Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Гылкэ Д.И.,
судей
Шумкова Е.С.,
Захаровой О.А.,
при секретаре судебного заседания Клевцове В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Алексеевой С.А. к начальнику отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Свердловской области в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга Кроваткиной Л.В., Управлению Федеральной миграционной службы России по Свердловской области о признании незаконным решения об отказе в регистрации по месту пребывания
по апелляционной жалобе административного истца Алексеевой С.А.
на решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 11 мая 2016 года.
Заслушав доклад судьи Гылкэ Д.И., объяснения административного истца Алексеевой С.А., представителя административного истца Яковлевой Ю.А., судебная коллегия
установила:
Алексеевой С.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к начальнику отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Свердловской области в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга Кроваткиной Л.В., Управлению Федеральной миграционной службы по Свердловской области (далее - УФМС России по Свердловской области) о признании незаконным отказа в предоставлении временной регистрации по месту пребывания по адресу: ... , помещение 263, обязании устранить допущенные нарушения и временно зарегистрировать по месту пребывания по указанному адресу.
Заявленные требования мотивированы тем, что с 24 октября 2014 года административный истец является собственником нежилого помещения по адресу: ... , помещение 263. Фактически данное нежилое помещение является однокомнатной квартирой, площадью 37,4 кв. м, находящейся на 5-м этаже 18-этажного дома, управление которым осуществляет управляющая компания. Административный истец со своей семьей постоянно проживает в данном помещении, регистрации по месту жительства или пребывания не имеет ввиду продажи квартиры для приобретения данного помещения. О том, что помещение будет иметь статус нежилого административный истец узнала только получив свидетельство о государственной регистрации права собственности. Данный дом имеет статус нежилого - апартаменты (гостиница), что подтверждается разрешениями на ввод объектов в эксплуатацию. Гостиницы в данном доме не существует. В переводе нежилого помещения в жилое Администрацией г. Екатеринбурга отказано ввиду того, что дом построен на землях промзоны, без перевода разрешенного использования земельного участка под домом в зону для жилой застройки.
Орджоникидзевским районным судом г. Екатеринбурга 11 мая 2016 года постановленорешение, которым в удовлетворении требований административному истцу отказано.
Не согласившись с решением суда, административный истец в апелляционной жалобе просит судебный акт отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований, настаивая на доводах заявления. Указывает на то, что судом неправильно определены обстоятельства дела, поскольку право собственности на помещение по адресу: г. Екатеринбург, ул. Стачек, д. 4, помещение 263 зарегистрировано за ней 24 октября 2014 года и фактически данное помещение представляет собой однокомнатную квартиру площадью 37.4 кв.м., находящуюся на пятом этаже 18-тиэтажного здания, имеющего статус нежилого - апартаменты (гостиница). Она использует данное помещение для проживания, то есть реализовала свое право на выбор места жительства и место пребывания. В связи с отсутствием в данном здании органа регистрационного учета административный истец обратился с заявлением о временной регистрации по месту пребывания в территориальное подразделение УФМС России по Свердловской области, наделенное соответствующими полномочиями, но ей в этом было отказано, чем были нарушены ее права.
В заседание суда апелляционной инстанции административный истец Алексеева С.А., представитель административного истца Яковлева Ю.А. апелляционную жалобу поддержали по доводам, изложенным в ней, настаивали на ее удовлетворении.
Административный ответчик начальник отдела УФМС России по Свердловской области в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга Кроваткина Л.В., представитель административного ответчика УФМС России по Свердловской области в заседание судебной коллегии не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения указанных лиц о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, руководствуясь ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Алексеева С.А. является собственником нежилого помещения, площадью 37,4 кв.м., расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Стачек, д. 4, помещение 263.
При этом, здание, в котором расположено принадлежащее административному истцу помещение, было построено по проекту гостиницы и введено в эксплуатацию как здание гостиницы, что следует из копий разрешений на ввод объекта в эксплуатацию от 29 декабря 2012 года, 08 июня 2013 года, 03 февраля 2014 года, а также подтверждается техническим паспортом, составленным по состоянию на 08 октября 2012 года.
01 апреля 2016 года Алексеева С.А. подала на имя начальника Отдела УФМС России по Свердловской области в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга Кроваткиной Л.В. заявление о временной регистрации по месту пребывания по адресу: г. Екатеринбург, ул. Стачек, д. 4, помещение 263 с 01 апреля 2016 года по 01 апреля 2021 года).
На данное обращение административного истца начальником Отдела УФМС России по Свердловской области в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга Кроваткиной Л.В. был направлен ответ от 08 апреля 2016 года о том, что представленные Алексеевой С.А. документы не являются основанием для регистрации по месту пребывания, поскольку в силу действующего законодательства для регистрации по месту пребывания гражданин предоставляет лицам, ответственным за регистрацию, документ, удостоверяющий личность, заявление о регистрации по месту пребывания и документ, являющийся основанием для временного проживания в жилом помещении.
Указанный ответ (отказ) является предметом проверки по настоящему административному делу.
Согласно положениям статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", под местом пребывания понимается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристическая база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно.
В силу частей 1, 5, 6 статьи 5 этого же Закона, регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение.
Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина Российской Федерации по месту пребывания не позднее трех рабочих дней со дня получения им от гражданина или от лица, ответственного за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме и иных документов, необходимых для такой регистрации, и не позднее восьми рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту пребывания и иных документов, необходимых для такой регистрации, в форме электронных документов.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в медицинской организации или другом подобном учреждении, учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производятся соответственно по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Аналогичные положения закреплены в пунктах 9, 14 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 (далее - Правила).
Кроме того, в соответствии с пунктами 25.1, 55, 65 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11 сентября 2012 года N 288 (далее - Административный регламент), принятого в соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, для регистрации по месту пребывания гражданин представляет лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, а при его отсутствии - собственнику жилого помещения:
заявление о регистрации по месту пребывания по форме N 1 (приложение N 2 к Регламенту), подписанное гражданином и собственником (нанимателем) жилого помещения, указанного в заявлении;
документ, удостоверяющий личность (предъявляется заявителем в целях идентификации получателя государственной услуги);
документ, являющийся основанием для временного проживания в жилом помещении (договор найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение для временного проживания).
Гражданин, прибывший для временного проживания в жилое помещение, не являющееся его местом жительства, на срок свыше 90 дней, до истечения указанного срока обращается с заявлением о регистрации по месту пребывания по установленной Регламентом форме к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, а при их отсутствии - к собственнику жилого помещения.
Регистрация граждан по месту пребывания в гостиницах, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, медицинских организациях, туристских базах и иных подобных учреждениях осуществляется непосредственно при их прибытии администрацией данных учреждений.
Для регистрации по месту пребывания в гостинице, доме отдыха, кемпинге, пансионате, на туристской базе, а также в ином подобном учреждении прибывающие граждане представляют документы, удостоверяющие их личность, заполняют бланк анкеты по форме N 5 (приложение N 6 к Регламенту) в двух экземплярах.
Таким образом, по смыслу приведенных положений правовых норм, органы регистрационного учета, к числу которых относится и УФМС России по Свердловской области с входящими в его состав структурными подразделениями (пункт 15 Административного регламента), осуществляют в установленном порядке регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания в жилых помещениях, регистрация же граждан по месту пребывания в гостиницах, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, медицинских организациях, туристских базах и иных подобных учреждениях осуществляется администрацией данных учреждений, которая во исполнение пункта 14 Правил в дальнейшем представляет в территориальные органы Федеральной миграционной службы информацию о регистрации граждан по месту пребывания.
Судом установлено, что здание по адресу: ... , в котором расположено помещение административного истца, было построено и введено в эксплуатацию как здание гостиницы, при этом гостиницы как таковой по смыслу положений ГОСТ Р 51185-2014 "Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования" в данном здании не существует.
Вместе с тем, указанные обстоятельства не исключают необходимость соблюдения гражданами вышеприведенного порядка ведения регистрационного учета по месту пребывания в нежилых помещениях.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований административного истца.
Судебная коллегия в данном конкретном случае не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Доводы административного истца о том, что принадлежащее ей помещение фактически является жилым помещением, так как представляет собой однокомнатную квартиру, в которой проживает она и члены ее семьи, являются несостоятельными, поскольку материалами дела подтверждается, что данное помещение имеет статус нежилого.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца, изложенную в суде первой инстанции, которые являлись предметом проверки суда, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены правильного по существу решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 11 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Д.И. Гылкэ
Судьи
Е.С. Шумков
О.А. Захарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.