Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Павловой О. А.
судей
Стаховой Т. М., Бутковой Н. А.
при секретаре
с участием прокурора
Задирако Ю. О.
Мазиной О. Н.
рассмотрела в судебном заседании административное дело N2а-5922/2016 по апелляционной жалобе Ерофеева А. В. на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 23 августа 2016 года, принятое по административному иску Ерофеева А. В. к избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Автово о признании незаконным и отмене решения о регистрации кандидата в депутаты.
Заслушав доклад судьи Павловой О. А., объяснения представителя административного истца Ерофеева А. В. - Русиновича С. А., представителя административного ответчика избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Автово Рулева И. В., представителя заинтересованного лица Дорофеева Д. А. - С. А. Москалевой, заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ерофеев А. В. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии муниципального образования муниципального округа Автово от 29 июля 2016 года N94.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является зарегистрированным кандидатом в депутаты муниципального совета муниципальный округ Автово пятого созыва; по тому же избирательному округу, что и он, зарегистрирован кандидатом в депутаты в тот же орган местного самоуправления Дорофеев Д. А., однако решение о его регистрации незаконно, ввиду представления им в избирательную комиссию муниципального образования муниципальный округ Автово не всех документов, необходимых в соответствии с законом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований закона, а также поскольку не были соблюдены требования к выдвижению кандидата Дорофеева Д. А., предусмотренные законом.
Уточнив в ходе судебного разбирательства основания заявленных требований, административный истец указал на конкретные нарушения, допущенные при регистрации Дорофеева Д. А. кандидатом в депутаты.
Так, Ерофеев А. В. указал на отсутствие решения уполномоченного органа избирательного объединения о выдвижении кандидата по соответствующему избирательному округу, ссылаясь на представление кандидатом в избирательную комиссию вместо решения Местного политического совета партии, предусмотренного пунктом 14.7.4.1 Устава Партии " П1", выписки из протокола заседания Местного политического совета; на отсутствие документа, подтверждающего согласование с соответствующим органом политической партии кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, поскольку во исполнение соответствующих требований закона представлено решение Президиума Регионального политического совета партии от 07 июля 2016 года о согласовании кандидатур без указания их фамилий, имён и отчеств; на непредставление нотариально удостоверенной копии документа о государственной регистрации избирательного объединения - местного отделения Всероссийской политической партии " П1" и решения о его создании; на несоблюдение требования к выдвижению кандидата, а именно на неизвещение местным отделением партии избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Автово в установленный в законе срок о проведении мероприятия, связанного с выдвижением кандидатов в депутаты.
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 23 августа 2016 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на те же доводы, что и в обоснование административного иска.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель административного ответчика в судебном заседании полагал доводы апелляционной жалобы обоснованными, решение суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного иска.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании полагала решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу просила оставить без удовлетворения.
Административный истец, заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, извещались о дне, времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем, руководствуясь частью 3 статьи 243, частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что секретарь Местного отделения Всероссийской политической партии " П1" муниципального образования муниципальный округ Автово 20 июля 2016 года, а Дорофеев Д. А. 21 и 22 июля 2016 года представили в избирательную комиссию муниципального образования муниципальный округ Автово документы для регистрации данного лица кандидатом в депутаты (л.д. " ... ").
Решением избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Автово от 29 июля 2016 года N94 Дорофеев Д. А., выдвинутый вышеуказанным избирательным объединением, зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Автово пятого созыва по многомандатному избирательному округу N " ... " (л.д. " ... ").
Административный истец Ерофеев А. В. зарегистрирован кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу решением избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Автово от 29 июля 2016 года N112 (л.д. " ... ").
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
Регистрация кандидата в депутаты представительных органов муниципальных образований при их выдвижении политической партией (её структурным подразделением) осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 статьи 38 данного Федерального закона (пункт 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Порядок выдвижения кандидатов избирательными объединениями регулируется статьей 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Пунктом 14.5 данной статьи предусмотрено, что при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, кандидаты, в частности, представляют в окружные избирательные комиссии нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании (подпункт "а"), решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях, соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу (подпункт "в"); документ, подтверждающий согласование соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения (подпункт "г").
Согласно пунктам 13.9.10.14, 14.7.14 Устава Всероссийской политической партии " П1" Местный политический совет в соответствии с законодательством Российской Федерации выдвигает тайным голосованием по согласованию с Региональным политическим советом либо с Президиумом Регионального политического совета в случае даче Региональным политическим советом соответствующего поручения, кандидатов в депутаты и на иные должности в органах местного самоуправления.
Из материалов дела усматривается, что во исполнение требований подпункта "в" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Дорофеев Д. А. представил в избирательную комиссию выписку из протокола заседания Местного политического совета Местного отделения Всероссийской политической партии " П1" муниципального образования муниципальный округ Автово от 14 июля 2016 года о выдвижении его кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово по многомандатному избирательному округу N " ... ", заверенную секретарём Местного отделения Всероссийской политической партии " П1" муниципального образования муниципальный округ Автово (л.д. " ... ").
Судом установлено, что названная выписка содержит необходимые сведения, позволяющие сделать вывод о принятии уполномоченном органом в правомочном составе решения о выдвижении Дорофеева Д. А. кандидатом в депутаты.
Соответственно, учитывая прямое указание в пункте 9 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" на оформление такого решения протоколом или иным документом, у судебной коллегии отсутствуют основания для несогласия с выводом суда о том, что Дорофеевым Д. А. выполнено требование закона о представлении в избирательную комиссию решения структурного подразделения политической партии о выдвижении его кандидатом в депутаты.
Судом установлено и не оспаривалось в ходе судебного разбирательства лицами, участвующими в деле, что избирательным объединением - местным отделением Всероссийской политической партии " П1" муниципального образования муниципальный округ Автово выдвинуто несколько кандидатов по многомандатному избирательному округу N " ... ", в связи с чем, документы, указанные в подпунктах "а" и "г" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" представлены в избирательную комиссию уполномоченным представителем избирательного объединения - секретарём местного отделения Всероссийской политической партии " П1" муниципального образования муниципальный округ Автово ФИО2
Так, в избирательную комиссию во исполнение подпункта "а" данной статьи представлена копия решения Регионального политсовета Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии " П1" от 04 апреля 2003 года о создании в соответствии с пунктом 10.2 Устава Всероссийской политической партии " П2" 111 местных отделений в составе Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии " П2 в границах территории соответствующих муниципальных образований Санкт-Петербурга согласно приложению, а также выписка из соответствующего приложения, содержащая сведения о создании местного отделения Всероссийской политической партии П2 муниципального образования муниципальный округ Автово (л.д. " ... ").
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" государственной регистрации подлежат политическая партия и ее региональные отделения.
Регистрация иных структурных подразделений политической партии законом не предусмотрена.
Поскольку Дорофеев Д. А. выдвинут кандидатом в депутаты местным отделением политической партии, являющимся структурным подразделением Всероссийской политической партии " П1", которое не подлежит государственной регистрации, вывод суда об отсутствии необходимости в представлении нотариально удостоверенной копии документа о государственной регистрации данного избирательного объединения является верным, равно как и верным является вывод об исполнении требования о представлении решения о создании данного избирательного объединения, учитывая, что переименование партии с "Всероссийская политическая партия " П2" (как указано в представленном решении) на "Всероссийская политическая партия " П1" не влечёт такие правовые последствия как недействительность ранее принятых её решений.
В качестве документов, подтверждающего согласование кандидатуры Дорофеева Д. А., в избирательную комиссию представлены копии решения Регионального политического совета Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии " П1" от 08 февраля 2016 года о поручении Президиуму данного регионального отделения политической партии согласования кандидатур, представленных местными политическими советами, для выдвижения ими кандидатов в депутаты муниципальных советов муниципальных образований Санкт-Петербурга на выборах в 2016 году, решения Президиума Регионального политического совета Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии " П1" от 07 июля 2016 года, которым согласованы представленные Местным политическим советом местного отделения Всероссийской политической партии " П1" муниципального образования муниципальный округ Автово кандидатуры для выдвижения местным политическим советом кандидатами в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово по многомандатным округам согласно приложению, а также копия соответствующего приложения содержащего персональные данные согласованных кандидатур, в том числе, Дорофеева Д. А. (л.д. " ... ").
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об опровержении вышеуказанными представленными суду доказательствами доводов административного истца о том, что оспариваемое решение избирательной комиссии принято в отсутствие решения о согласовании кандидатуры Дорофеева Д. А. с соответствующим компетентным органом политической партии.
При этом судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что в представленном решении о согласовании не поименованы согласованные кандидатуры, поскольку сведения о них содержаться в приложении к решению, являющемся его составной частью.
Судебная коллегия находит также правильным и вывод суда об отсутствии оснований для отмены оспариваемого решения ввиду непредставления лично Дорофеевым Д. А. документа о согласовании его кандидатуры с соответствующим органом политической партии, поскольку в рассматриваемом случае все кандидатуры, выдвинутые избирательным объединением, согласованы единым решением, которое представлено в избирательную комиссию представителем избирательного объединения 20 июля 2016 года (л.д. " ... "), и, соответственно, имелось в избирательной комиссии как на день подачи документов Дорофеевым Д. А., так и на день принятия оспариваемого решения о его регистрации в качестве кандидата.
В тоже время судебная коллегия соглашается с доводом апелляционной жалобы о неверности вывода суда о соблюдении избирательным объединением установленного подпунктом "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" срока извещения избирательной комиссии о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов в депутаты.
Так, судом установлено, что извещение о проведении 14 июля 2016 года заседания по вопросу выдвижения кандидатов в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования муниципальный округ Автово произведено 13 июля 2016 года (л.д. " ... "), в то время как вышеуказанным подпунктом установлена обязанность по такому извещению в срок не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия.
При исчислении данного срока по правилу пункта 2 статьи 111, согласно которому если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в данном Федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события, днём, в который надлежало известить избирательную комиссию является 12 июля 2016 года.
Вместе с тем, требование о заблаговременном, не позднее, чем за один день до дня проведения мероприятия, извещении, исходя их подпункта "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", направлено на обеспечение возможности присутствия представителя избирательной комиссии на таком мероприятии.
В рассматриваемом случае такая цель достигнута, поскольку 14 июля 2016 года на заседании Местного политического совета Местного отделения Всероссийской политической партии " П1" муниципального образования муниципальный округ Автово, на котором принято решение о выдвижении Дорофеева Д. А. кандидатом в депутаты, присутствовала председатель избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Автово ФИО3 (л.д. " ... "), а, следовательно, не имеется оснований для вывода о несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".
На какие-либо иные нарушения, допущенные при принятии оспариваемого решения избирательной комиссией, податель жалобы не ссылался. Такие нарушения не установлены и судом.
При таких обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении заявленных Ерофеевым А. В. требований является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для изменения или отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 23 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.