Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Хмара Е.И.,
судей Гулевой Г.В. и Маслова Д.А.,
при секретаре Лысенко И.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по апелляционной жалобе С на решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 21 июня 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований С к администрации муниципального образования "Плесецкий район" о признании незаконным решения об отказе в установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии по старости, обязании установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии с применением коэффициента 0,3 к размеру назначенной пенсии - отказать".
Заслушав доклад судьи Хмара Е.И., судебная коллегия
установила:
С обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Плесецкий район" (далее - администрация МО "Плесецкий район") о признании незаконным решения об отказе в установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии по старости, признании права на ежемесячную доплату к государственной пенсии по старости в размере 0,3 в кратности к размеру назначенной пенсии.
В обоснование иска указал, что на основании Решения Собрания депутатов МО "Плесецкий район" от 18 сентября 2001 года N34 "О доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим должности в органах исполнительной власти и управления Плесецкого района" (далее - Решение N34) имеет право на ежемесячную доплату к государственной пенсии по старости в размере кратности 0,3 к назначенной пенсии, в связи с замещением должности заместителя председателя райисполкома Плесецкого районного Совета народных депутатов в период с 25 августа 1980 года по 31 августа 1984 года. 04 августа 2015 года обратился в администрацию МО "Плесецкий район" с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии по старости. Письмом от 03 сентября 2015 года в установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии по старости было отказано. Полагает нарушенным свое право на ежемесячную доплату к государственной пенсии.
Истец С в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика администрации МО "Плесецкий район" З в судебном заседании с иском не согласилась, пояснив, что С был освобожден от занимаемой должности в связи с выездом на очную учебу в Ленинградскую высшую партийную школу при ЦК КПСС. В апреле 2006 года С была установлена доплата суммарно с учетом государственной пенсии в размере 60 % месячного денежного содержания по должности и.о. начальника отдела сельского хозяйства администрации МО "Плесецкий район" с 31 марта 2006 года, что является исключением для установления доплаты в соответствии с Решением N34.
Суд постановилуказанное выше решение, с которым не согласился истец С и в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы указывает на ошибочную оценку судом обстоятельств его увольнения с должности заместителя председателя исполнительного комитета районного Совета депутатов Плесецкого района по собственному желанию, как не соответствующую Положению о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим должности в органах исполнительной власти и управления Плесецкого района, утвержденному Решением Собрания депутатов МО "Плесецкий район" от 18 сентября 2001 года N34.
Ссылаясь на положения статей 41, 78, 89, 90 Закона РСФСР "О районном Совете депутатов трудящихся РСФСР" от 03 августа 1979 года, указывает, что райисполком районного Совета народных депутатов Плесецкого района в 1984 году являлся исполнительным органом власти Плесецкого района. Его полномочия в должности заместителя председателя исполнительного комитета районного Совета депутатов Плесецкого района были досрочно прекращены на основании Решения райисполкома от 29 августа 1984 года N 153, в связи с выездом на постоянное место жительства на период очной учебы в Ленинградской высшей партийной школе. На учебу он был направлен Областным комитетом КПСС Архангельской области. Во время учебы в Ленинградской высшей партийной школе он перешел фактически на службу в партийные органы КПСС. В последующем был отчислен в связи с отзывом с учебы Архангельским отделом кадров КПСС на практическую работу в Ленинский райком КПСС, где был избран вторым секретарем. Сам факт увольнения на основании заявления по собственному желанию не имеет значения, поскольку данное заявление является первичным документом для кадрового делопроизводства, на основании которого принимается решение исполнительного органа. Считает не основанным на законе вывод суда об отсутствии оснований в установлении ему доплаты на основании Решения N34, в связи с установлением ему ранее доплаты на основании Решения собрания депутатов МО "Плесецкий район" N 156 от 04 марта 2004 года.
Ответчик администрация МО "Плесецкий район", надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки не сообщил. Судебная коллегия по гражданским делам, руководствуясь положениями части 4 статьи 167, части 1 статьи 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Согласно положениям части 1 и 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца С, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения в пределах доводов жалобы.
В соответствии с Федеральным законом от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
В силу части 2 статьи 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.Пунктом 2 статьи 18 Закона Архангельской области от 16 апреля 1998 года N 68-15-ОЗ (в редакции от 14 ноября 2014 года) "О муниципальной службе в Архангельской области" предусмотрено, что муниципальные служащие в связи с выходом на трудовую пенсию имеют право в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" или Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Размер доплаты увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания муниципального служащего за каждый полный год выслуги свыше установленной настоящим пунктом продолжительности стажа муниципальной службы, но сумма пенсии и доплаты не сможет превышать 60 процентов его месячного денежного содержания.
Аналогичное положение о размере ежемесячной доплаты к государственной пенсии предусмотрено пунктом 2 статьи 18 указанного Закона в редакции Закона Архангельской области N 345-20-ОЗ от 26 октября 2015 года и закреплено в решении Собрания депутатов МО "Плесецкий район" от 04 марта 2004 года N 156 "О принятии Положения "О порядке назначения доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности при исполнении полномочий муниципальных органов и муниципальные должности муниципальных служащих МО "Плесецкий район" в новой редакции".
Таким образом, вопросы установления пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к трудовой пенсии) гражданам, замещавшим муниципальные должности в муниципальном образовании, отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 17 августа 1999 года по 29 июля 2005 года С работал в должности главного специалиста, а затем и.о. начальника отдела сельского хозяйства в Управлении сельского и лесного хозяйства администрации МО "Плесецкий район". Был уволен в связи с сокращением штата работников организации на основании пункта 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
С 27 января 2004 года С является получателем пенсии по старости на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
17 марта 2006 года С обратился в администрацию МО "Плесецкий район" с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к пенсии на основании решения собрания депутатов МО "Плесецкий район" N 156 от 04 марта 2004 года (далее - Решение N 156), указав, что замещал должность начальника отдела сельского хозяйства МО "Плесецкий район".
Решением комиссии по установлению ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы и стажа муниципальной службы муниципальных служащих МО "Плесецкий район" от 31 марта 2006 года С установлена ежемесячная доплата к пенсии, исходя из общей суммы государственной пенсии и доплаты к ней, составляющей 60 % месячного денежного содержания.
Выплата ежемесячной доплаты к пенсии была прекращена с 01 февраля 2012 года в связи с превышением размера пенсии 60 % месячного денежного содержания.
16 февраля 2016 года С обратился в администрацию МО "Плесецкий район" с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии на основании решения Собрания депутатов МО "Плесецкий район" N 34 от 18 сентября 2001 года в связи с замещением должности заместителя председателя райисполкома Плесецкого района более трех лет.
Протоколом заседания комиссии по установлению единовременной выплаты и ежемесячной доплаты к страховой пенсии муниципальным служащим администрации МО "Плесецкий район" N 01 от 18 февраля 2016 года С было отказано в установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии на основании решения Собрания депутатов МО "Плесецкий район" N 34 от 18 сентября 2001 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания за С права на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.
Выводы суда достаточно аргументированы, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным по делу обстоятельствам.
Решением Собрания депутатов МО "Плесецкий район" от 18 сентября 2001 года N 34 с 1 января 2002 года предусмотрена ежемесячная доплата в кратности к размеру назначенной пенсии лицам, замещавшим должности в органах исполнительной власти и управления Плесецкого района согласно перечню, и в частности замещавшим должности заместителя председателя райисполкома в размере 0,3.
В соответствии с "Положением о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим должности в органах исполнительной власти и управления Плесецкого района", утвержденным этим же решением, ежемесячная доплата указанным лицам устанавливается при замещении должностей, предусмотренных перечнем, не менее трех лет, при наличии стажа работы в органах исполнительной власти и управления Плесецкого района" не менее 12,5 лет для мужчин, освобожденным от этих должностей и уволенных в связи с: прекращением полномочий и переводом на другую работу по решению исполнительного либо представительного органа; ликвидацией органов исполнительной власти и управления Плесецкого района; сокращением численности или штата аппарата органов исполнительной власти и управления; выходом на государственную пенсию, за исключением лиц, которым федеральным или областным законодательством назначены пенсия за выслугу лет или ежемесячное пожизненное содержание, либо в соответствии с законодательством Архангельской области установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии.
Из материалов дела следует, что С замещал должность заместителя председателя исполкома Плесецкого районного Совета народных депутатов с 01 сентября 1980 года по 31 августа1984 года, освобожден от которой был в связи с выездом на очную учебу в Ленинградскую высшую партийную школу при ЦК КПСС, и уволен по статье 31 КЗоТ РСФСР. В трудовую книжку истца внесена запись о его увольнении в соответствии со статьей 31 КЗоТ РСФСР по собственному желанию, в связи с выездом на очную учебу в Ленинградскую высшую партийную школу при ЦК КПСС.
Кроме того, решением комиссии МО "Плесецкий район" от 31 марта 2006 года истцу была установлена ежемесячной доплаты к пенсии на основании решения собрания депутатов МО "Плесецкий район" N 156 от 04 марта 2004 года.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал действия администрации МО "Плесецкий район" об отказе истцу в установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии с применением коэффициента 0,3 к размеру назначенной пенсии обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы об ошибочности оценки обстоятельств его увольнения с должности заместителя председателя исполнительного комитета районного Совета депутатов Плесецкого района сводятся к несогласию с выводами суда об обстоятельствах дела, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и основаны на ином толковании норм права.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы признаются несостоятельными, поскольку все они были предметом исследования в суде первой инстанции, учтены судом при вынесении решения и им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для несогласия с данной оценкой у судебной коллегии не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 21 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С без удовлетворения.
Председательствующий Е.И. Хмара
Судьи Г.В. Гулева
Д.А. Маслов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.