Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Шушкевич О.В.
судей Галимовой P.M., Лутфуллоевой P.P.
при секретаре Богдан О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 сентября 2016 года в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Пряхина В.В. на решение Каслинского городского суда Челябинской области от 18 мая 2016 года по иску Пряхина В.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской федерации в Каслинском районе Челябинской области, Муниципальному унитарному предприятию "Управление автомобильного транспорта" Озерского городского округа Челябинской области об отмене решения об отказе в назначении досрочной пенсии.
Заслушав доклад судьи Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения истца Пряхина В.В. и его представителя Пахтусовой И.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской федерации в Каслинском районе Челябинской области Ершовой Н.В. против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пряхин В.В. обратился с иском к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Каслинском районе Челябинской области (далее УПФР в Каслинском районе), Муниципальному унитарному предприятию "Управление автомобильного транспорта" Озерского городского округа Челябинской области (далее МУП "УАТ") об отмене решения УПФР в Каслинском районе N 273 от 16 декабря 2015 года, обязании УПФР в Каслинском районе включить в специальный стаж период работы с 18 апреля 1989 года по 20 сентября 1993 года в качестве **** в Каслинском филиале Кыштымского ПАТО, период работы с 28 сентября 1993 года по 30 сентября 2015 года в качестве **** в МУП "УАТ", назначить пенсию с ноября 2015 года, обязании ответчика МУП "УАТ" произвести полный расчет
отработанного времени с 29 сентября 1993 года по 30 сентября 2015 года за каждую смену с указанием времени в пути до садов, с указанием времени на остановки, медицинское освидетельствование, подготовки автобуса к рейсу, ремонта автобуса.
В обоснование заявленных требований указал, что принятое УПФР в Каслинском районе 16 декабря 2015 года решение об отказе в назначении ему досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа является незаконным, поскольку требуемый стаж подтверждается трудовой книжкой.
В судебном заседании истец Пряхин В.В. и его представитель Пахтусова И.В. на удовлетворении исковых требований настаивали.
Представитель ответчика УПФР в Каслинском районе Ершова Н.В. исковые требования не признала.
Представитель ответчика МУП "УАТ" г. Озерка Клюева Т.А. исковые требования не признала.
Представитель третьего лица ОАО "Каслинское автотранспортное предприятие" в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен.
Суд постановилрешение, которым в удовлетворении исковых требований отказал.
В апелляционной жалобе Пряхин В.В. просит решение суда отменить. Указывает, что в трудовой книжке, на которую сослался суд в своем решении, указано о его допуске на основании приказа **** от 20 сентября 1993 года на пригородный маршрут, а не о переводе. Полагает, что суд необоснованно не принял во внимание показания свидетелей, подтвердивших, что он работал в Каслинском филиале Кыштымского ПАТО только на городских маршрутах, поскольку в случае несохранности документов стаж может быть подтвержден на основании показаний свидетелей, его вины в том, что в архив были сданы не все документы Кыштымского ПАТО, не имеется. Судом не учтено, что в специальный стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Ссылается на то, что привлеченное в качестве третьего лица ОАО "Каслинское автотранспортное предприятие" ликвидировано 10 декабря 2015 года, в связи с чем в архивном отделе г. Кыштыма он получил копию личной карточки, копию акта документальной проверки от 10 сентября 2015 года, из которых следует, что дата его допуска к самостоятельной работе, указанная в его
трудовой книжке (18 апреля 1989 года), не соответствует дате, указанной в акте проверки (18 апреля 1982 года), при этом в решении суд ссылается на дату приказа 18 апреля 1989 года, хотя такой даты в акте проверки нет. Кроме того, суд не выяснил, какую фактически работу он выполнял в период с 1989 года по 1993 год. Ссылается на лицевые счета и карточки ****, подтверждающие факт его работы в указанный период на городском маршруте.
В возражениях на апелляционную жалобу УПФР в Каслинском районе указывает на то, что представленными доказательствами не подтверждается занятость Пряхина В.В. на городских пассажирских маршрутах и выполнение нормы рабочего времени не менее 80% на таких маршрутах, при этом в силу действующего законодательства характер работы не может быть подтвержден свидетельскими показаниями.
Представитель ответчика МУП "УАТ" г. Озерка, представитель третьего лица ОАО "Каслинское автотранспортное предприятие" о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия в соответствии со ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в части в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста - мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со ст. 27 и ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, в стаж
работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени, включая время выполнения подготовительных и вспомогательных работ (п. 5 разъяснения Минтруда РФ от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих ... право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет"). При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования.
В соответствии с Порядком подтверждения трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах, разработанным Министерством транспорта РФ от 02 июля 1992 года N 13-пр, согласованным с Министерством социальной защиты населения РФ, право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени. Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80% рабочего времени за месяц.
На основании ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" и в соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 марта 2011 года N 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Исходя из анализа приведенных норм права следует, что юридически значимыми обстоятельствами, которые подлежат установлению судом при решении вопроса о включении периода работы в специальный трудовой стаж в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", являются факт занятости истца на регулярных городских пассажирских маршрутов, а также выполнение указанной работы в течение полного рабочего времени. Указанные обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими документами.
Из материалов дела следует, что Пряхин В.В. 19 ноября 2015 года обратился в УПФР в Каслинском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Каслинском районе от 16 декабря 2015 года N 1028950/15 в установлении такой пенсии Пряхину В.В. отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа (л.д. 10 т. 1).
Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 16 декабря 2015 года N 273, таблице стажа в специальный стаж истца учтен период работы истца в Каслинском автотранспортном предприятии Кыштымского ПАТО с 11 октября 1984 года по 17 апреля 1989 года (04 года 06 месяцев 07 дней), а также период работы с 28 сентября 1993 года по 30 сентября 2015 года в МУП "УАТ" г. Озерска, при этом период работы с 28 сентября 1993 года по 31 декабря 1996 года учтен календарно (03 года 03 месяца 03 дня), период работы с 01 января 1997 года по 30 сентября 2015 года учтен в специальный стаж истца по фактической продолжительности (06 лет 03 месяца 08 дей), отраженной выписке из индивидуального лицевого счета истца в системе обязательного пенсионного страхования (л.д. 6-9, 34-38, 47-50 т. 1).
В специальный стаж истца не включен периоды работы с 18 апреля 1989 года по 20 сентября 1993 года в Каслинском АТП, а также периоды работы с 01 января 1997 года по 30 сентября 2015 года, не подтвержденные выпиской из индивидуального лицевого счета истца.
Продолжительность специального стажа истца составила 14 лет 18 дней, страхового стажа - 37 лет 08 дней.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований в части включения в специальный стаж истца спорного периода работы с 18 апреля 1989 года по 20 сентября 1993 года, суд первой инстанции исходил из того, что истец работал на пригородном маршруте, документального подтверждения занятости истца на регулярных городских пассажирских маршрутах не имеется, показания свидетелей о характере работы истца не могут быть приняты в качестве доказательств занятости истца в условиях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, в силу прямого указания закона.
Соглашаясь с выводом суда о том, что свидетельские показания не отвечают требования допустимости и не могут быть приняты во внимание в качестве доказательства характера работы, судебная коллегия не может согласиться с остальными выводами суда первой инстанции.
Согласно трудовой книжке истец Пряхин В.В. 11 июня 1981 года принят в Каслинский филиал Кыштымского ПАТО водителем, с 25 октября 1983 года переведен ****, с 11 октября 1984 года после 8-дневной стажировки допущен к самостоятельной работе на городских маршрутах на **** марки ****, с 18 апреля 1989 года допущен к самостоятельной работе на **** на пригородном маршруте "Касли-Кр. Партизан-Шабурово", 20 сентября 1993 года уволен.
Уточняющая характера работы истца справка не представлена в связи с ликвидацией Кыштымского ПАТО.
Приходя к выводу об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истца спорного периода, суд первой инстанции сослался на акт проверки, составленный специалистом УПФР в г. Кыштыме по архивным документам Кыштымского ПАТО, содержащих приказ N ****, согласно которому Пряхин В.В. после прохождения 16-ти часовой стажировки допущен к самостоятельной работе на автобусном маршруте "Касли-Кр. Партизан-Шабурово" на **** с 18 апреля 1989 года с оплатой труда согласно положению.
Из акта проверки следует, что согласно лицевым счетам Пряхина В.В. за март, октябрь, ноябрь, декабрь 1984 года, с января 1985 года по декабрь 1988 года усматривается доплата за сумку, продажу абонементов, работу в ночное время и мойку автобуса, с января 1989 года по сентябрь 1993 года усматриваются бескондукторские и работа в ночное время (л.д. 54-56 т. 1).
Руководствуясь указанным актом, ответчиком в бесспорном порядке в специальный стаж истца учтен период работы с 27 августа 1984 года по 17 апреля 1989 года. При этом ответчик исходил из того, что в лицевых счетах истца за указанный период имеются отметки о выплате ночных, о доплатах за сумку, продажу абонементных талонов, мойку автобуса, что является характерным для работы водителей на регулярных городских пассажирских маршрутах, сославшись на п. 29 Типового положения об оплате труда и премировании рабочих автомобильного транспорта ... , утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 14 декабря 1972 года N 322/34, согласно которому водителям автобусов при работе без кондукторов устанавливается доплата от общей суммы сданной им выручки за проданные билеты и абонементские книжки, а также месячные билеты, при условии выполнения обязанностей без кондуктора.
Лицевые счета за спорный период судом не истребованы и не исследованы.
Между тем, в период с апреля 1989 года по сентябрь 1993 года истцу
также производилась доплата за ночные, кондукторские, продажу абонементных талонов, что подтверждается лицевыми счетами за указанный период, представленными истцом в суд апелляционной инстанции (л.д. 158-176 т. 3).
Учитывая, что размер оплаты труда истца с 27 августа 1984 года по 20 сентября 1993 года не изменился, в течение всего периода истцу ежемесячно производились выплаты, характерные для работы водителей на регулярных городских пассажирских маршрутах, судебная коллегия полагает, что спорный период с 18 апреля 1989 года по 20 сентября 1993 года также подлежит включению в специальный стаж истца, за исключением нахождения в простоях общей продолжительностью 23 дня, сведения о которых отражены в лицевых счетах (в 1989 году - 3 дня, в 1992 году - 6 дней, с 1993 году - 14 дней).
Таким образом, решение суда первой инстанции в данной части подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении иска в указанной части, при этом общая продолжительность стажа, подлежащего включению в специальный стаж истца, составляет 04 года 04 месяца 10 дней.
В остальной части судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, соответствующим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно трудовой книжке Пряхин В.В. 28 сентября 1993 года принят на работу в МУП "УАТ" **** для работы на регулярных городских маршрутных автобусах по перевозке пассажиров, период работы с 28 сентября 1993 года по 31 декабря 1996 года (03 года 03 месяца 03 дня) учтен ответчиком в специальный стаж на основании уточняющей справки от 14 декабря 2015 года N 1402 (л.д. 13-14, 15-21,52-53 т. 1).
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 19 ноября 2015 года, уточняющей справки N 1402 от 14 декабря 2015 года, выданной МУП "УАТ", а также реестров индивидуальных сведений на Пряхина В.В., передаваемых в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, за период с 1997 года по 2015 год продолжительность периодов работы истца на регулярных городских пассажирских маршрутах составляет 06 лет 03 месяца 08 дней, которые учтены ответчиком в специальный стаж Пряхина В.В.
При этом разница между общим и льготным стажем объясняется выполнением наряду с городскими перевозками, иных перевозок (на садовых, пригородных маршрутах), а также работ, не связанных с перевозкой пассажиров (заказные перевозки, периоды простоя).
Из пояснений представителя ответчика МУП "УАТ" и материалов дела следует, что на предприятии ведется ежемесячный учет рабочего времени водителей, основным документом для подтверждения специального стажа являются путевые листы, на основании которых составляются табеля учета рабочего времени, в которых отражается общее количество часов за месяц, время работы на садовых маршрутах, время работы на регулярных городских пассажирских маршрутах. В рабочее время Пряхина В.В. за каждый месяц в целях досрочного пенсионного обеспечения включается время работы на линии на регулярных городских пассажирских маршрутах и связанное с этой работой суммарное время на выполнение работ по обеспечению трудовых функций. Процент занятости на регулярных городских пассажирских маршрутах определяется по каждому рабочему дню, а затем по каждому месяцу и календарному году. Невключение в специальный стаж истца отдельных дней связано с неполной занятостью истца на регулярных городских пассажирских маршрутах в связи с выполнением рейсов на пригородных маршрутах (с января по декабрь), на садовых маршрутах (с мая по сентябрь), нахождением в резерве, работой по разрывному графику.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела табелями учета рабочего времени, выписками из реестра индивидуальных сведений Пряхина В.В., списками водителей автобусов, работавших на регулярных городских пассажирских маршрутах и имеющих льготный стаж, расчетами ежемесячной занятости истца на регулярных городских пассажирских маршрутах, путевыми листами, выпиской из индивидуального лицевого счета истца (л.д. 62-69 т. 1, 155-204 т. 1, 88-117, 162-172, 173-213 т. 2).
Согласно Порядку подтверждения трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах, разработанному Министерством транспорта РФ 02 июля 1992 года, при суммированном учете рабочего времени рабочее время, подтверждающее занятость водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, определяется по итогам месяца. В рабочее время за месяц включается суммарное время работы на линии на регулярном городском пассажирском маршруте и связанное с этой работой суммарное время на выполнение работ по обеспечению трудовых функций:
- на проведение подготовительно - заключительных работ (до введения условий оплаты труда в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 года N 1115 - 18 минут в смену, после введения - по норме, установленной самим предприятием),
- на прохождение предрейсового и послерейсового медицинских осмотров (по норме, установленной предприятием),
- на участие в плановых технических обслуживаниях N 1 и N 2 (фактическое время) и на устранение эксплуатационных неисправностей автобуса, при работе на регулярных городских маршрутах (фактическое).
При переводе водителей в связи с производственной необходимостью на работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей сроком до одного месяца, а также на работы, связанные с массовой перевозкой детей в летние оздоровительные лагеря и загородные детские сады, работы по перевозке трудящихся городских предприятий в колхозы и совхозы для оказания помощи в проведении сельскохозяйственных работ, время, связанное с выполнением таких работ приравнивается к предшествующей работе на регулярном городском маршрутном автобусе.
Поскольку МУП "УАТ" является многофункциональным предприятием, в силу чего осуществляет перевозки пассажиров не только по городским маршрутам, но и по междугородным, пригородным, а также специальным садовым маршрутам, закрепление водителей за конкретными видами перевозок или маршрутами нецелесообразно для осуществления производственной деятельности, при этом ведется ежемесячный учет рабочего времени в соответствии с порядком, рекомендованным Министерством транспорта РФ, принимая во внимание, что период работы с 28 сентября 1993 года по 31 декабря 1996 года в специальный стаж истца учтен, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения иска в части возложения на УПФР в Каслинском районе обязанности включить в специальный стаж период с 01 января 1997 года по 30 сентября 2015 года полностью в календарном исчислении.
Доводы истца о том, что садовый маршрут является продленным городским маршрутом, не могли быть приняты во внимание судом первой инстанции.
В соответствии со ст. 4 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон РФ 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ) виды сообщений подразделяются на городские, пригородные, междугородные, международные. Перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населенных пунктов.
Доводы истца о том, что в специальный стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании нормативных актов.
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 N 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено
настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Таким образом, предусмотрено включение в специальный стаж периодов временной нетрудоспособности, а также периодов ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков в случаях, если работа, дающая право на досрочное назначение пенсии, выполняется постоянно в течение полного рабочего дня, тогда как такое обязательное условие у истца не подтверждено.
Принимая во внимание, что на день обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии при включении в специальный стаж спорного периода работы с 18 апреля 1989 года по 20 сентября 1993 года продолжительностью 04 года 04 месяца 10 дней специальный стаж истца составляет менее требуемых 20 лет (14 лет 18 дней + 04 года 04 месяца 10 дней), право на досрочную страховую пенсию по данному основанию отсутствует.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Требования о включении в специальный стаж иных периодов трудовой деятельности истцом заявлено не было.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Каслинского городского суда Челябинской области от 18 мая 2016 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Пряхина В.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской федерации в Каслинском районе Челябинской области о включении в специальный стаж периода работы с 18 апреля 1989 года по 20 сентября 1993 года отменить, принять в данной части новое решение.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской федерации в Каслинском районе Челябинской области включить в специальный стаж Пряхина В.В. период работы с 18 апреля 1989 года по 20 сентября 1993 года общей продолжительностью 04 года 04 месяца 10 дней.
Это же решение суда в остальной части оставить без изменения,
апелляционную жалобу Пряхина В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.