Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Полевщиковой С.Н.,
при секретаре Соболевой Д.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-289/2016 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бергауф Невьянск"
к административным ответчикам: Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, с участием заинтересованных лиц: ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области и Администрации муниципального образования "Каменский городской округ",
об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:12:2708008:3, 66:12:2708007:6, 66:12:8601001:2, 66:12:8601001:3, равной их рыночной стоимости,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Бергауф Невьянск": представитель Ежов А.Н., действующий на основании доверенности от 01.04.2016;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области: представитель не явился;
от Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области: представитель не явился;
от ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Свердловской области: представитель не явился;
от Администрации муниципального образования "Каменский городской округ": представитель не явился,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Бергауф Невьянск" (далее - административный истец) обратилось в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением, уточнив его 27 сентября 2016 года, об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:12:2708008:3, 66:12:2708007:6, 66:12:8601001:2, 66:12:8601001:3, утвержденной Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08.07.2014 N 2693 по состоянию на 01 января 2012 года, установив кадастровую стоимость указанных выше объектов недвижимости в размере рыночной, определенной в заключении судебной экспертизы от 15 августа 2016 года.
В частности, для земельного участка с кадастровым номером 66:12:2708008:3 в размере 12091603 руб.; для земельного участка с кадастровым номером 66:12:2708007:6 - в размере 4544677 руб.; для земельного участка с кадастровым номером 66:12:8601001:2 - в размере 10180028 руб., для земельного участка с кадастровым номером 66:12:8601001:3 - в размере 4363710 руб.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал; просил суд учесть при вынесении судебного акта имеющееся в деле экспертное заключение, с которым представитель согласен заблаговременно ознакомившись с его содержанием.
Иные лица, участвующие в деле: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области, администрация муниципального образования "Каменский городской округ" представителей в настоящее судебное заседание не направили; о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом и заблаговременно; с заключением эксперта имели возможность ознакомиться.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей вышеуказанных лиц, участвующих в деле.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, в том числе заключение судебной оценочной экспертизы, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным; для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При рассмотрении дела судом установлено следующее: административный истец является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 66:12:2708008:3, 66:12:2708007:6, 66:12:8601001:2, 66:12:8601001:3, расположенных по адресу Свердловская область, Каменский район, примерно в 10 км. на северо-восток от с. Большая Грязнуха, категория земель: земли промышленности; разрешенное использование: для строительства горнодобывающего предприятия, что подтверждается нотариально заверенной копией договора аренды от 21.10.2008 N 36.
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08.07.2014 N 2693 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Свердловской области по состоянию на 01 января 2012 года.
Земельные участки с кадастровыми номерами 66:12:2708008:3, 66:12:2708007:6, 66:12:8601001:2, 66:12:8601001:3, вошли в Перечень проводимой массовой оценки земельных участков в составе земель промышленности, расположенных на территории Свердловской области.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:12:2708008:3 определена в размере 37581098,57 руб. по состоянию на 01 января 2012 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:12:2708007:6 определена в размере 12860079,29 руб. по состоянию на 01 января 2012 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:12:8601001:2 определена в размере 31129540,46 руб. по состоянию на 01 января 2012 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером, 66:12:8601001:3 определена в размере 12347996,70 руб. по состоянию на 01 января 2012 года.
Поскольку административный истец является арендатором указанных выше земельных участков, соответственно размер кадастровой стоимости влияет на величину арендной платы, рассчитываемой исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Следовательно, результат определения кадастровой стоимости земельных участков напрямую затрагивает права административного истца, который в силу вышеприведенных положений Федерального закона N 135-ФЗ вправе оспорить эти результаты в суде.
В соответствии с частью 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Распределяя бремя доказывания между сторонами, суд считает, что обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце, а если административные ответчики возражают против удовлетворения требований, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Оспаривая кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 66:12:2708008:3, 66:12:2708007:6, 66:12:8601001:2, 66:12:8601001:3, административным истцом был представлен Отчет об оценке от 28 декабря 2015 года N 44-15, выполненный ООО "ЭНСО-ОЦЕНКА" и подтвержденный положительным экспертным заключением от 28 декабря 2015 года N 3950/С-15 НП СРО "СВОД", согласно которому, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:12:2708008:3 определена в размере 5411000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:12:2708007:6 - в размере 2087000 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:12:8601001:2 - в размере 4572000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:12:8601001:3 - в размере 2013000 руб. по состоянию на 01 января 2012 года.
В силу предписаний статьи 12 Федерального закона N 135-ФЗ, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В связи с возникшими у суда вопросами, требующими специальных знаний в области оценочной деятельности в целях проверки подготовленного оценщиком Отчета на его соответствие законодательству об оценочной деятельности, по ходатайству административного истца определением суда от 05 июля 2016 года была назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01 января 2012 год, проведение которой поручено эксперту К. - сотруднику общества с ограниченной ответственностью "ОценКинг".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 15 августа 2016 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:12:2708008:3 определена в размере 12091603 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:12:2708007:6 - в размере 4544677 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:12:8601001:2 - в размере 10180028 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:12:8601001:3 - в размере 4363710 руб. по состоянию на 01 января 2012 год.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта не оспорили; напротив, административный истец, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость указанных выше земельных участков в размере рыночной, определенной не по результатам оценки выполненной ООО "ЭНСО-ОЦЕНКА", а по результатам судебной экспертизы.
В соответствии с частью 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта (комиссии экспертов) не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьи 84 настоящего Кодекса.
Согласно частям 1-4, 8 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы, суд находит, что эксперт ясно и недвусмысленно ответил на поставленный перед ним вопрос; выводы эксперта объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме, на строго научной и практической основе, что исключает сомнения в их правильности и обоснованности.
Суд отмечает, что экспертиза назначалась непосредственно судом, и ее производство поручалось выбранному эксперту; экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Анализ экспертного заключения свидетельствует о том, что оно отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
Суд также находит, что экспертное заключение полностью соответствует требованиям Федерального закона N 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности; приведенные в экспертном заключении выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами, итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых земельных участков сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного подхода, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Суд считает, что приведенные в заключении сведения дают надлежащее представление о рынке недвижимости Свердловской области на дату оценки по определенному экспертом сегменту и обо всех ценообразующих факторах, влияющих на рыночную стоимость такого рода недвижимости, о местоположении земельных участков, их количественных и качественных характеристиках; расчеты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.
В экспертном заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве и дате ее подготовке, приложены копии необходимых материалов и распечатки; в заключении изложена и подтверждена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объектов оценки; состав и последовательность представленных в заключении материалов и описание процесса оценки позволяет полностью воспроизвести расчет стоимости; расчеты произведены в рамках используемого сравнительного подхода и позволяют объективно определить стоимость объектов оценки по состоянию на 01 января 2012 года.
Содержание экспертного заключения свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной.
Правильность заключения экспертизы, отвечающего требованиям процессуального законодательства, административными ответчиками не опровергнута.
Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется.
Во всяком случае, данных об иной рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:12:2708008:3, 66:12:2708007:6, 66:12:8601001:2, 66:12:8601001:3, что действительно могло бы поставить под сомнение достоверность экспертного заключения, вопреки положениям части 1 ст. 62, части 1 ст. 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и распределенному судом между сторонами бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, административными ответчиками не представлено.
Проанализировав экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как надлежащее доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:12:2708008:3, 66:12:2708007:6, 66:12:8601001:2, 66:12:8601001:3, которое может быть положено в основу решения.
Таким образом, суд считает, что административное исковое заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:12:2708008:3, 66:12:2708007:6, 66:12:8601001:2, 66:12:8601001:3 и установлении кадастровой стоимости, равной их рыночной стоимости, подлежит удовлетворению.
Суд устанавливает кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:12:2708008:3 в размере его рыночной стоимости, равной 12091603 руб.; кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:12:2708007:6 в размере его рыночной стоимости, равной 4544677 руб.; кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:12:8601001:2 в размере его рыночной стоимости, равной 10180028 руб.; кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:12:8601001:3 в размере его рыночной стоимости, равной 4363710 руб. по состоянию на 01 января 2012 года.
С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области 30 декабря 2015 года.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области от 27 января 2016 года, административному истцу было отказано в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
Правила статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ, устанавливают, что сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При таких данных установленная настоящим решением кадастровая стоимость земельных участков в размере рыночной стоимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2015 года.
При этом датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в Комиссию - 30 декабря 2015 года.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании настоящего решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Обратившись в суд с настоящим административным иском, административный истец реализовал свое право на установление кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, следовательно, настоящее решение нельзя расценивать как принятое против административных ответчиков, в связи с чем, все судебные расходы подлежат отнесению на административного истца и взысканию с административных ответчиков они не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Бергауф Невьянск" об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:12:2708008:3, 66:12:2708007:6, 66:12:8601001:2, 66:12:8601001:3 в размере равной их рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить на период с 01 января 2015 года и до вступления в силу нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости:
- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:12:2708008:3, площадью 198 223 кв.м.; разрешенное использование: для строительства горнодобывающего предприятия, расположенного по адресу: Свердловская область, Каменский район, примерно в 10 км. на северо-восток от с. Большая Грязнуха, в размере 12091603 (двенадцать миллионов девяносто одна тысяча шестьсот три) рубля 00 (ноль) копеек, равном его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2012 года;
- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:12:2708007:6, площадью 67831 кв.м.; разрешенное использование: для строительства горнодобывающего предприятия, расположенного по адресу: Свердловская область, Каменский район, примерно в 10 км. на северо-восток от с. Большая Грязнуха, в размере 4544677 (четыре миллиона пятьсот сорок четыре тысячи шестьсот семьдесят семь) рублей 00 (ноль) копеек, равном его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2012 года;
- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:12:8601001:2, площадью 164194 кв.м.; разрешенное использование: для строительства горнодобывающего предприятия, расположенного по адресу: Свердловская область, Каменский район, примерно в 10 км. на северо-восток от с. Большая Грязнуха, в размере 10180028 (десять миллионов сто восемьдесят тысяч двадцать восемь) рублей 00 (ноль) копеек, равном его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2012 года;
- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:12:8601001:3, площадью 65130 кв.м.; разрешенное использование: для строительства горнодобывающего предприятия, расположенного по адресу: Свердловская область, Каменский район, примерно в 10 км. на северо-восток от с. Большая Грязнуха, в размере 4363710 (четыре миллиона триста шестьдесят три тысячи семьсот десять) рублей 00 (ноль) копеек, равном его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2012 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 30 декабря 2015 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 03 октября 2016 года.
Председательствующий судья С.Н. Полевщикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.