Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Верещагина Г.С.,
судей Пыжовой И.А., Рудь Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Мироненко М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 26 сентября 2016 года дело по апелляционной жалобе законного представителя Б. - С. на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 28 марта 2016 года, которым постановлено:
"в удовлетворении исковых требований С., действующей в интересах Б. к Министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретения жилого помещения - отказать".
Заслушав доклад судьи Пыжовой И.А., судебная коллегия
установила:
С., действующая в интересах недееспособного Б., обратилась в суд с иском к Министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указала, что Б. является инвалидом *** группы, страдает психическим расстройством, которое входит в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года, при котором совместное проживание в одной квартире с другими гражданами невозможно. Б. состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения и имеющего право на дополнительную площадь. Б. включен в областной регистр граждан - получателей субсидий из числа ветеранов боевых действий, членов семьи погибших ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Просит возложить на ответчика обязанность предоставить безвозмездную субсидию для приобретения жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
С., действовавшая в интересах Б., представитель Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области в суд не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В представленном отзыве Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области указало, что предоставление субсидии осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета, истцу будет предоставлена безвозмездная субсидия в порядке очередности.
Суд вынес указанное решение, с которым не согласилась законный представитель Б. - С. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что безвозмездная субсидия имеет целевой характер и неразрывно связана с приобретением за счет ее средств жилого помещения. Полагает, что судом не учтены положения п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, предусматривающего право истца на внеочередное получение жилого помещения.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, не явились.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что решением *** городского суда Архангельской области от *** года Б. признан недееспособным. Опекуном Б. назначена С.
С *** года Б. является инвалидом *** группы по общему заболеванию бессрочно.
На основании договора социального найма жилого помещения N *** от *** года Б. является членом семьи нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: ***, общей площадью *** кв.м., в том числе жилой площадью *** кв.м.
С *** года Б. состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма составом семьи *** человека.
Б. по состоянию здоровья имеет право на предоставление дополнительной жилой площади.
По сообщению Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области Б. включен в областной регистр граждан - получателей субсидий из числа ветеранов боевых действий, членов семьи погибших (умерших) ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет в органах местного самоуправления до 01 января 2005 года, с датой постановки на учет *** года, номер очереди - ***.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством предусмотрено предоставление меры социальной поддержки в виде получения субсидии на приобретение жилья в порядке очередности, и пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований о предоставлении во внеочередном порядке безвозмездной субсидии Б., состоящим на момент рассмотрения спора в областном регистре граждан - получателей субсидии под номером ***, не имеется.
Судебная коллегия считает правильным данный вывод суда в силу следующего.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 28.2 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденный постановлением администрации Архангельской области N 58-па от 2.04.2007 "Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" (далее - Порядок), предусматривает, что ветеранам боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, право на меры социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем гарантируется.
Пунктами 2, 3 Порядка предусмотрено, что формой предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, является предоставление указанным категориям граждан социальной выплаты в виде субсидии за счет средств федерального бюджета для приобретения или строительства жилого помещения (квартиры, комнаты, индивидуального жилого дома или их части).
Реализация на территории Архангельской области государственных полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется в пределах средств, передаваемых в виде субвенций в областной бюджет в очередном финансовом году.
Таким образом, исполнение переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и вставших на учет до 01.01.2005 года, осуществляется в пределах финансирования выделенного из средств федерального бюджета на указанные цели.
Право Б. на получение безвозмездной субсидии для приобретения жилого помещения, лицами, участвующими в деле не оспаривается. Б., включен в областной регистр граждан-получателей субсидии. Однако субсидия до настоящего времени не предоставлена из-за отсутствия достаточного финансирования.
Суд, проанализировав положения Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также положения пунктов 2, 3, 7, 8, 12, 14, 16, 18 вышеуказанного Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обоснованно указал, что решение о предоставлении безвозмездной субсидии принимается уполномоченным органом в соответствии со списками получателей субсидии, сформированными на основании единых областных регистров, в основе которых лежат регистры граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, сформированные отделением социальной защиты населения на основании личных дел получателей мер социальной поддержки. Таким образом, предоставление меры социальной поддержки в виде безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения осуществляется за счет средств федерального бюджета и в порядке очередности, исходя из даты принятия гражданина на соответствующий учет.
Довод апелляционной жалобы со ссылкой на положения п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ о праве граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, является несостоятельным.
Предметом настоящего спора, с учетом его субъектного состава и избранного стороной истца способа защиты, является право на получение безвозмездной субсидии для приобретения жилого помещения, а не право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Устанавливая право граждан - инвалидов на получение меры социальной поддержки в виде безвозмездной субсидии для приобретения жилого помещения, законодатель также предусмотрел механизм её предоставления и порядок реализации данного права, в частности, определив источник финансирования - за счет средств федерального бюджета, а также необходимость формирования соответствующих регистров и включения в них, в установленном порядке, граждан, имеющих право на получение указанной меры социальной поддержки. При этом реализация права на получение указанной меры социальной поддержки в очередности, установленной в рамках списка - получателей субсидии, не является нарушением права гражданина на получение указанной меры социальной поддержки.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, сводятся лишь к несогласию с ними и субъективной оценке установленных обстоятельств, неправильному толкованию норм материального права, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены решения суда.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены верно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, то судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенного судом решения.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 28 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу законного представителя Б. - С. - без удовлетворения.
Председательствующий Г.С.Верещагин
Судьи И.А. Пыжова
Т.Н. Рудь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.