Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Колесниковой О.Г.,
судей Ивановой Т.С., Федина К.А.,
при секретаре Цыпиной Е.В.
в помещении суда с использованием системы аудиозаписи хода судебного заседания рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Репина ( / / )9 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижним Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о возложении обязанности назначить государственную пенсию по инвалидности и страховую пенсию по старости,
по апелляционной жалобе истца
на решение Ленинского районного суда г.Нижний Тагил Свердловской области от 28.04.2016.
Заслушав доклад судьи Ивановой Т.С., объяснения представителя истца Злодеевой ( / / )10., объяснения представителя ответчика Толстоноженко ( / / )11 судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением Ленинского районного суда г.Нижний Тагил Свердловской области от 28.04.2016 истцу отказано в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области об отмене решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости и возложении обязанности по назначению государственной пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости с ( / / ).
С таким решением не согласился истец, принес на него апелляционную жалобу, в которой указал, что не согласен с решением суда в связи с неправильным применением норм материального права: ст. 28.1., п. 2 ч. 1 ст. 29, п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которым, гражданам, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 13 названного Закона (принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы) пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на ... лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.
В апелляционной жалобе истца и в дополнениях к апелляционной жалобе, представленных представителем истца в заседание суда апелляционной инстанции 05.10.2016 также указывается на неправильное применение судом первой инстанции положений ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которой в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Также указывается на неправильное применение судом первой инстанции пп. 1 п. 3 ст. 3 и п. 3 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в силу которых право на одновременное получение двух пенсий предоставляется, в том числе, гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная пп. 1 п. 2 (с применением п. 3 и п. 5) ст. 15 названного Федерального закона, и страховая пенсия по старости. Пенсия по инвалидности назначается гражданам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 10 названного Федерального закона, в случае признания гражданина инвалидом I, II и III группы, независимо от продолжительности трудового стажа. Вместо пенсии по инвалидности указанные граждане могут получать пенсию по старости, предусмотренную пп. 1 или пп. 2 п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В заседание суда апелляционной инстанции явились:
- представитель истца Злодеева ( / / )12., поддержавшая доводы и требования апелляционной жалобы истца и дополнений к апелляционной жалобе;
- представитель ответчика Толстоноженко ( / / )13., возражавшая относительно доводов и требований апелляционной жалобы истца, полагавшая решение суда законным и обоснованным, указывая, что истцом допускается ошибочное толкование вышеуказанных нормативных положений, исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации при разрешении аналогичных споров (Определение от ( / / ) N).
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле (судебные извещения, размещение информации о месте и времени рассмотрения дела на официальном сайте Свердловского областного суда - www.ekboblsud.ru), руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определилао рассмотрении дела при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в ее пределах (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда, ввиду следующего.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сделан обоснованный вывод об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований с учетом ст. 28.1., п. 2 ч. 1 ст. 29, п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пп. 1 п. 3 ст. 3 и п. 3 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Фактические обстоятельства рассматриваемого гражданского дела судом первой инстанции установлены полно и верно, на основе совокупности представленных в материалы дела доказательств.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что истец в ... году был призван на срочную военную службу, с ( / / ) по ( / / ) выполнял служебные обязанности по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Истцу установлена инвалидность ... группы бессрочно, причина инвалидности - заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанное с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
( / / ) истец ( ( / / ) года рождения), являясь получателем государственной пенсии по инвалидности вследствие военной травмы в соответствии пп. 3 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", обратился к ответчику с заявлением о назначении ему по достижении возраста 50 лет второй страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", как инвалид вследствие Чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих в соответствии с нормами п. 2 ст. 29 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением ответчика от ( / / ) N истцу отказано в назначении трудовой пенсии по старости, поскольку, по мнению ответчика, отсутствовали правовые основания для назначения второй пенсии - страховой пенсии по старости, предусмотренной пп. 3 п. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях": истец не достиг возраста 55 лет и его страховой стаж составляет менее 25 лет.
Не согласившись с указанным решением, ( / / ) истец обратился в суд.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы истца относительно неправильного применения судом первой инстанции норм материального права, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со ст. 29 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 18.07.2006 N 112-ФЗ) гражданам, указанным в п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 13 названного Закона, гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления названного Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно п. 2 ст. 29 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
Подпунктом 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона о государственном пенсионном обеспечении предусмотрено, что право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная пп. 1 п. 2 (с применением п. 3 и п. 5 ст. 15 названного Федерального закона), и трудовая пенсия по старости.
В силу ст. 28.1. Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в порядке, предусмотренном ст. ст. 30-37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В частности, ст. 7 названного Федерального закона предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при этом трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
На основании п. 2 ст. 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с названным Федеральным законом.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста, предусмотренного ст. 7 настоящего Федерального закона (мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет), инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Из содержания приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что в рассматриваемом случае назначение трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет, имеет страховой стаж 25 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по правилам ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку оспариваемым решением ответчика от ( / / ) N истцу отказано в назначении трудовой пенсии по старости, т.к. отсутствовали правовые основания для назначения второй пенсии - страховой пенсии по старости, предусмотренной пп. 3 п. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях": истец не достиг возраста 55 лет и его страховой стаж составляет менее 25 лет.
Решение суда мотивировано, отвечает требованиям ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда, изложенные в вынесенном решении, подтверждаются материалами дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Нижний Тагил Свердловской области от 28.04.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий: Колесникова О.Г.
Судьи: Иванова Т.С.
Федин К.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.