Судья Томского областного суда Цой А.А., рассмотрев жалобу Исмаилова Ш.С.о. на постановление от 11.04.2016 N 47 главного государственного инспектора Советского района г. Томска по пожарному надзору И., решение судьи Советского районного суда г. Томска от 18 июля 2016 г., вынесенные по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Исмаилова Ш. С.о,
установил:
17 мая 2012 г. Томским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" составлен технический паспорт на нежилое здание, имеющее два этажа, общей площадью /__/ кв.м, расположенное по адресу: /__/, (гражданское дело 2-1041/12 по исковому заявлению прокурора Советского района г. Томска в интересах неопределенного круга лиц к Б.., М.., далее - гражданское дело, т. 1 л.д. 58-61).
22 августа 2012 г. начальником отделения надзорной деятельности Советского района г.Томска И. сообщено прокурору Советского района г. Томска о том, что противопожарное расстояние между строящимся зданием по адресу: /__/, и зданием расположенной в непосредственной близости трансформаторной подстанции составляет 1,5 м, что является существенным нарушением требований норм пожарной безопасности (гражданское дело, т. 1 л.д. 191).
22 ноября 2013 г. прокуратурой Советского района г. Томска проведена проверка соблюдения требований, в том числе пожарной безопасности, по адресу: /__/, с выездом на место с применением фотосъемки. В ходе проверки установлено, что расстояние между возведенным строением по адресу: /__/, и трансформаторной подстанцией ТП-603/21 составляет 1,3 м (гражданское дело, т. 2 л.д. 11-12). На прилагаемой фототаблице изображена наружная лестница, примыкающая к оконному проему, расположенному на первом этаже строения (гражданское дело, т. 2 л.д. 16).
26 февраля 2014 г. окончено производство строительно-технической, инженерной экспертизы N 3043/14 здания по /__/ по гражданскому делу по иску прокурора Советского района г. Томска в интересах неопределенного круга лиц к Б.., М ... Согласно заключению экспертов ширина эвакуационных выходов в свету со второго этажа здания составляет 0,76 м, высота ограждения наружных лестниц менее 1,2 м, наружная открытая лестница со второго этажа здания расположена вплотную к плоскости оконного проема (гражданское дело, т. 2 л.д. 195-229).
25-28 марта 2014 г. в судебном заседании Томского областного суда по гражданскому делу по иску прокурора Советского района г. Томска в интересах неопределенного круга лиц к Б.., М ... с участием представителя истца - прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Томской области обсуждалось заключение экспертов от 26 февраля 2014 г. N 3043/14 (гражданское дело, т. 3 л.д. 12-23).
17 мая 2014 г. заключен договор купли-продажи, в соответствии с которым Исмаилов Ш.С.о. приобрел нежилые помещения общей площадью /__/ кв.м - этаж /__/ и /__/ кв.м - этаж /__/ по адресу: /__/.
02 июня 2014 г. выданы свидетельства о государственной регистрации права собственности Исмаилова Ш.С.о. на вышеуказанные помещения (дело об административном правонарушении л.д. 5-6).
20 августа 2015 г. апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда принято новое решение, которым в удовлетворении иска прокурора Советского района г. Томска в интересах неопределенного круга лиц к М.., Б.., К.., Ж. о признании отсутствующим права общей долевой собственности на объект недвижимости по адресу: /__/, и обязании к сносу данного строения, как самовольно возведенного, отказано.
16 марта 2016 г. прокуратурой Советского района г. Томска по результатам обследования территории земельного участка, эксплуатации здания, расположенных по адресу: /__/, составлен акт, из которого следует, что наружная открытая лестница со второго этажа расположена вплотную к плоскости оконного проема, что является нарушением требований п. 4.4.2 СП 1.13130.2009, так как лестница данного типа должна располагаться у глухих (без световых проемов) частей стен, на расстоянии не менее 1 м от плоскости оконных проемов; ширина эвакуационных выходов в свету со второго и первого этажей здания составляет 0,76 м, что является нарушением требований п. 4.2.5 СП 1.13130.2009, т.к. должна составлять не менее 0,8 м; высота ограждения наружных лестниц составляет 1 м, что является нарушением требований п. 4.4.2 СП 1.13130.2009, т.к. должна составлять не менее 1,2 м; противопожарное расстояние между зданием по /__/ (II степень огнестойкости) и трансформаторной подстанцией (II степень огнестойкости) не обеспечивает нераспространение пожара между данными зданиями и составляет 1,32 м.
29 марта 2016 г. заместителем прокурора Советского района г. Томска направлены начальнику ОНД Советского района г. Томска УНД ГУ МЧС России по Томской области И. материалы проверки по фактам нарушений требований законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации нежилого здания по /__/ для составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.4 КоАП РФ.
11 апреля 2016 г. главным государственным инспектором Советского района г.Томска по пожарному надзору И. составлен протокол N 47 об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Исмаилова Ш.С.о. по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Согласно протоколу об административном правонарушении 16.03.2016 в 11.00 час. в административно-торговом здании по адресу: /__/, нарушены п. 4.2.5, п. 4.4.2 СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", ст. 39 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности - наружная открытая лестница со второго этажа здания расположена вплотную к плоскости оконного проема (лестницы 3-го типа следует размещать у глухих (без световых проемов) частей стен, эти лестницы должны располагаться на расстоянии не менее 1 м от плоскости оконных проемов). Ширина эвакуационных выходов в свету со второго и первого этажей здания составляет 0,76 м, (наименьшая ширина эвакуационного выхода должна составлять 0,8 м). Высота ограждения наружных лестниц менее 1,2 м, (наружные открытые лестницы должны иметь ограждения высотой не менее 1,2 м). Фактическая высота ограждения лестниц составляет 1 м. К протоколу прилагается акт обследования от 16.03.2016.
11 апреля 2016 г. главным государственным инспектором Советского района г.Томска по пожарному надзору И. составлен протокол N 48 об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Исмаилова Ш.С.о. по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Согласно протоколу об административном правонарушении 16.03.2016 в 11.00 час. в административно-торговом здании по адресу: /__/, нарушены табл. 1 п. 4.3 СП 4.13130.2013, прил. 1 табл. 1 СНиП 2.07.01-89 - противопожарное расстояние между зданием по /__/ (II степени огнестойкости) и трансформаторной подстанцией (II степени огнестойкости) не обеспечивают нераспространение пожара между данными зданиями и составляет 1,32 м. К протоколу прилагается акт обследования от 16.03.2016.
11 апреля 2016 г. главным государственным инспектором Советского района г.Томска по пожарному надзору И. вынесено постановление N 47 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Исмаилова Ш.С.о. Последний признан виновным в совершении административных правонарушениях, обстоятельства которых подробно изложены в протоколах об административных правонарушениях от 11.04.2016 N 47, 48, и ему назначено административное наказание с применением ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ в размере 30 000 рублей.
18 июля 2016 г. решением судьи Советского районного суда г. Томска постановление о назначении административного наказания от 11.04.2016 N 47 оставлено без изменения.
Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания от 11.04.2016 N 47 и решением судьи районного суда, Исмаилов Ш.С.о. обратился в Томский областной суд с жалобой, в которой отмечает, что является собственником здания как физическое лицо и никакой предпринимательской деятельности в нем не ведет. Статус предпринимателя приобрел задолго до создания данного объекта недвижимости и в иной сфере деятельности. Полагает, что неверно определен субъект административной ответственности. Протоколы об административных нарушениях составлены с существенным нарушением процессуальных норм, поскольку ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ предусмотрено немедленное составление протокола после выявления совершения административного правонарушения. Процессуальные права при составлении протоколов не были разъяснены. Обращает внимание на то, что прокуратуре Советского района г. Томска, Томской областной прокуратуре известно о постройке здания по адресу: /__/, еще в 2012 году, это подтверждается материалами гражданского дела. Прокуратура имела возможность поручить административному органу проверить соблюдение правил пожарной безопасности. Представители прокуратуры ссылались на нарушения правил пожарной безопасности в суде. Правонарушение было выявлено в 2012 году, а потому срок привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления истек. Неправомерно вменены нарушения п.4.3. СП 4.13130.2013, поскольку данный свод правил "Системы противопожарной защиты ограничения распространения пожара на объекты защиты ... " введен 24.04.2013 приказом МЧС России N 288 от 24.04.2013. Здание в /__/ было возведено в 2012 году, следовательно, вступает в силу принцип действия закона во времени, и к данным правоотношениям должны быть применены нормы, действовавшие на год постройки здания. Кроме того, доказательств наличия угрозы жизни или здоровью людей административным органом не представлено, как и о том, что пожарный риск в отношении здания превышает допустимое значение, что дальнейшая эксплуатация здания приведет к возможности возникновения пожара. Административным органом не изучался вопрос о возможности изначального нарушения противопожарных норм собственником трансформаторной подстанции. Данная подстанция была построена ранее 2012 года и находилась в непосредственной близости от здания, на таком же расстоянии от административного здания, на месте которого, после его сноса, и был построен принадлежащий в настоящее время ему ( Исмаилову Ш.С.о.) объект. По его ( Исмаилову Ш.С.о.) заданию был произведен расчет пожарных рисков, из которого следует, что отсутствует угроза жизни и здоровью.
Также апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 20.08.2015 установлено, что вменяемые нарушения являются устранимыми. Из приведенного выше апелляционного определения следует, что здание возведено не им (Имаиловым Ш.С.о.), а потому он не может быть привлечен к административной ответственности, если даже и выявлено правонарушение, которого он не совершал. Субъектом административной ответственности должен быть именно собственник подстанции, что доказывает отсутствие его ( Исмаилова Ш.С.о.) вины в данном правонарушении (ст. 1.5. КоАП РФ), а значит, и отсутствие состава правонарушения, поскольку неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу. Правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, согласно ст. 2.9 КоАП, является малозначительным, в его действиях отсутствует существенная угроза охраняемым законом общественным отношениям. Ширина эвакуационного выхода меньше нормы всего на 4 см, высота ограждения наружной лестницы менее нормы всего на 20 см. Все нарушения устранимы, и он ( Исмаилов Ш.С.о.) в протоколе об административном правонарушении обязался их устранить. Просит отменить постановление главного государственного инспектора Советского района по пожарному надзору от 11.04.2016 N 47, решение Советского районного суда города Томска от 18 июля 2016 г., производство по делу прекратить.
В судебном заседании Исмаилов Ш.С.о. и его защитник Новичков Ф.Е. доводы жалобы поддержали, просили жалобу удовлетворить.
Изучение материалов дела, проверка доводов жалобы, выступления Исмаилова Ш.С.о. и его защитника Новичкова Ф.Е. приводят к следующему.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено за нарушение законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
По смыслу закона днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения (п. 14 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 03.07.2016) "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, помимо иных полномочий, возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
Согласно ч.1, 2 ст. 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 КоАП РФ.
Статья 28.2 КоАП РФ регламентирует порядок составления, а ст. 28.5 КоАП РФ - срок составления протокола об административном правонарушении, который по общему правилу составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ).
Как видно из материалов дела, нарушения законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, перечисленные в обжалуемом постановлении о назначении административного наказания от 11.04.2016 N 47, обнаружены: в части противопожарного расстояния между зданием по адресу: /__/, и зданием расположенной в непосредственной близости трансформаторной подстанции не позднее 22 августа 2012 г. начальником отделения надзорной деятельности Советского района г. Томска И., т.е. должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении; в части расположения наружной открытой лестницы здания по адресу: /__/, вплотную к плоскости оконного проема не позднее 22 ноября 2013 г. - даты составления прокуратурой Советского района г. Томска акта по результатам проведенной проверки по указанному адресу, к которому приложена фототаблица, фиксирующая расположение названной наружной открытой лестницы по отношению к плоскости оконного проема; в части этого же и иных нарушений, указанных в постановлении от 11.04.2016 N 47, не позднее 25 марта 2014 года, когда в судебном заседании по гражданскому делу по иску прокурора Советского района г. Томска в интересах неопределенного круга лиц к Б.., М. с участием представителя истца - прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Томской области обсуждалось заключение экспертов от 26 февраля 2014 г. N 3043/14, в котором зафиксированы вышеуказанные нарушения законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности в здании по адресу: /__/.
В соответствии со ст. 2, 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - Единый государственный реестр прав). Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, являются общедоступными.
17 мая 2014 г. заключен договор купли-продажи, в соответствии с которым Исмаилов Ш.С.о. приобрел нежилые помещения общей площадью /__/ кв.м - этаж /__/ и /__/ кв.м - этаж /__/ по адресу: /__/.
02 июня 2014 г. выданы свидетельства о государственной регистрации права собственности Исмаилова Ш.С.о. на вышеуказанные помещения, в Единый государственный реестр прав внесена соответствующая запись.
Поскольку сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, являются общедоступными, то прокуратура либо должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.4 КоАП РФ, имели возможность, располагая данными о том, что здание по адресу: /__/, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, принять соответствующие меры в отношении Исмаилова Ш.С.о., направленные на пресечение выявленных нарушений, своевременно.
Между тем ни прокуратура, ни уполномоченные должностные лица с момента возникновения у Исмаилова Ш.С.о. права собственности на помещения в здании по адресу: /__/, то есть с 02.06.2014 и до 11.04.2016, не принимали процессуальных решений, связанных с возбуждением производства по делам об административных правонарушениях по ранее обнаруженным (выявленным) фактам длящихся административных правонарушений в области пожарной безопасности.
При таких обстоятельствах 11.04.2016 производство по делам об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя Исмаилова Ш.С.о. не могло быть возбуждено, а возбужденное производство подлежало прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Постановление от 11.04.2016 N 47 о назначении административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, вынесенное должностным лицом, вопреки требованиям п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, является незаконным и подлежит отмене, как подлежит отмене и решение судьи Советского районного суда г. Томска от 18 июля 2016 года, которым названное незаконное постановление от 11.04.2016 N 47 оставлено без изменения. Производство по делу подлежит прекращению по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Для прекращения производства по делу по иным пунктам ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ оснований не усматривается.
В связи с удовлетворением жалобы и отменой обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи иные доводы жалобы рассмотрению не подлежат.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья Томского областного суда
решил:
жалобу Исмаилова Ш.С.о. удовлетворить.
Постановление от 11.04.2016 N 47 главного государственного инспектора Советского района г. Томска по пожарному надзору, решение судьи Советского районного суда г. Томска от 18 июля 2016 г., вынесенные по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Исмаилова Ш. С.о, отменить, производство по делу об административных правонарушениях на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности прекратить.
Судья Томского областного суда А.А. Цой
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.