Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Ковелина Д.Е., судей Волошковой И.А., Морозовой С.Б. при секретаре Поповой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению образования Администрации города Нижний Тагил, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа N 41 об установлении технических средств системы видеонаблюдения, обеспечении финансирования
по апелляционной жалобе ответчика Управления образования Администрации города Нижний Тагил на решение Дзержинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 10.05.2016.
Заслушав доклад судьи Волошковой И.А., объяснения представителя ответчика Калининой И.П., действующей в интересах Управления образования Администрации города Нижний Тагил, поддержавшей доводы жалобы, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах прокуратуры Свердловской области Волковой М.Н., возражавшей относительно доводов жалобы и согласной с решением суда, судебная коллегия
установила:
решением Дзержинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 10.05.2016 удовлетворен иск прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению образования Администрации города Нижний Тагил, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа N 41. На Управление образования Администрации города Нижний Тагил возложена обязанность обеспечить финансирование установки техническими средствами системы видеонаблюдения в здании муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N, расположенной по адресу: ... , в срок до 01.07.2017. На Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 41 возложена обязанность установить технические средства системы видеонаблюдения, обеспечивающие просмотр периметра здания образовательного учреждения, в здании образовательного учреждения, расположенного по адресу: ... , в срок до 01.09.2017.
В апелляционной жалобе ответчик Управление образования Администрации города Нижний Тагил просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать прокурору в удовлетворении иска. По мнению апеллянта, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права. Считает, что надлежащим ответчиком по иску является Администрация города Нижний Тагил.
В поступивших возражениях на жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился ответчик муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 41. Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы назначено на 06.10.2016 определением от 25.08.2016. Извещения о дате, времени и месте рассмотрения дела направлены лицам, участвующим в деле, заблаговременно 25.08.2016. Кроме того, о дате, времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Свердловского областного суда (www.ekboblsud.ru раздел "Назначение дел к слушанию и результаты рассмотрения").
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и принимая во внимание, что ответчик муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 41 извещен надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, уважительных причин неявки в суд не представил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, судебная коллегия определилао рассмотрении дела при данной явке.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебного решения в обжалуемой части, в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Дзержинского района города Нижний Тагил в порядке надзорной деятельности проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму, в ходе которой установлено, что здание муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 41 не оснащено техническими средствами системы видеонаблюдения, обеспечивающих просмотр периметра здания образовательного учреждения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" основополагающими принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет мер предупреждения терроризма.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно п. "д" ст. 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.1999 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии обязательных для исполнения предписаний закона об установлении систем видеонаблюдения в образовательном учреждении и о том, что положения указанных нормативных правовых документов носят рекомендательный характер, не основаны на нормах материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 42 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
Вместе с тем, в целях унификации действующего законодательства положения ч. 2 ст. 42 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" устанавливают необходимость применения понятия "свод правил", принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно применил положения п. 6.48 свода правил "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП N (утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N N", предписывающего для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Как видно из приведенных выше норм они содержат императивные предписания в отношении образовательных учреждений.
Кроме того, при рассмотрении вопроса о необходимости соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности и пожарной безопасности применяется системное толкование нормативных правовых актов Российской Федерации, которые нашли свое отражение в обжалуемом решении суда.
Вопреки доводам апелляционной жалобы Управления образования Администрации города Нижний Тагил, суд первой инстанции правомерно возложил на указанного ответчика обязанность по обеспечению финансирования мероприятий по оборудованию здания указанного образовательного учреждения системой видеонаблюдения, поскольку действующим законодательством решение данных вопросов отнесено к компетенции поименованного органа.
В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Собственником имущества муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 41 является муниципальное образование "город Нижний Тагил". Полномочиями учредителя от имени муниципального образования "город Нижний Тагил" обладает ответчик Управление образования Администрации города Нижний Тагил. Мероприятия по установке систем камер видеонаблюдения на объектах образования заложены в программные мероприятия муниципальной программы "Развитие системы образования в городе Нижний Тагил до 2020".
На основании Положения "Об управлении образования Администрации города Нижний Тагил", утвержденного Решением Нижнетагильской городской Думы от 28.01.2016 N 2, Управление образования Администрации города Нижний Тагил является уполномоченным отраслевым органом Администрации города Нижний Тагил в сфере образования. Управление образования наделено правами юридического лица. Управление образования является главным распорядителем бюджетных средств для организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования. Согласно статье 4 указанного Положения в функции, осуществляемым управлением образования в соответствии с возложенными на него полномочиями, входит, в том числе, подготовка и внесение на рассмотрение Главы города предложений по установлению нормативов финансирования образования за счет местного бюджета, формированию бюджета отрасли "Образование"; организация деятельности в сфере закупок для муниципальных нужд и нужд организаций, в том числе: согласование заявок закупок по отрасли "Образование", в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями внебюджетными источниками финансирования; функции заказчика закупок для муниципальных нужд, в том числе заключение договоров (контрактов), контроль исполнения; подготовка соглашений о проведении совместных закупок организациями, анализ их целесообразности неэффективности; принятие мер в пределах своей компетенции по организации безопасного функционирования организаций в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, государственного пожарного надзора, инспекции по охране труда и технике безопасности; организация работы по проведению мероприятий, предотвращающих чрезвычайные ситуации (антитеррористических, противопожарных и других).
Исходя из вышеперечисленных положений нормативных правовых документов, возложение обязанности по обеспечению финансирования мероприятий, связанных с установкой видеонаблюдения на территории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 41, не противоречит закону и соответствует содержанию компетенции названного отраслевого органа Администрации города Нижний Тагил - Управления образования Администрации города Нижний Тагил.
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009, предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания малолетних в дошкольных образовательных организациях и работников этих дошкольных образовательных организаций.
Руководствуясь вышеуказанными нормами права, нормативными документами, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, оценив представленные прокурором доказательства по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи, а также приняв во внимание, что в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела был установлен факт отсутствия технических средств системы видеонаблюдения, обеспечивающих просмотр периметра здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 41, собственником имущества которого является муниципальное образование "город Нижний Тагил", а учредителем от имени муниципального образования "город Нижний Тагил" выступает Управление образования Администрации города Нижнего Тагила, суд обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора.
Несостоятельными являются доводы жалобы о том, что Управление образования Администрации города Нижний Тагил является ненадлежащим ответчиком по настоящему иску. Вывод суда первой инстанции относительно того, что Управление образования Администрации город Нижний Тагил является надлежащим ответчиком по заявленному прокурором иску подробно мотивирован, соответствует закону и фактическим обстоятельствам дела, основан на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суд дал надлежащую правовую оценку.
Нарушения или неправильное применение норм материального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению дела, в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущены, постановленное по делу решение следует признать законным и обоснованным, а доводы, приведенные в апелляционной жалобе, - несостоятельными.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Дзержинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 10.05.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Управления образования Администрации города Нижний Тагил - без удовлетворения.
Председательствующий Д.Е. Ковелин
Судьи И.А. Волошкова
С.Б. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.