Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Подгорной Е.П.
судей
Ничковой С.С., Петровой Ю.Ю.
при секретаре
Дарбаковой Н.Н.
рассмотрела в судебном заседании 20 сентября 2016 года гражданское дело N ... по апелляционной жалобе Стригунова на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по иску Стригунова к Жилищному комитету Санкт-Петербурга о признании ответа незаконным, обязании предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Подгорной Е.П., выслушав объяснения истца Стригунова, представителя истца Стригунова - адвоката Балбековой, действующей на основании адвокатского ордера от "дата"., изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Истец Стригунов обратился в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Жилищному комитету Санкт-Петербурга о признании ответа незаконным, обязании предоставить жилое помещение.
В обоснование иска истец указал, что он является офицером запаса, ветераном Великой отечественной войны (далее по тексту - ВОВ) и труда, инвалидом N ... группы, проживает в комнате размером " ... " кв.м в двухкомнатной коммунальной квартире, расположенной по адресу: "адрес", данная комната принадлежит ему на праве собственности согласно договору передачи доли квартиры в собственность граждан от 26 апреля 2011 года. При обращении к ответчику с заявлением о предоставлении ему отдельной квартиры в соответствии Федеральным законом Российской Федерации от 28 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 7214 "Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941 - 1945", письмом от заместителя председателя Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 30 сентября 20015 года N ... ему было отказано в предоставлении отдельной квартиры в виду того, что он не был принят на жилищный учет граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел. Полагая данный отказ незаконным и нарушающим его права, истец просил признать ответ заместителя председателя Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 30 сентября 20015 года N ... незаконным, нарушающим его права, обязать Жилищный комитет Санкт-Петербурга обеспечить его отдельным жилым помещением-квартирой.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" в удовлетворении заявленных исковых требований Стригунову отказано.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
На рассмотрение дела в суд апелляционной ответчик Жилищный комитет Санкт-Петербургу не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом посредством факсимильной связи (л.д. N ... ), ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представил. В связи с изложенным, судебная коллегия на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца и его представителя, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит выводы суда правомерными, а доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению, исходя из следующего.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд исходил из того, что у ответчика не возникла обязанность по предоставлению истцу отдельного жилого помещения как гражданину, уволенному с военной службы, поскольку истец не был принят на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по заявленному основанию до 01 января 2005 года органами местного самоуправления.
Судебная коллегия с данным выводом суда соглашается, поскольку он основан на установленных по делу обстоятельствах и соответствует нормам действующего законодательства.
Из материалов дела следует и установлено в судебном разбирательстве, что Стригунов проживает в коммунальной квартире по адресу: "адрес" в комнате " ... " кв.м, ему установлена N ... группа инвалидности, является ветераном ВОВ (л.д. N ... ). Комната, в которой проживает истец, принадлежит ему на праве собственности в соответствии с договором передачи доли коммунальной квартиры в собственность граждан N ... от 26 апреля 2011 года.
Истец обратился в Администрацию Губернатора Санкт-Петербурга с заявлением об улучшении жилищных условий как гражданина, уволенного с военной службы, которое было перенаправлено в Жилищный комитет Санкт-Петербурга.
Письмом Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 30 сентября 2015 года N ... истцу было отказано в предоставлении жилого помещения в виду отсутствия оснований - отсутствия сведений о принятии на жилищный учет (л.д. N ... ).
В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что он является офицером запаса и ветеранов ВОВ, имеет право на получение отдельной квартиры в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих", Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года N7214 "Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945".
Как пояснил истец в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, он не состоит на учете граждан нуждающихся в предоставлении жилых помещений, как на общих основаниях, так и по льготным основаниям.
Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд пришел к выводу о том, что в ходе судебного разбирательства не установлены основания для оказания истцу содействия в улучшении жилищных условий, поскольку Стригунов не был принят в Санкт-Петербурге на жилищный учет граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел в срок до 01 января 2005 года, таким образом, истцом не соблюден порядок обращения о предоставлении ему отдельного жилого помещения, в связи с чем отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанным выводом, поскольку судом первой инстанции правильно определен характер спорных правоотношений, с достаточной полнотой исследованы обстоятельства дела, имеющие значение для правильного его разрешения. Выводы суда, положенные в основу обжалуемого решения, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, содержат исчерпывающие суждения, вытекающие из установленных фактов.
Согласно ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 28 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 14 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" обеспечение жилыми помещениями лиц. имеющих право на социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах" осуществляется в отношении вставших на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года.
Согласно Федерального закона Российской Федерации от 28 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до - 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Порядок принятия на учет военнослужащих, подлежащих увольнению и граждан, уволенных с военной службы определен постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства".
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", на органы исполнительной власти Санкт-Петербурга возложены функции и переданы полномочия по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, вставших на жилищный учет до 01 января 2005 года в избранном постоянном месте жительства.
Федеральным законом Российской Федерации от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определено, что Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации 06 сентября 1998 года N 1054, с 01 января 2005 года не применяются в части выполнения органами местного самоуправления и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязанности по принятию граждан, увольняемых с военной службы, на жилищный учет в избранном постоянном месте жительства.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации м Законом Санкт-Петербурга от 19.07.2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" и Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 1078 от 26.08.2008 года вопросы принятия на жилищный учет, учета жилищных льгот граждан относятся к компетенции районных администраций Санкт-Петербурга.
Как пояснил в суде апелляционной инстанции истец и его представитель, Стригунов не обращался с заявлением в районную администрацию с вопросом о постановке на учет нуждающихся до обращения в Жилищный Комитет с требованиями о предоставлении ему жилого помещения.
С учетом указанных правовых норм и установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что истец не состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении по любому основанию, в том числе как гражданин, уволенный с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, и не был поставлен на указанный учет в срок до 01 января 2005 года, что не оспаривалось истцом в ходе судебного разбирательства, суд пришел к обоснованному и правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
При этом суд правильно обратил внимание на то, что Жилищным комитетом истцу в своем ответе разъяснялось, что по вопросу принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ему необходимо обратиться в жилищный отдел администрации района по месту регистрации - администрацию Центрального района, а в случае отказа, не лишен права оспаривать отказ районной администрации в установленном законом порядке в суд.
При таких данных, установив, что ответ Жилищного комитета от 30 сентября 2015 года N ... истцу составлен ответчиком в соответствии с нормами действующего законодательства, не нарушает прав истца, а напротив разъясняет Стригунову его жилищные права и порядок подачи истцом заявления о принятии его на жилищный учет в администрацию Центрального района Санкт-Петербурга, суд пришел к правильному выводу о необоснованности доводов истца, положенных в основу заявленных требований, о незаконности указанного ответа.
Учитывая тот факт, что Стригунов не был принят на жилищный учет органами местного самоуправления субъекта Российской Федерации в установленном порядке до 01 января 2005 года, в настоящее время на указанном учете по какому-либо основанию в администрации Центрального района Санкт-Петербурга не состоит, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в части обязания Жилищного комитета Санкт-Петербурга предоставить истцу отдельное жилое помещение.
Фактически доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене постановленного судом решения, поскольку не имеют правового значения с учетом установления в ходе судебного разбирательства факта того, что истец не состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении по любому основанию, в том числе как гражданин, уволенный с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, и не был поставлен на указанный учет в срок до 01 января 2005 года.
Наряду с этим, доводы апелляционной жалобы истца о том, что он не знал о необходимости постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, - на правильность выводов суда об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований не влияют.
При этом судебная коллегия принимает во внимание, что и ответчиком, и судом истцу разъяснен порядок обращения с заявлением и постановки на учет граждан, обладающих льготой и нуждающихся в жилом помещении, а также порядок обжалования отказа в принятии на такой учет, что также не свидетельствует о нарушении прав истца.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, аналогичны заявленным в суде первой инстанции, проверялись судом, получили правильную оценку в решении в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу Стригунова - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.