Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе
председательствующего Петровской О.В.
судей Редозубовой Т.Л.
Лузянина В.Н.
при секретаре Маршихиной И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фролова Е.С. к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области (межрайонное) об обязании произвести перерасчет,
по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 31.03.2016.
Заслушав доклад судьи Лузянина В.Н., объяснения представителя ответчика - Блиновой О.А. (доверенность от ( / / ) сроком действия N
установила:
Фролов Е.С. обратился в суд с указанным иском в обоснование которого указывал, что с ( / / ) получал пенсию по старости на основании п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При назначении пенсии страховой стаж Фролова Е.В. был определен N, в том числе период N по призыву исчислен в двойном размере для расчета страхового стажа.
С ( / / ) размер пенсии в связи с произведенным ответчиком перерасчетом был уменьшен, по причине ошибочного расчета льготного стажа.
В связи с чем, просил обязать ответчика произвести перерасчет пенсии, включить в страховой стаж период N а также период службы в армии по призыву с ( / / ) по ( / / ) из расчета один день военной службы за два дня работы в качестве стажа работы, дающего право на назначение пенсии в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пениях в Российской Федерации".
Решением Первоуральского городского суда Свердловской области от 31.03.2016 исковые требования Фролова Е.С. удовлетворены частично. Судом постановлено:обязать ответчика включить в льготный стаж работы, дающий право на назначение пенсии в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" период прохождения службы в Вооруженных силах СССР с 27.04.1979 по 08.06.1982 из расчета один день военной службы за один день работы; произвести с учетом льготного стажа перерасчет пенсии за весь период с момента изменения размера пенсии. Исковые требования в части включения в страховой стаж периодов трудовой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя оставить без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда представителем ответчика подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление в части удовлетворенных требований, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований об исчислении периода службы в Вооруженных силах СССР в льготном размере и обязании произвести перерасчет отказать.
В обоснование жалобы указывает на то, что для назначения досрочной пенсии по Списку N1 необходимо наличие 3 условий: возраст 50 лет, стаж на соответствующих видах работ не менее 10 лет N страховой стаж не менее 20 лет N
С 01.01.2010 в законодательстве появилась возможность исчисления стажа как страхового, так и стажа льготного по ранее действующему законодательству.
Период службы в армии не может быть включен одновременно в страховой стаж в двойном размере и в льготный стаж по Списку N 1 (по Закону от 1956 г.).
При наличии данных истца N право возникало в N год с ( / / ) (а не с ( / / )). Поэтому произошла переплата пенсии за N год, которая с Фролова Е.С. не взыскивалась. Истцу дважды перерасчитывалась пенсия.
В соответствии с положениями п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" конвертация пенсионных прав произведена исходя из льготного стажа N (без учета периода службы в армии), при наличии общего трудового стажа N (с учетом периода N в двойном размере), размер пенсии составил N
Законных оснований для перерасчета трудовой пенсии по старости Фролову Е.С. в настоящее время не имеется.
В своем решение суд первой инстанции не увязывает льготный стаж со страховым, и описывает только льготный стаж, фактически период службы в армии засчитан в стаж в тройном размере (в двойном размере в страховой стаж и в одинарном размере льготный стаж), что является недопустимым.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, предоставив заверенную копию пенсионного дела.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец, его представитель, представитель третьего лица без самостоятельных требований Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 30 по Свердловской области не явились, о слушании дела извещены исх. от 12.09.2016 N 33-15253/2016) в том числе посредством размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на сайте Свердловского областного суда.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, указанные лица извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, не представили доказательств уважительности причины неявки, для проверки доводов апелляционной жалобы их обязательное участие не требуется, поскольку требуется только оценка правильности применения норм права, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, их отсутствие не препятствует рассмотрению дела, судебная коллегия определилао рассмотрении дела при данной явке.
Определением судебной коллегии от 08.09.2016 произведена замена ответчика на правопреемника - Государственное учреждение Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области (межрайонное).
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации гарантировано каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
На момент назначения, выплаты и правила перерасчета трудовых пенсий регламентировались Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Подпункт 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливает условия досрочного назначения пенсии лицам, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
В соответствии подп. 1 п. 1 ст. 11 данного Федерального закона, в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", редакция ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ изменена.
Согласно п. 2 ст. 30 в редакции вышеуказанного Закона, расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 6 настоящей статьи.
Кроме того, Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ в качестве дополнительной гарантии застрахованных лиц, Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" дополнен ст. 30.1, предусматривающей валоризацию (повышение) величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона. Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01.01.1991, определенного в соответствии с п.п. 2 и 3 настоящей статьи. В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона.
Таким образом, Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ, установилиные условия пенсионного обеспечения. В качестве специальных гарантий данным законом предусмотрен дифференцированный подход при расчете пенсии, с предоставлением право выбора наиболее выгодного варианта застрахованному лицу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ( / / ) Фролову Е.С. была назначена пенсия по старости на основании абз. 1 п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при этом страховой стаж ответчика был определен N, в том числе N исчислен в двойном размере.
Распоряжением ответчика от ( / / ) б/н размер пенсии Фролову Е.С. был пересчитан и уменьшен. Основанием к уменьшению, как следует из ответа ответчика от ( / / ) N, явилась ошибка при расчете льготного стажа и невозможности по закону N 400-ФЗ от 28.12.2013 включить период службы N в двойном размере в связи с чем, общий трудовой стаж на ( / / ) был определен истцу N в связи с чем оснований для конвертации и стажа на соответствующих видах работ не имелось.
После обращения истца с иском в суд, ответчиком ( / / ) вновь произведен перерасчет пенсии, размер которой составил N
Разрешая спор в обжалуемой части, суд руководствуясь: Законом СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", Законом СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Законом Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590, п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590 пришел к выводу о том, что период N по призыву с N подлежит включению в льготный стаж работы Фролова Е.С. в двойном размере N
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на законе и соответствуют установленным по делу обстоятельствам, оснований для переоценки которых судебная коллегия не усматривает.
Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях" (далее по тексту - Закон СССР от 14.07.1956), Законом СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Законом Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
В период действия Закона СССР от 14.07.1956, п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590, было определено, что в общий стаж работы засчитывались кроме прочего обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (подпункт "з"); служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции (подпункт "к").
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в подпункте "к", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Статьей 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", определено, что при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона, следующие периоды работы (службы) исчисляются в льготном порядке: военная служба по призыву - в двойном размере, (абзац введен Федеральным законом от 27.01.95 N 10-ФЗ).
Исходя из правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.03.2013 N 421-О, Порядок исчисления выслуги лет лицам, проходившим военную службу либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации установлен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941, порядок же исчисления стажа (общего трудового и страхового) для назначения трудовых пенсий - в Федеральном законе от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом п. 4 ст. 30 названного Федерального закона предусмотрено включение в общий трудовой стаж периодов военной службы по призыву в двойном размере, что согласуется с положением п. 3 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
При таких обстоятельствах решение суда об исчислении периода службы в Вооруженных Силах СССР по призыву с ( / / ) по ( / / ) льготном исчислении (в двойном размере), и перерасчете пенсии назначенной Фролову Е.С. по п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" является законным. Фактически суд восстановил нарушенные права истца до произведенного ответчиком ( / / ) перерасчета пенсии. При этом как следует из искового заявления, вопрос о назначении досрочно трудовой пенсии по старости п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" на разрешение суда не ставился, кроме того пенсия по указанному основанию уже назначена истцу.
Вопрос о соотношении льготного исчисления периода службы со страховым стажем, и решением ответчика от ( / / ) N как верно указано автором жалобы, судом первой инстанции не разрешался. Таким образом, тройного исчисления спорного периода не допущено.
В остальной части решение суда сторонами не оспаривается и не проверяется судебной коллегией.
С учетом изложенного, доводы жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции по правилам ст. ст. 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, необоснованность их отражена в постановленном судом решении с изложением соответствующих мотивов, доводы жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, в связи с чем не могут служить поводом к отмене судебного решения.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 31.03.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Петровская О.В.
Судьи: Редозубова Т.Л.
Лузянин В.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.