Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецовой Л.А.,
судей Щербаковой Е.А., Чаус И.А.
при секретаре Гуня К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе Шушарина В.А.на решение Советского районного суда г. Челябинска 20 апреля 2016 года по иску Шушарина В.А. к территориальному отделению Федерального Государственного Казенного Учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны Российской Федерации и Федеральному Государственному Казенному Учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны Российской Федерации о признании незаконными действий, обязании принять на учет нуждающихся.
Заслушав доклад судьи Кузнецовой Л.А. об обстоятельствах дела, доводах жалоб, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Шушарин В.А. обратился в суд с иском к территориальному отделению Федерального Государственного Казенного Учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны РФ (далее по тексту - ФГКУ "Центррегионжилье" (территориальное отделение г. Челябинск) и Федеральному Государственному Казенному Учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны РФ (далее -ФГКУ "Центррегионжилье") о признании незаконными действий по принятию решения N 165 от 26.10.2015 г. об отказе в принятии на учет как нуждающегося в жилых помещениях, по договору социального найма. Просил обязать ответчика принять его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с правом включения в единый реестр военнослужащих, принятых на учет.
Требования обоснованы тем, что 13.11.1990 г. он был уволен с военной службы по состоянию здоровья с выслугой в Вооруженных силах СССР 30 лет 9 месяцев. С апреля 1991 года он стоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий при администрации г. Чебаркуля,
имеющих право на внеочередное и первоочередное получения жилой площади. С момента увольнения с военной службы он с супругой проживает в квартире, по договору найма служебного жилого помещения, которая принадлежит Министерству Обороны РФ. Ни во время прохождения военной службы, ни после увольнения с военной службы, он и члены его семьи жильем обеспечены не были. В настоящее время ведется единый реестр по учету граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. 02.10.2015 г. он обратился в ФГКУ "Центррегионжилье" (территориальное отделение г. Челябинска) с заявлением о постановке его и членов его семьи на учет нуждающихся в получении жилья и внесении в реестр. 26.10.2015 г. ему было отказано, со ссылкой на то, что у него отсутствует военнослужащего, проходящего службу по контракту в Вооруженных силах РФ. Данный отказ считает незаконным, нарушающим его конституционное право на жилище.
В судебном заседании представитель истца Черноштанов В.Ю. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.
Шушарин В.А. в судебном заседании не участвовал.
Представители ответчиков ФГКУ "Центррегионжилье" (территориальное отделение г. Челябинск) и ФГКУ "Центррегионжилье" в судебном заседании не участвовали, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд постановилрешение об отказе Шушарину В.А. в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Шушарин В.А.просит отменить решение суда, полагая его незаконным и необоснованным. Указывает, что после получения сведения из администрации Чебаркульского городского округа и администрации Чебаркульского муниципального района ему стало известно, что в настоящее время он не состоит в списке нуждающихся в жилых помещениях. Субсидий и социальных выплат на строительство или приобретение жилья он не получал. Полагает, что при разрешении спора суд не установилфакт того, был ли он обеспечен когда-либо жилым помещением. Наличие договора найма служебного жилого помещения подтверждает, что он и члены его семьи являются не обеспеченными жилым помещением. Считает, что Департамент жилищного обеспечения МО РФ , исходя из п.7 Положения о нем наделен полномочиями по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих, уволенных с военной службы и членов их семей. Указывает, что подразделение Департамента жилищного обеспечения МО РФ - ФКГУ "Центррегионжилье" формально подошло к рассмотрению его заявления, а суд первой инстанции, установив нарушение его конституционного права на жилище, не принял мер к восстановлению нарушенного права.
Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции, в связи с чем судебная коллегия на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, определилао рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав пояснения представителя Шушарина В.А. по доверенности Черноштанова В.Ю., проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований Шушарина В.А.
Суд первой инстанции установил, и материалами дела подтверждаются следующие обстоятельства. Приказом от 13.11.1990 г. Шушарин В.А. был уволен с военной службы в отставку по ст. 46 пункт "г" (по болезни). На день увольнения общая выслуга лет истца в Вооруженных силах СССР составила 30 лет 9 месяцев.
Приказом от 30.11.1990 г. Шушарин В.А. исключен из списков воинской части.
Из копий постановлений Главы администрации г. Чебаркуля Челябинской области от 25.05.1993 г. и от 19.04.1994 г. следует, что Шушарин В.А. с апреля 1991 г был включен в список очередности граждан, стоящих на учете при администрации г. Чебаркуля на улучшение жилищных условий, имеющих право на внеочередное получения жилой площади.
Жилое помещение на день рассмотрения спора истцу предоставлено не было.
Также суд установил, что Шушарин В.А. вместе с супругой Ш. Н.Н. проживает в трехкомнатной квартире общей площадью 62,2 кв.м., расположенной по адресу: ***, предоставленной по договору найма служебного жилого помещения от 28.12.2007 г.
02.10.2015 г. Шушарин В.А. обратился в ФГКУ "Центррегионжилье" Министерства обороны РФ (территориальное отделение г. Челябинска) с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в получении жилья и внесении в реестр.
Решением ФГКУ "Центррегионжилье" (территориальное отделение г. Челябинск) Министерства обороны РФ N 165 от 26.10.2015 г. Шушарину В.А. отказано в принятии на учет в связи с тем, что он не является лицом, которое в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" имеет право на постановку на учет и обеспечение жилыми помещениями по линии Министерства обороны РФ.
С таким выводом согласился и суд первой инстанции, разрешая заявленные Щушариным В.А. требования.
Отказывая Шушарину В.А. в удовлетворении требований, суд указал, что в соответствии с действующим законодательством на Министерство обороны РФ возлагается обязанность по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих, граждан уволенных с военной службы, признанных на момент увольнения с военной службы нуждающимися в получении жилого помещении я в установленном порядке.
При этом суд счел установленным, что во время прохождения военной службы Шушарин В.А. не был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях, поскольку факт нуждаемости в жилье подтверждается заявлением лица (рапортом военнослужащего) о постановке на учет, решением уполномоченного органа о постановке на учет, выпиской из единого реестра, а также документами, указывающими на наличие оснований, отраженных в ст. 51 Жилищного кодекса РФ. Данные документы не были представлены суду.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, исходя из следующего.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (статья 40 часть 1). Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права, которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40 части 2 иЗ). Тем самым федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается не только определять категории граждан, нуждающихся в жилище, но и устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся в настоящее время у государства.
Отнеся к лицам, которые обеспечиваются жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что военная служба, по смыслу статей 37 (части 1 и 3) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114(пункты "д", "е" части 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также самим характером военной службы,
предполагающим выполнение военнослужащими задач, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от федерального законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 года N 5-П).
Так, согласно Федеральному закону 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", закрепляющему основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей (преамбула), государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац первый пункта 1 статьи 15).
В соответствии с указанным Федеральным в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года, военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляла 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, без их согласия не могли быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений (абзац второй пункта 1 статьи 23), а в случае необеспечения на момент увольнения жилыми помещениями не могли быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и подлежали обеспечению жильем в соответствии с названным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абз.1 и 2 п. 13 статьи 15 ).
Принятым в рамках реформирования системы социальной защиты населения и вступившим в силу с 01 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязанность по обеспечению жильем военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с
военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства была возложена на федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, а право на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации, предоставлено только гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях (абз.1 и 2 п. 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).
Таким образом, ныне действующее правовое регулирование предполагает, что увольнение нуждающихся в жилых помещениях военнослужащих - граждан, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями во всяком случае не освобождает государство от обязанности обеспечить этим гражданам реализацию конституционного права на жилище в установленном законом порядке при условии, что они приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях уполномоченным на то органом.
При этом постановка военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы жилищными комиссиями органов военного управления, воинских частей, организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, равно как и постановка на такой учет граждан, уволенных с военной службы, органами местного самоуправления по новому избранному месту постоянного жительства, означает признание факта нуждаемости этих лиц в жилых помещениях, то есть констатацию уполномоченным на то органом наличия основания для возникновения права на предоставление им жилых помещений.
Применительно к возникшему спору судебной коллегией установлено, что Шушарин В.А.- 12.03.1938 года рождения и член его семьи - супруга Ш. Н.Н. - 14.11. ***года рождения с 1980 года по настоящее время проживают в служебном жилом помещении по адресу: *** кв.12. Данное обстоятельство подтверждается копией талона к ордеру N 953 от 23.03.1979 г, выданного прапорщику Шушарину В.А. на состав семьи из 5 человек, копией поквартирной карточки на указанную квартиру, а также копией договора найма служебного жилого помещения от N185 от 28.12.2007 г., заключенного Чебаркульской КЭЧ с истцом, как с пенсионером МО в связи с заменой ордера. Указанная квартира является собственностью Российской Федерации, право оперативного управления зарегистрировано за ФГКУ
"Чебаркульская КЭЧ", что подтверждается выпиской из ЕГРП (л.д. 113).
Согласно справки администрации Чебаркульского муниципального района, Шушарин В.А.не состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации Чебаркульского муниципального района, безвозмездную субсидию и социальную выплату для строительства или приобретения жилого помещения не получал (л.д.91).
Из справки администрации Чебаркульского городского округа следует, что истец также не состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в администрации Чебаркульского городского округа, жилые помещения по договору социального найма ему не предоставлялись, социальные выплаты на приобретение жилья он не получал (л.д.92).
Из архивных справок администрации Чебаркульского городского округа, полученных по запросу апелляционной инстанции следует, что Шушарин В.А. состоял на учете при администрации г. Чебаркуля на улучшение жилищных условий в списке N2 граждан, имеющих право на внеочередное и первоочередное получение жилой площади по спискам на 1993 и 1994 годы. В последующие годы (1995-1997, 1999-2004, 2008-2009, 2012) в приложениях к постановлениям об утверждении списков очередности фамилия Шушарина В.А. не значится (л.д. 114-115).
Также на запрос суда получен ответ о том, что в управлении муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа отсутствуют документы, послужившие основанием для исключения Шушарина В.А. из списка N2 очередности граждан (л.д. 107).
Из материалов дела следует, что у Шушарина В.А. отсутствуют жилые помещения на праве собственности.
При таких обстоятельствах решение территориального отделения ФГКУ "Центррегионжилье" N 165 от 26 октября 2015 г. об отказе в удовлетворении заявления Шушарина В.А. о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма нельзя признать законным.
Материалами дела подтверждается, что истец был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01 января 2005 года органом местного самоуправления в соответствии с действовавшим на тот период времени порядком. Законность снятия Шушарина В.А. с учета нуждающихся в жилых помещениях не подтверждена, жилым помещением он не обеспечен. Заключение с Шушариным В.А. договора найма служебного жилого в 2007 году, как с пенсионером Министерства обороны РФ подтверждает необеспеченность истца жилым помещением.
Несоблюдение государственными органами и должностными лица установленного порядка учета нуждающихся в предоставлении жилья граждан, уволенных с военной службы, не может повлечь негативные последствия для указанных граждан и являться основанием для умаления их прав, гарантированных законом, не является.
В соответствии с ныне действующим законодательством на Министерство обороны РФ возлагается обязанность по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих, граждан уволенных с военной службы, признанных на момент увольнения с военной службы нуждающимися в получении жилого помещения в установленном законом порядке.
В другом порядке Шушарин В.А. не может быть обеспечен жилым помещением. То обстоятельство, что истец длительное е время не обращался за реализацией своего права на обеспечение жилым помещением, правового значения не имеет.
Кроме того, следует учитывать и то, что Шушарин В.А. является инвалидом 2 группы бессрочно в связи с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы (л.д. 16), является ветераном военной службы (л.д. 17).
В соответствии со ст. 23 ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
Отказывая истцу в удовлетворении иска, суд фактически оставил без внимания и надлежащей оценки вышеуказанные нормы права и доводы истца о праве его на обеспечение жилой площадью по основаниям, предусмотренным ФЗ "О статусе военнослужащих" и не установилв полной мере все значимые для дела обстоятельства.
На основании вышеизложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Челябинска от 20 апреля 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение:
Исковые требования ШушаринаВ.А.удовлетворить.
Признать решение территориального отделения ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 26 октября 201 5г N 165 об отказе в принятии Шушарина В.А.на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма незаконным.
Возложить на территориальное отделение ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обязанность принять Шушарина В.А.на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с 02 октября 2015года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.