Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Кучина М.И. при секретаре Дюсембаеве А. А., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Горбаня В.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,
установил:
Горбань В.А. 07 сентября 2016 года обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости арендуемого им земельного участка с кадастровым номером **** площадью **** кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере **** рублей по состоянию на 17 ноября 2015 года.
В обоснование указал, что установленная в результате государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость этого земельного участка в размере **** руб. превышает его рыночную стоимость, что нарушает права истца, как плательщика арендной платы.
В судебном заседании представитель административного истца Горбаня В.А. - Ватутина Л.М. требования поддержала. Представители административных ответчиков: Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области - Сипко Д.К., Управления Росреестра по Челябинской области - Чижова Л.А. замечаний к отчету оценщика не имели.
Сам административный истец Горбань А.В., заинтересованные лица Администрация и Управление муниципальной собственности Администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Челябинской области, будучи надлежаще извещенными, в судебное заседание не явились. Дело в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрено в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Пунктами 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года Ы221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) установлено, что в государственный кадастр недвижимости, являющийся федеральным государственным
информационным ресурсом, вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка
земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 245 КАС РФ, статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено право юридических лиц и граждан обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сам по себе факт установления рыночной стоимости земельного участка отличной от его кадастровой стоимости не влечет за собой изменения гражданско-правовых либо налоговых обязательств, исполнение которых происходило с учетом результатов государственной кадастровой оценки.
Как следует из материалов дела, Управление муниципальной собственности Администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области по договору аренды земельного участка N**** от 12 мая 2016 г. предоставило Горбаню В.А. в аренду сроком до 11.05.2026 года земельный участок с кадастровым номером **** площадью **** кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, расположенный по адресу: ****.
Расчет платы за аренду земли по указанному договору осуществляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, определением кадастровой стоимости земельного участка затрагиваются права и обязанности административного истца Горбаня В.А., являющегося плательщиком арендной платы.
В силу части 1 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области N 263-П от 10.11.2015 года утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области по состоянию на 01 октября 2014 года.
Из кадастровой справки, ответа ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области на запрос суда следует, что земельный участок с
кадастровым номером **** поставлен на государственный кадастровый учет 17.11.2015 года после формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих ГКО, и утверждения результатов ГКО. Его кадастровая стоимость подлежала определению в соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 г. N222, путем умножения площади образуемого земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Приказом N 263-П. Между тем, кадастровая стоимость этого земельного участка была определена на основании пункта 2.1.3 Методических указаний путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка и составила **** рублей, сведения внесены в ГКН 16.12.2015 г. Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области от 29.09.2016 г. N Ф7400/16-105149 допущенная техническая ошибка исправлена, значение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в период с 16.12.2015 года по настоящее время должно составлять **** руб. Датой, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость этого земельного участка является дата его постановки на ГКУ - 17 ноября 2015 года. С даты внесения сведений о вышеуказанной кадастровой стоимости земельного участка по настоящее время характеристики земельного участка, влияющие на определение кадастровой стоимости, не изменялись.
Решение ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области от 29.09.2016 г. N Ф7400/16-105149 никем в установленном законом не оспаривалось, стороны на такие обстоятельства не ссылались. Проверка его законности к предмету рассматриваемого спора не относится.
Согласно п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Таким образом, рассматриваемые требования Горбаня В.А. могут быть удовлетворены по состоянию на 17 ноября 2015 года на период с 01 января 2016 года до даты внесения сведений в государственный кадастр
недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Частью 1 статьи 11 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.
Для целей применения Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства; под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3).
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, Горбань В.А. представил отчет об оценке N 111Р-07.2016 от 18.07.2016 г., составленный оценщиком ООО "Судебная экспертиза и оценка" Г.М.С., которая является членом Саморегулируемой организации оценщиков Ассоциация "Межрегиональный союз оценщиков" (ответственность Г.М.С. застрахована страховым полисом N**** от 09.06.2015 года, выданным ОАО "АльфаСтрахование"; ответственность ООО "Судебная экспертиза и оценка" - полисом N**** от 29.09.2015 года того же страховщика), а также положительное экспертное заключение Саморегулируемой организации оценщиков Ассоциация "Межрегиональный союз оценщиков" N 707/11-16 от 05.08.2016 года, которым подтверждена стоимость объекта оценки, определенная в отчете.
Согласно указанному отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 17 ноября 2015 года составила **** рубля.
Размер рыночной стоимости земельного участка, подтвержденный вышеуказанным отчетом и положительным экспертным заключением, участвующими в деле лицами не оспорен. Претензий к подбору объектов, использованных оценщиком в качестве аналогов, не высказано. О
назначении экспертизы в порядке статьи 77 КАС РФ участвующие в деле лица не ходатайствовали.
Оценивая в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ представленные истцом доказательства рыночной стоимости земельного участка, суд находит их достоверными, отвечающими требованиям, установленным статьей 11 Закона об оценочной деятельности, а также принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности. Судом существенных нарушений требований к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности, определяемых стандартами оценочной деятельности, в том числе федеральными стандартами оценки (ФСО N1 - "Общие понятия оценки. Подходы и требования к проведению оценки", утв. приказом Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N 297; ФСО N 2 "Цель оценки и виды стоимости", утв. приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. N 298; ФСО N 3 "Требования к отчету об оценке", утв. приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 г. N 299; ФСО N 4 "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости", утв. приказом Минэкономразвития РФ от 22 октября 2010 г. N 508; ФСО N 5 "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения", утв. приказом Минэкономразвития РФ от 4 июля 2011 г. N 328; ФСО N 6 "Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков", утв. приказом Минэкономразвития РФ от 7 ноября 2011 г. N 628; ФСО N 7 - "Оценка недвижимости", утв. приказом Минэкономразвития РФ от 25 сентября 2014 г. N611, а также стандартами и правилами оценочной деятельности (статья 20 Закона об оценочной деятельности) не установлено.
Кадастровая стоимость земельного участка существенно (в 3 раза) превышает его рыночную стоимость на ту же дату, в связи с чем требования истца, обратившегося в защиту охраняемых законом интересов и представившего в обоснование своих требований полученные в предусмотренном законом порядке допустимые и относимые доказательства, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Требования Горбаня В.А. удовлетворить.
Пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **** площадью **** кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, расположенного по адресу: ****, установив её равной рыночной стоимости в размере **** (****) рубля по состоянию на 17 ноября 2015 года на период с 01
января 2016 года до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления считать 07 сентября 2016 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.