Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Колесниковой О.Г.,
судей Ивановой Т.С., Федина К.А.,
при секретаре Безумовой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Бочаровой В.Г. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Екатеринбурга о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, признании права на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением работы в летном составе гражданской авиации,
по апелляционной жалобе истца на решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 05.05.2016.
Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г., объяснения истца Бочаровой В.Г., поддержавшей апелляционную жалобу, объяснения представителя ответчика Коневой Н.П. (доверенность N от ( / / ) сроком на ( / / )), возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы истца, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бочарова В.Г. обратилась в суд с указанным иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Екатеринбурга (далее по тексту Управление).
В обоснование исковых требований указала, что ( / / ) обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ) в связи с работой более 15 лет в летном составе гражданской авиации. Решением N от ( / / ) ответчик отказал в назначении пенсии ввиду отсутствия необходимой продолжительности специального стажа. Необоснованно, как полагает истец, не приняты к зачету в специальный стаж следующие периоды работы:
- с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ) - в качестве бортпроводника ОАО Авиакомпания "Сибирь";
- с ( / / ) по ( / / ) - в качестве старшего бортпроводника ОАО Авиакомпания "Сибирь";
- с ( / / ) по ( / / ) - в качестве бортпроводника ОАО Авиакомпания "Уральские авиалинии;
- с ( / / ) по ( / / ) - в качестве бортпроводника ОАО Авиакомпания "Трансаэро";
- с ( / / ) по ( / / ) - в качестве старшего бортпроводника ОАО Авиакомпания "Трансаэро";
- с ( / / ) по настоящее время - в качестве инструктора-проводника бортового ОАО Авиакомпания "Трансаэро".
За указанные периоды работы время налета часов в качестве члена экипажа воздушного судна составило ... что в соответствии с правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, соответствует продолжительности специального трудового стажа ...
На основании изложенного, истец просила признать решение Управления N от ( / / ) об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным, обязать ответчика зачесть указанные спорные периоды трудовой деятельности в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости, назначить ей досрочную пенсию в связи с работой в летном составе гражданской авиации с даты обращения за назначением пенсии, т.е. с ( / / ).
Определением суда от ( / / ) к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Федеральное агентство воздушного транспорта Российской Федерации (Росавиация).
Представитель ответчика Конева Н.П. возражала против иска, настаивая на правомерности обжалуемого решения Управления об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости. Указала, что правовых оснований для назначения истцу пенсии в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ у ответчика не имелось, поскольку замещаемая истцом должность бортпроводника в соответствии с действующим законодательством отнесена к должностям обслуживающего персонала и не входит в летный состав гражданской авиации. Вместе с тем, женщины, выполняющие трудовые обязанности по должности бортпроводника, имеют право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ при условии достижения ими возраста 45 лет и наличии страхового стажа продолжительностью 15 лет. На момент обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии Бочарова В.Г. не достигла 45-летнего возраста и необходимой продолжительности страхового стажа не имела, в связи с чем в назначении пенсии ей было обоснованно отказано.
Федеральное агентство воздушного транспорта Российской Федерации (Росавиация) своего представителя в судебное заседание не направило. В ответе на запрос суда заместитель руководителя Агентства М. указал, что бортпроводники воздушных судов в состав летного состава гражданской авиации не включены. Пенсионное обеспечение бортпроводников осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
Решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 05.05.2016 иск Бочаровой В.Г. оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Бочарова В.Г. просит указанное решение отменить и вынести новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Настаивает на том, что бортпроводник как член экипажа воздушного суда относится к летному составу гражданской авиации, а потому, с учетом положений Постановления Совмина РСФСР от 04.09.1991 N 459 "Об утверждении Списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением", периоды ее работы в должности бортпроводника подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ( / / ) истец обратилась в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой более 15 лет в летном составе гражданской авиации, т.е. на основании п. 13 ч. 1 ст. 30 Закона 28.12.2013 N 400-ФЗ.
Решением Управления N от ( / / ) истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа.
Как следует из решения Управления, в специальный стаж не включены следующие периоды работы истца: с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ) в качестве бортпроводника ОАО Авиакомпания "Сибирь"; с ( / / ) по ( / / ) - в качестве старшего бортпроводника ОАО Авиакомпания "Сибирь"; с ( / / ) по ( / / ) - в качестве бортпроводника ОАО Авиакомпания "Уральские авиалинии; с ( / / ) по ( / / ) - в качестве бортпроводника ОАО Авиакомпания "Трансаэро"; с ( / / ) по ( / / ) - в качестве старшего бортпроводника ОАО Авиакомпания "Трансаэро" и с ( / / ) - в качестве инструктора-проводника бортового ОАО Авиакомпания "Трансаэро".
Отказывая в удовлетворении иска Бочаровой В.Г. о возложении на ответчика обязанности включить указанные спорные периоды работы в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, суд исходил из того, что пенсионное обеспечение лиц, работающих бортпроводниками, осуществляется по иному основанию - в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 указанного Закона.
Судебная коллегия находит такой вывод суда правильным, соответствующим нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии со ст. 8 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).
Подпунктом "з" п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459.
Согласно пункту 1 данного Списка к должностям работников летного состава отнесены члены экипажей воздушных судов. Список не содержит конкретный перечень наименований должностей летного состава гражданской авиации.
Пунктом 1 статьи 56 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).
Таким образом, право на досрочное назначение пенсии по основаниям п. 13 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ имеют только члены летного экипажа воздушного судна, имеющие специальное свидетельство летного состава, соответствующую квалификацию, выполняющие обязанности, связанные с управлением воздушным судном в течение служебного полетного времени.
Работа бортпроводника не связана с управлением воздушным судном, не требует специальных познаний по техническому обеспечению полетов и специальной квалификации, а направлена на выполнение мероприятий по обеспечению безопасности полета, обслуживания пассажиров и приема-сдачи коммерческой загрузки, что существенно отличается от основных функций членов летного состава экипажа воздушного судна, в связи с чем бортпроводник не входит в летный состав экипажа и не приобретает права на реализацию пенсионного обеспечения по основаниям п. 13 ч. 1 статьи 30 названного Закона.
Учитывая, что правом на установление пенсии в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ обладают только члены экипажа воздушного судна, отнесенные к летному составу гражданской авиации, действующим в настоящее время, равно как и действовавшим ранее пенсионным законодательством не предусмотрено включение бортпроводников и бортоператоров в летный состав, вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о включении периодов ее работы бортпроводником, старшим бортпроводником, инструктором-проводником в специальный стаж для назначения льготной пенсии по старости в связи с работой в летном составе гражданской авиации является правильным.
Данный вывод суда первой инстанции согласуется с правовой позицией, выраженной Конституционным Судом РФ в определении от 19.03.2009 N 260-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Райзера Александра Евгеньевича на нарушение его конституционных прав положением части первой статьи 79 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и пункта 1 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 Списка должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", согласно которой разделение экипажа воздушного судна на летный и кабинный в связи с введением в действие 01.04.1997 Воздушного кодекса Российской Федерации не изменило правовой статус бортпроводников и бортоператоров, которые в соответствии со статьей 22 Воздушного кодекса СССР относились к обслуживающему персоналу и в летный состав не входили.
При этом, как разъяснено в определении Конституционного Суда РФ от 19.03.2009 N 260-О-О, определение перечня должностей работников летного состава гражданской авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (досрочную пенсию по старости), осуществляется Правительством Российской Федерации на основе дифференцированной оценки их профессиональной деятельности, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере их работы, в функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Подобная дифференциация, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации) (определения от 24 июня 2008 года N 340-О-О; от 16 ноября 2006 года N 512-О; от 21 декабря 2006 года N 579-О).
Аналогичная позиция изложена и в ответе Департамента пенсионного обеспечения Минтруда России N от ( / / ), поступившего в суд первой инстанции по его запросу уже после вынесения решения по делу и исследованного судебной коллегией в судебном заседании.
Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, предусмотрено, что право на досрочной назначение трудовой пенсии по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ имеют бортпроводники (Раздел: XXI Транспорт, подраздел 3, позиция 12003000-11217, подпункт "а" пункта 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665).
Соответственно, работа истца в должности бортпроводника дает ей право на пенсионное обеспечение согласно Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, т.е. по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, однако на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии Бочарова В.Г., ( / / ) года рождения, не достигла требуемого возраста 45 лет и не имеет необходимой продолжительности страхового стажа (страховой стаж истца оставляет ... при требуемом 15 лет). По достижении возраста 45 лет при условии наличия страхового стажа не менее 15 лет Бочарова В.Г. вправе будет обратиться за назначением пенсии по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 30 от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
Таким образом, обращение истца в Управление за назначением досрочной страховой пенсии по старости является преждевременным, оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости у ответчика не имелось, в связи с чем суд обоснованно отказал в удовлетворении иска Бочаровой В.Г. о признании решения Управления N от ( / / ) об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным и назначении досрочной страховой пенсии по старости с ( / / ).
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что суд необоснованно принял во внимание разъяснения Росавиации в ответе на судебный запрос, в то время как данная организация не является специалистом в сфере пенсионного законодательства, а также о том, что в соответствии с положениями Воздушного кодекса РФ и Списком должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", бортпроводник является членом экипажа воздушного судна и относится к летному составу наряду с летным экипажем, фактически сводятся к иному толкованию норм материального права, для чего судебная коллегия оснований не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 05.05.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий: Колесникова О.Г.
Судьи: Иванова Т.С.
Федин К.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.