Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Галимовой P.M.
судей Давыдовой Т.И., Козиной Н.М.
при секретаре Богдан О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальных отношений Челябинской области на решение Красноармейского районного суда Челябинской области от 06 июня 2016 года по иску Котельникова А.И. к администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области о признании права на обеспечение государственным жилищным сертификатом на улучшение жилищных условий, возложении обязанности по включению в список нуждающихся с даты постановки на учет по прежнему месту жительства, восстановлении в областном реестре.
Заслушав доклад судьи Галимовой P.M. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя истца Котельникова А.И. - Шиловского А.Е., возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Котельников А.И. обратился в суд с иском к администрации Красноармейского муниципального района, Министерству социальных отношений Челябинской области о признании за ним права на обеспечение государственным жилищным сертификатом с даты первоначального решения жилищной комиссии администрации г. Копейска Челябинской области с 22 августа 1994 года, о возложении на администрацию Красноармейского муниципального района обязанности по включению в список нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности на Министерство социальных отношений Челябинской области восстановить Котельникова А.И. в областном реестре ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года по Челябинской области в соответствии с датой постановки на учет с 22 августа 1994 года и выдать жилищный сертификат (л.д.6-7, 28 -30).
В обоснование заявленных требований указано, что Котельников А.И. является ветераном боевых действий в республике Афганистан. С 22 августа 1994 года принят на учет в Администрацию Копейского городского округа в качестве граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветеран боевых действий. С 2006 года состоит в другом браке, переехал на постоянное место жительства в Красноармейский район, 05 октября 2007 года снят с учета в связи с переездом в другое муниципальное образование, с 01 апреля 2010 года принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации Козыревского сельского поселения Красноармейского района. Считает, что его право на получение государственного жилищного сертификата возникло 22 августа 1994 года, до настоящего времени он не обеспечен жильем.
Истец Котельников А.И. в судебном заседании участия не принимал.
Представители ответчика администрации Красноармейского муниципального района, Министерства социальных отношений Челябинской области в судебном заседании участия не принимали.
Суд вынес решение о частичном удовлетворении исковых требований. На Министерство социальных отношений Челябинской области возложена обязанность восстановить Котельникова А.И. в областном реестре ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года по Челябинской области, претендующих на получение жилищной субсидии или денежной выплаты, в соответствии с датой постановки на учет в администрации Копейского городского округа Челябинской области с 22 августа 1994 года и выдать Котельникову А.И. жилищный сертификат, согласно очередности.
В удовлетворении остальных исковых требований, иска к администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области отказано.
В апелляционной жалобе ответчик Министерство социальных отношений Челябинской области просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права. Указывает, судом не учтено, что Котельников А.И. был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении на законных основаниях, в соответствии с п.З ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ, в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование, поэтому нарушения его жилищных прав не допущено; судом не учтены нормы действующего жилищного законодательства, а также Федерального закона от 12 января 1995 г. N5 "О ветеранах", в соответствии с которыми порядок сохранения права на
улучшение жилищных условий ветеранов боевых действий, в случае переезда из одного муниципального образования в другое, не определен.
Стороны о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом извещены заказной почтовой корреспонденцией, в суд апелляционной инстанции не явились, истец Котельников А.И., ответчик администрация Красноармейского муниципального района представили ходатайства о рассмотрении дела без их участия, поэтому судебная коллегия в соответствии со ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно п.п. 3,4,5,6 ч.1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся ^ военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов; военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий; лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий; лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Статья 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" предусматривает, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 1).
Согласно пункту 11 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах", определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным гражданам устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Челябинской области от 28 января 2010 года N 528-30 "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются в установленных настоящим Законом формах и в порядке, определяемом настоящим Законом и Правительством Челябинской области, следующим категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и проживающих на территории Челябинской области: лицам, меры социальной поддержки которым установлены статьями 14, 16, 21 Федерального закона "О ветеранах", за исключением лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вставшим на учет до 1 января 2005 года.
На основании ст. 2 указанного Закона Челябинской области от 28 января 2010 года N 528-30, меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранам боевых действий предоставляются в одной из следующих форм: 1) предоставление жилищных субсидий на приобретение жилого помещения в собственность; 2) предоставление единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения в размере, установленном Федеральным законом "О ветеранах".
Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 27 июля 2006 года N 149-П утверждено Положение о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, жилищных субсидий на
приобретение жилых помещений в собственность в Челябинской области, регулирующий, в том числе, и предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем категорий ветеранов, установленных статьями 14, 16, 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии со ст. 3 этого Положения, граждане, имеющие право на меры социальной поддержки, подают в органы местного самоуправления, где они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее именуются - органы местного самоуправления), заявление о предоставлении им субсидии.
В силу ст. 4 Положения, органы местного самоуправления составляют списки ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на учете в органах местного самоуправления Челябинской области на 1 января 2005 года по форме, установленной Министерством социальных отношений Челябинской области.
Списки формируются в той же хронологической последовательности, в которой граждане, имеющие право на меры социальной поддержки, были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Министерство социальных отношений на основании Списков, полученных от органов местного самоуправления, осуществляет формирование реестра ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года по Челябинской области (далее именуется -областной реестр), и в установленные сроки направляет в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также в Министерство регионального развития Российской Федерации (ст. 5 Положения).
Областной реестр формируется в той же хронологической последовательности, в которой граждане, имеющие право на меры социальной поддержки, были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 6 Положения, исходя из размера средств федерального бюджета, предусмотренных для Челябинской области на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций, Министерство социальных отношений формирует Список граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, на получение субсидий на соответствующий год, а также список граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, включенных в резерв на получение субсидий на соответствующий год (далее именуются -
списки на получение субсидий) и направляет их для утверждения курирующему заместителю Губернатора Челябинской области.
Уведомления о размере выделенной субсидии вручаются гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки, Министерством социальных отношений в десятидневный срок через органы местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, Котельников А.И. является ветераном боевых действий в республике Афганистан (л.д. 20).
22 августа 1994 года Котельников А.И. был поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Копейского городского округа Челябинской области как ветеран боевых действий в р.Афганистан (л.д. 15).
Согласно выписки из распоряжения N 1609-р от 05 октября 2007 года Администрации Копейского городского округа Челябинской области Котельников А.И. в связи с выездом на место жительство в другое муниципальное образование снят с учета в качестве нуждающихся в жилищных помещениях (л.д. 14).
Письмом от 20 февраля 2009 года N 39-310, адресованным Котельникову А.И., Администрация Копейского городского округа Челябинской области, сообщила о снятии его с учета (л.д. 15).
Из справки Администрации Козыревского сельского поселения от 15 декабря 2015 года следует, что Котельников А.И. зарегистрирован по адресу: ****, вместе с ним зарегистрированы брат К.Н.И., жена К.И.П., дочь К.Л.А., тесть А.П.П. (л.д. 11).
01 апреля 2010 года распоряжением N 34 Главы Администрации Козыревского сельского поселения Котельников А.И. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий как участник боевых действий в республике Афганистан (л.д. 17).
Как следует из письма Министерства социальных отношений Челябинской области N 466-ОЛ от 24 марта 2016 года, по учетным данным Министерства (по состоянию на 20 марта 2016 г.) Котельников А.И. состоял в областном реестре (как ветеран боевых действий) по дате постановки на учет 22 августа 1994 года. Согласно очередности граждан, претендующих на получение средств федерального бюджета, в 2012 году Министерством было запрошено учетное дело Котельникова А.И. Письмом администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области от 25 июля
\
2012 года N3188 Министерство уведомлено об отсутствии личного дела на Котельникова А.И. и утрате оснований Котельниковым А.И., состоять в областном реестре. Руководствуясь письмом главы, представленными списками органа местного самоуправления, Министерством Котельников А.И. был исключен из областного реестра в 2013 году.
Разрешая спор и удовлетворяя требования о возложении на Министерство социальных отношений Челябинской области обязанности восстановить Котельникова А.И. в областном реестре ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей -инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года по Челябинской области, претендующих на получение жилищной субсидии или денежной выплаты, в соответствии с датой постановки на учет в администрации Копейского городского округа Челябинской области с 22 августа 1994 года и выдать Котельникову А.И. жилищный сертификат, согласно очередности, и отказывая в иске к остальным ответчикам, суд первой инстанции исходил из того, что с момента постановки Котельникова А.И. на учет в администрации Копейского городского округа Челябинской области с 22 августа 1994 года его жилищные условия не улучшились, основания, по которым он принимался на такой учет, не изменились; денежные средства на социальные выплаты, имеющие адресный характер, распределяются исходя из даты постановки гражданина на учет не по конкретному муниципальному образованию, а исходя из даты его постановки на учет в субъекте Российской Федерации согласно сводному списку; постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий осуществляют органы местного самоуправления сельского поселения.
Суд также сослался на то, что исключение из областного реестра в
2013 году при нахождении Котельникова А.И. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, нарушает права истца на обеспечение его жильем.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на законе, поэтому являются правильными.
Все доводы апелляционной жалобы ответчика о непринятии судом во внимание, что Котельников А.И. был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении на законных основаниях, в соответствии с п.З ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ, в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование, то нарушения его жилищных прав не допущено; судом не учтены нормы действующего жилищного законодательства, а также Федерального закона от 12 января 1995 г. N5 "О ветеранах", в соответствии с которыми порядок сохранения права на улучшение жилищных условий ветеранов боевых действий, в случае
переезда из одного муниципального образования в другое, не определен, не состоятельны ввиду следующего.
Само по себе снятие истца с учета после 01 января 2005 года в связи с переездом в другой район Челябинской области и постановка на учет в другом районе не могут свидетельствовать об утрате истцом права на включение в областной реестр как лица, вставшего на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий ветерана боевых действий до 01 января 2005 года, поскольку факт постановки его на учет в 1994 году подтвержден документально и никем не оспаривается, постановка его на учет после переезда лишь подтверждает, что его жилищные условия не изменились.
Из приведенных выше нормативных актов, в частности, ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" следует, что предоставление истцу жилищной субсидии как ветерану боевых действий подлежит за счет средств федерального бюджета в связи с постановкой на учет до 01 января 2005 года, независимо от того, в каком муниципальном образовании он поставлен на учет до указанной даты; поэтому наличие законных оснований (переезд в другое место жительства) для снятия с учета с последующей постановкой на учет не влияют на обязанность МСО Челябинской области по включению истца в областной реестр; исключение истца из областного реестра по указанным формальным основаниям не может расцениваться как действие, не нарушающее права истца. Отсутствие правового регулирования сохранения права на улучшение жилищных условий ветеранов боевых действий, в случае переезда из одного муниципального образования в другое, не является законным основанием для исключения истца из областного реестра лиц, вставших на учет до 01 января 2005 года.
В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и выводы.
Таким образом, суд правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, разрешилспор в соответствии с представленными доказательствами и требованиями закона, в связи с чем оснований для отмены решения не имеется.
В мотивировочной части решения судом ошибочно указано на восстановление в списке с 22 августа 1994 года Б.С. вместо Котельникова А.И., вместе с тем, указанная описка суда не привела в вынесению неправильного решения, в резолютивной части описок не допущено; поэтому данная описка не является основанием к изменению либо отмене решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красноармейского районного суда Челябинской области от 06 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальных отношений Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.