квартир в /__/ производится в установленном законом порядке, по формуле.
Суд правильно установил, что общедомовой прибор учета установлен и введен в эксплуатацию без нарушения норм действующего законодательства, в связи с чем является правомерным начисление потребителям коммунальной услуги за электроснабжение платы (с учетом показаний общедомовых приборов учета).
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о признании незаконной установки указанного прибора учета - счетчика; признании незаконными выставляемые Кузнецовой Л.Ю. ПАО "Томскэнергосбыт" начисления за электроэнергию на общедомовые нужды за период с декабря 2015 года; возложении обязанности на ПАО "Томскэнергосбыт" исключить из счетов-квитанций, выставляемых Кузнецовой Л.Ю., лицевого счета Кузнецовой Л.Ю. начисление за электроэнергию на общедомовые нужды за период с декабря 2015 года по настоящее время; взыскании с ПАО "Томскэнергосбыт" компенсации морального вреда в размере /__/ руб. не имеется.
Выводы суда соответствуют закону и фактическим обстоятельствам дела, оснований не соглашаться с ними по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Доводы истца об отсутствии в доме мест общего пользования, электроприборов в местах общего пользования, равно как и указание в жалобе, что ПАО "Томскэнергосбыт" не представило документы, подтверждающие потребление электроэнергии за пределами жилых помещений, на результат рассмотрения дела не влияют, поскольку согласно действующему законодательству расчет потребления электроэнергии производится по установленной формуле с учетом показаний общедомового и индивидуальных приборов учета, установленных в доме. Возможность учета наличия или отсутствия энергопотребляющих устройств в общем имуществе многоквартирного дома при расчете платы за потребленную электроэнергию не предусмотрена.
Поскольку судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно определены и применены нормы материального права, регулирующие отношения сторон, выводы суда мотивированы и подтверждаются представленными доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка в их совокупности, по правилам ст. 67 ГПК РФ, а доводы жалобы выводов суда не опровергают и не требуют дополнительной проверки, то оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г.Томска от 18 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Кузнецовой Л.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.