Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Брагиной Л.А.,
судей: Марисова А.М., Уваровой В.В.,
при секретаре Пензиной О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Новик Г. Л. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в РФ в г.Томске Томской области о возложении обязанности перерасчета пенсии, установлении размера трудовой пенсии, взыскании невыплаченной суммы трудовой пенсии
по апелляционной жалобе истца Новик Г. Л. на решение Советского районного суда г.Томска от 01 июня 2016 года.
Заслушав доклад судьи Марисова А.М., представителей истца Новика П.В., Долматова Л.В., представителя ответчика Драчеву С.Б., судебная коллегия
установила:
Новик Г.Л. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в РФ в г.Томске Томской области (далее - ГУ - УПФ РФ в г. Томске Томской области) о возложении обязанности перерасчета пенсии, установлении размера трудовой пенсии, взыскании невыплаченной суммы трудовой пенсии.
В обоснование заявленных требований указала, что ей установлена пенсия с 11.04.2015. Однако, производя расчет пенсии, ответчик не применяет ряд положений действующего законодательства, в частности, ч. 7 ст. 35 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях", в соответствии с которой "индексация определенного по состоянию на 1 января 2014 года расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, которым страховая пенсия устанавливается начиная с 1 апреля 2015 года, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с учетом положений части 6 настоящей статьи". С учетом положений части 6 статьи 35 Федерального закона N 400, с 01.01.2014 пенсионный капитал увеличивается на индекс роста потребительских цен за 2014 год, размер которого устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2015 N 39. Поскольку индекс роста потребительских цен за 2014 год установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2015 N 39 в размере 1,114, следовательно, расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01.01.2014 в соответствии с п. 7 ст. 35 Федерального закона N 400, должен быть проиндексирован на коэффициент 1,114. Игнорируя вышеуказанные требования закона, ответчик не производит индексацию расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости). Указала, что ответчик, осуществляя индексацию расчетного пенсионного капитала, игнорирует положения ч. 11 ст. 30 Федерального закона N 173 вкупе с ч. 7 ст. 35 Федерального закона N 400. Считала, что для выполнения требований нормы ч. 11 ст. 30 Федерального закона N 173 необходимо произвести расчет пенсии на 01.01.2014 и произвести индексацию расчетного размера пенсионного капитала с 01.01.2014 по 01.01.2015 уже в составе расчетного размера пенсии, с учетом коэффициентов индексации страховой части трудовой пенсии в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 23.01.2014 N 46, от 28.03.2014 N 241, в соответствии с частью 6 статьи 17 Федерального закона N 173, затем произвести корректировку размера пенсии на 01.01.2015 с учетом учтенных на лицевом счете поступивших взносов за 2014 год в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N173, в результате чего будет получен размер страховой части трудовой пенсии (без учета фиксированного базового размера) до 01.01.2015 в соответствии с требованием части 10 ст. 15 Федерального закона N 400, которая закрепляет исчисление размера страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости) по состоянию на 31 декабря 2014 года. Помимо изложенного, ответчик при расчете пенсии истца необоснованно игнорирует положения части 17 статьи 14 Федерального закона N 173, где закреплено, что устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (пункт 2 настоящей статьи) за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона, на день достижения возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, увеличивается на 6 процентов. В части 3 статьи 37 Федерального закона N 213 закреплено, что установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном пунктами 17-19 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), производится при назначении трудовой пенсии по старости впервые начиная с 1 января 2015 года. Ссылка Ответчика на тот факт, что Федеральный закон N 173 в настоящее время утратил силу, а понятие "фиксированный базовый размер" в пенсионном законодательстве с 01.01.2015 отсутствует, а значит, повышение к фиксированному базовому размеру не устанавливается, несостоятельна, поскольку термин "фиксированный базовый размер" содержится в Федеральном законе N 400 (в частности, в ст. 10, ст. 34 ФЗ N 400), а исходя из содержания ч. 4 ст. 36 Федерального закона N 400, Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Положения Федерального закона N 213 не противоречат ст. ст. 16, 17 Федерального закона N 400, а дополняют их. Именно поэтому в настоящее время Федеральный закон N 213 не утратил юридическую силу и, соответственно, подлежит применению. Неприменение ответчиком вышеизложенных норм действующего пенсионного законодательства привело к занижению пенсии истца. В соответствии с расчетом, размер пенсии истца составляет /__/ рубля, а размер суммы недоплаты за каждый месяц составляет /__/ рублей. Исходя из прилагаемого расчета, невыплаченная сумма пенсии с момента назначения пенсии до даты рассмотрения дела составляет /__/ рублей. Просила обязать ответчика произвести перерасчет трудовой пенсии по старости Новик Г.Л. с учетом положений ч. 7 ст. 35 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях", а также ч.ч. 3, 6 ст. 17, ч. 2 ст. 29.1, ч. 11 ст. 30, ч. 17 ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ч. 3 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"; обязать ответчика установить размер трудовой пенсии по старости Новик Г.Л. в сумме /__/ рубля с 11.04.2015; взыскать с ответчика в пользу Новик Г.Л. невыплаченную сумму трудовой пенсии по старости за период с 11.04.2015 по 31.05.2016 в размере /__/ рублей.
Дело рассмотрено без участия истца Новик Г.Л., надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания.
Представители истца Новик Г.Л. Новик П.В. и Долматов А.О. в судебном заседании исковые требования поддержали по доводам иска и дополнений к нему.
Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в г. Томске Томской области Драчева С.Б. исковые требования не признала, пояснила, что индексация пенсии в определенные периоды происходила поэтапно, помесячно. Пенсионный капитал считается по году, он суммирует все индексы, которые применялись в этом году, и выражает их в едином индексе, который один в году. С 01.01.2015 водится иной порядок расчета пенсии, устанавливается стоимость балов и количество коэффициентов каждого пенсионера, индексировать пенсию с 01.01.2015 пенсионный орган не может. Закон N 400-ФЗ изменил условия пенсионного обеспечения, порядок расчета пенсии и все, что ему противоречит в Законе N 173-ФЗ, не может применяться.
Обжалуемым решением Советского районного суда г.Томска от 01 июня 2016 года в удовлетворении исковых требований Новик Г.Л. отказано.
В апелляционной жалобе Новик Г.Л. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что изменения, внесенные постановлением Правительства РФ от 23.01.2015 N 39, утвердившие индекс роста потребительских цен за 2014 год в размере 1,114 для установления стоимости одного пенсионного коэффициента с 01.02.2015, не коснулись ни самой индексации, ни ее порядка, а была лишь установлена стоимость одного пенсионного коэффициента с 01.02.2015.
По мнению апеллянта, в тексте Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" содержится четкое указание на необходимость индексации расчетного пенсионного капитала, определенного по состоянию на 01.01.2014.
Полагает, что при осуществлении индексации расчетного пенсионного капитала необходимо учитывать положения ч. 6 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Считает, что исходя из положений ч. 6, 7 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" необходимо производить индексацию расчетного пенсионного капитала на 01.01.2014, начиная с 01.04.2015 - за счет индекса роста потребительских цен, размер которого устанавливается Правительством РФ.
Указывает, что при расчете пенсии она не просила применить коэффициент увеличения страховой части пенсии после 01.01.2015, как указывает суд, а ссылалась на необходимость применения данного коэффициента при индексации расчетного пенсионного капитала на 01.01.2014, как установлено Федеральным законом от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Отмечает, что согласно ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" индексация расчетного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части трудовой пенсии по старости, производится применительно к порядку, предусмотренному п. 6 ст. 17 указанного Федерального закона, за весь период, начиная с 01.01.2002 до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии, т.е. до 01.01.2015.
Обращает внимание, что в ч. 7 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" закреплено прямое указание на применение положений Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" при индексации определенного по состоянию на 01.01.2014 расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, которым страховая пенсия устанавливается начиная с 01.04.2015, однако ответчик, осуществляя индексацию расчетного пенсионного капитала, а также суд первой инстанции, признавая обоснованность расчета ответчика, игнорируют положения ч. 11 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ, вкупе с ч. 7 ст. 35 Федерального закона N 400-ФЗ.
По мнению апеллянта, неправильное толкование ответчиком вышеуказанных положений ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ч. 17 ст. 14 и ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" приводит к занижению размера пенсии истца на /__/ рублей.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель ГУ - УПФ РФ в г. Томске Томской области Драчева С.Б. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции на основании ст. 167 и 327 ГПК РФ в отсутствие истца Новик Г.Л., просившей рассмотреть апелляционную жалобу без ее участия.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что пенсионный орган произвел назначение пенсии по старости Новик Г.Л., /__/ года рождения, с 11.04.2015.
Пенсионным органом произведен расчет пенсии истцу на основании ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", размер пенсии на 11.04.2015 составил /__/ руб., при этом индивидуальный пенсионный коэффициент истца составил /__/.
Новик Г.Л., полагая, что ответчик произвел неправильный расчет пенсии, в том числе, не произведя индексацию пенсионного капитала на коэффициент 1,114, установленный постановлением Правительства РФ N 39 от 23.01.2015, обратилась с настоящим иском в суд.
Суд, разрешая спор, отказал в удовлетворении заявленных исковых требований, установив, что пенсионный орган произвел расчет пенсии верно.
Судебная коллегия находит решение суда правильным, исходя из следующего.
В ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту.
До 1 января 2015 года трудовая пенсия по старости устанавливалась и выплачивалась в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Исчисление страховой части трудовой пенсии по старости осуществлялось в соответствии со ст. 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исходя из устанавливаемого в твердых суммах фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и сумм расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, сформированного, в том числе, за счет страховых взносов за данное лицо, начиная с 2002 года.
Положения пункта 17 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливали порядок исчисления только одной из составляющих трудовой пенсии по старости - фиксированного базового размера страховой части, и подлежали применению с 1 января 2015 года в силу части 5 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ.
Вместе с тем с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено новое правовое регулирование, закрепляющее условия и порядок назначения и выплаты страховой пенсии, в соответствии с которым с 1 января 2015 года (момента вступления в силу указанного Федерального закона) размер страховой пенсии по старости стал определяться исходя из стоимости одного пенсионного коэффициента и индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, рассчитываемого с учетом сумм страховых взносов, начисленных и уплаченных за застрахованное лицо, а размер фиксированной выплаты к ней - в твердых суммах, не зависящих от продолжительности страхового стажа застрахованного лица (статьи 15 - 17 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно ст. 36 данного Федерального закона со дня его вступления в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей этому Федеральному закону.
Статьей 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в части 6 установлено, что в 2015 году стоимость одного пенсионного коэффициента:
1) с 1 февраля увеличивается на индекс роста потребительских цен за 2014 год, размер которого устанавливается Правительством Российской Федерации;
2) с 1 апреля устанавливается федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной год и плановый период исходя из разницы между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и коэффициентом произведенной корректировки на индекс роста потребительских цен. При этом указанный коэффициент не может превышать индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховых пенсий.
Частью 7 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что индексация определенного по состоянию на 1 января 2014 года расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, которым страховая пенсия устанавливается начиная с 1 апреля 2015 года, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с учетом положений части 6 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 23.01.2015 N 39 "Об утверждении индекса роста потребительских цен за 2014 год для установления стоимости одного пенсионного коэффициента с 1 февраля 2015 года" утвержден индекс роста потребительских цен за 2014 год в размере 1,114 для установления стоимости одного пенсионного коэффициента с 1 февраля 2015 года.
Из материалов дела следует, что пенсионный орган произвел увеличение размера стоимости пенсионного коэффициента истца на коэффициент в размере 1,114, утвержденный постановлением Правительства РФ от 23.01.2015 N 39 "Об утверждении индекса роста потребительских цен за 2014 год для установления стоимости одного пенсионного коэффициента с 1 февраля 2015 года"
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что правовых оснований для индексации расчетного пенсионного капитала истца на коэффициент 1,114 и, соответственно, возложения указанной обязанности на ответчика, взыскании недовыплаченной пенсии не имеется.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, к спорным отношениям верно применены нормы пенсионного законодательства. Доводы апелляционной жалобы истца о неправильном применении судом положений пенсионного законодательства судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неправильном их толковании.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Томска от 01 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Новик Г. Л. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.