Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Осининой Н.А.
судей
Овчинниковой Л.Д., Цыганковой В.А.
с участием прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры
Мазиной О.Н.
при секретаре
Васильеве А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 18 апреля 2016 по гражданскому делу N2-1832/2016 по иску природоохранного прокурора Санкт-Петербурга к Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Осининой Н.А., объяснения представителя Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга - Коротковой С.С., поддержавшей доводы жалобы, мнение прокурора Мазиной О.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга об обязании ответчика в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу включить в адресную программу ликвидации несанкционированных свалок территорию, расположенную по адресу: "адрес" с кадастровым номером N ... , также истец просил обязать ответчика в девяностодневный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов на вышеуказанном земельном участке.
В обоснование заявленных требований истец указывал, что согласно акту от 12.05.2015 года, составленному специалистами Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга, организована несанкционированная свалка по адресу: "адрес"): земельный участок ориентировочной площадью 2 га огорожен забором, въезд на территорию отсутствует. За забором расположена площадка с грунтовым покрытием с признаками планирования территории. По периметру площадки выявлены отвалы грунта (с вкраплением строительных отходов (бой бетона, бой кирпича, бой железобетона, отходы от разборки и ремонта зданий) высотой примерно 1 метр. Вдоль забора сброшены бытовые отходы, строительные отходы, деревянные паллеты, потерявшие потребительские свойства. По данному факту в администрации Красносельского района была запрошена информация о проведенных проверках и принятых мерах. Согласно ответу заместителя главы администрации Красносельского района Санкт-Петербурга от 02.07.2015года указанный земельный участок передан по договору аренды земельного участка на инвестиционных условиях ООО "Донк" для строительства торгового комплекса. Вместе с тем, в природоохранную прокуратуру от ООО "Донк" представлена информация о том, что 01.11.2011 года между КУГИ Санкт Петербурга и ООО "Донк" заключен договор аренды земельного участка на инвестиционных условиях, согласно которому КУГИ Санкт-Петербурга обязалось предоставить ООО "Донк" во временное владение и пользование указанный земельный участок. Свою обязанность по передаче земельного участка в надлежащем состоянии КУГИ Санкт-Петербурга не исполнило, связи с чем, по состоянию на 10.08.2015 года акт приема-передачи земельного участка не подписан. При этом, администрация района в соответствии с п.1.1, 2.3.8, 2.3.9,2.4.4. Положения об администрациях района Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 года N 1078, является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, к задачам которого относится, в том числе, участие в реализации мероприятий по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, и ликвидации несанкционированных свалок.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 18 апреля 2016 года суд обязал Администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу включить в адресную программу ликвидации несанкционированных свалок земельный участок по адресу: "адрес" с кадастровым номером N ... ; в девяностодневный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления по адресу: "адрес"), с кадастровым номером N ...
Администрация Красносельского района Санкт-Петербурга в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, полагая решение незаконным и необоснованным.
Исходя из положений статьи 167 ГПК РФ, с учетом того, что представители 3-го лица Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга, Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин отсутствия не представили, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, заслушав мнение участников судебного заседания, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Oб охране окружающей среды", отходы производства, потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со статьей 13 Земельного Кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическим веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
В соответствии со статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Федеральный закон от 30.03.1999года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 2 Закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии со статьей 21 указанного Закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу положений части 1 статьи 51 Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N1078 от 26.08.2008года утверждено Положение об администрациях районов Санкт-Петербурга, на основании п. 1.1. которого администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
В соответствии с пп.2.3.8., 2.3.9, 2.4.4 Положения, задачами администрации являются: осуществление мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения; реализация мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на территории района в соответствии с действующим законодательством; участие в реализации мероприятий по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, ликвидации несанкционированных свалок, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении.
Для реализации данных задач пп. 3.4.68 Положения администрации районов наделены полномочиями по координации деятельности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении.
Согласно пп.3.4.75 Положения администрация уполномочена организовывать в соответствии с утверждаемыми адресными программами уборку и санитарную очистку территорий, за исключением земельных участков, обеспечение уборки и санитарной очистки которых осуществляется гражданами и юридическими лицами либо отнесено к полномочиям органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга
На основании п.6.3 Распоряжения губернатора Санкт-Петербурга N196-р от 15.02.2001года "Об усовершенствовании системы обращения с отходами производства и потребления", на администрации районов возложены обязанности по организации проведения работ по ликвидации несанкционированных свалок.
Актом от 12.05.2015года N001-2015/Аот-112, составленным Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга, установлено, что земельный участок по адресу: "адрес" с кадастровым номером N ... 21ориентировочной площадью 2 га огорожен забором, въезд на территорию отсутствует. За забором расположена площадка с грунтовым покрытием с признаками планирования территории. По периметру площадки выявлены отвалы грунта (с вкраплением строительных отходов (бой бетона, бой кирпича, бой железобетона, отходы от разборки и ремонта зданий) высотой примерно 1 метр. Вдоль забора сброшены бытовые отходы, строительные отходы, деревянные паллеты, потерявшие потребительские свойства (л.д. 5).
Из ответа, направленного Администрацией Красносельского района Санкт-Петербурга природоохранному прокурору от 2.07.2015 года усматривается, что земельный участок по адресу: Санкт "адрес" в соответствии с постановлением правительства Санкт-Петербурга от 4.08.2009года N914 передан по договору аренды участка на инвестиционных условиях ООО "Донк" ( л.д.11).
Согласно объяснениям ООО "Донк", данных природоохранному прокурору, 1.11.2011 года между КУГИ Санкт-Петербурга и ООО "Донк" заключен договор аренды на инвестиционных условиях сроком действия до 9.09.2012 года, в соответствии с которым КУГИ Санкт-Петербурга обязалось предоставить ООО "Донк" временно владение и пользование земельным участком по адресу: "адрес" В связи с тем, что свои обязательства по договору КУГИ Санкт-Петербурга не исполнило, ООО "Донк" обращалось в суд. Мировым соглашением, утвержденным постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Санкт-Петербурга КУГИ Санкт-Петербурга обязалось передать земельный участок ООО "Донк" по акту приема-передачи, который не был подписан сторонами. 12.02.2015 года ООО "Донк" получило от КУГИ Санкт-Петербурга соглашение N1 к договору аренды земельного участка от 1.11.2011 года, однако подписывать данное соглашение отказалось в связи с тем, что на участке не были демонтированы емкости под горючее, организована несанкционированная свалка строительного мусора ( л.д. 12-13).
Решением Арбитражного суда Санкт Петербурга и Ленинградской области от 13.10.2012 года КУГИ Санкт-Петербурга обязано исполнить обязательство по договору от 1.11.2011 года и передать ООО "Донк" земельный участок N 1 площадью 22003 кв.м., и участок N 2 площадью 305 кв.м., расположенные по адресу: "адрес"
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2013 года утверждено мировое соглашение, в соответствии с которым Комитет обязуется передать участок ООО "Донк" по акту приема - передачи в течение 30 дней с момента издания в установленном порядке Постановления Правительства Санкт-Петербурга об изменении инвестиционных условий постановления N914 земельный участок N1 площадью 22003 кв.м., и участок N2 площадью 305 кв.м., расположенные по адресу: "адрес"
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8.08.2013 года оставлено без изменения постановление тринадцатого Арбитражного суда Санкт Петербурга и Ленинградской области от 15.04.2013 года.
В ходе рассмотрения спора судом установлено, что Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2013 года не исполнено, акт приема - передачи земельного участка между ООО "Донк" и Комитетом не подписан.
Разрешая требования прокурора, суд первой инстанции, приняв во внимание указанные обстоятельства, подтверждающие наличие несанкционированной свалки, которая не включена в адресную программу по ликвидации несанкционированных свалок на территории Красносельского района и работы по устранению которой возложены на ответчика и ответчиком не организованы, при том положении, что обстоятельств передачи указанного земельного участка в аренду какому-либо лицу не установлено, пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что поскольку несанкционированная свалка на участке по адресу: "адрес" образовалась в результате деятельности ООО "Фаэтон" и ЗАО "Меткон", именно названные организации должны нести обязанность по ликвидации свалки.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по данному доводу жалобы, поскольку ответчиком в нарушение положений ст.56 ГПК РФ доказательств указанных обстоятельств в материалы дела не представлено. Кроме того, в случае наличия обстоятельств ответственности вышеназванных юридических лиц за организацию указанной свалки, ответчик, организовав работы по ликвидации свалки, не лишен возможности предъявить к ним соответствующие требования о возмещении понесенных расходов.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 18 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.