Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Верещагина Г.С.,
судей Гудушина Н.Б., Рудь Т.Н.,
при секретаре Ткаченко С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 6 октября 2016 года административное дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Ленский муниципальный район" на решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 19 июля 2016 года, которым, постановлено:
"административное исковое заявление Беляева В.А. удовлетворить.
Признать незаконным составленное 05 апреля 2016 года заключение межведомственной комиссии, созданной распоряжением администрации муниципального образования "Ленский муниципальный район" 04 апреля 2016 года, о признании пригодной для постоянного проживания квартиры "адрес".
Обязать администрацию муниципального образования "Ленский муниципальный район" в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу организовать проведение обследования квартиры "адрес" межведомственной комиссией, созданной в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
По вступлению решения суда в законную силу его копия в трехдневный срок подлежит направлению в межведомственную комиссию администрации МО "Ленский муниципальный район" для устранения допущенного нарушения закона.
Об исполнении решения суда межведомственной комиссией должно быть сообщено в суд и гражданину не позднее, чем в течение месяца со дня получения решения".
Заслушав доклад судьи Рудь Т.Н., судебная коллегия
установила:
Беляев В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования "Ленский муниципальный район" (далее - администрация МО "Ленский муниципальный район"), межведомственной комиссии администрации МО "Ленский муниципальный район" о признании незаконным заключения межведомственной комиссии от 5 апреля 2016 года о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания.
В обоснование заявленных требований указал, что на основании договора социального найма он проживает в квартире "адрес" с ноября 2002 года.
Заключение межведомственной комиссии от 5 апреля 2016 года, которым указанное жилое помещение признано соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению и пригодным для постоянного проживания, считает незаконным в связи с тем, что состав межведомственной комиссии не соответствует требованиям п.7 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". Из акта обследования помещения следует, что заключение комиссии основано только на результатах его внешнего осмотра, то есть, при обследовании жилого помещения осмотр помещения был произведен визуально, без применения измерительных приборов и приспособлений, не проведено обследование несущих конструкций жилого дома.
Беляев В.А. в судебное заседание не явился, его представитель Беляев И.В. исковые требования поддержал.
Представитель администрации МО "Ленский муниципальный район" Кудинов Е.Ю. иск не признал.
Межведомственная комиссия администрации МО "Ленский муниципальный район" своего представителя в судебное заседание не направила.
Суд принял указанное решение, с которым не согласилась администрация МО "Ленский муниципальный район". В поданной апелляционной жалобе ее представитель Кудинов Е.Ю. просит решение суда отменить, производство по делу прекратить.
Полагает, что судом при вынесении решения нарушены нормы материального права. Решение не основано на соответствующих доказательствах.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения (ч. 1).
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)) (ч. 2).
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 3).
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (ч. 4).
На основании п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений.
Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и, в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлены Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), согласно которому в данных целях органом местного самоуправления создается в установленном им порядке комиссия.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения, на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что жилое помещение - квартира "адрес" находится в муниципальной собственности.
5 апреля 2016 межведомственная комиссия, назначенная распоряжением и.о. главы администрации МО "Ленский муниципальный район" от 4 апреля 2016 года N61, произвела обследование вышеуказанного жилого помещения, на основании которого составлено заключение о признании жилого помещения соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению и пригодным для проживания.
Судебная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований.
При рассмотрении дел данной категории необходимо проверять как соблюдение порядка принятия заключения межведомственной комиссии, так и соответствие выводов комиссии положениям нормативных правовых актов, устанавливающих требования к оценке пригодности помещений для проживания граждан.
При этом следует выяснять вынесено ли заключение компетентным составом межведомственной комиссии, включались ли в ее состав лица, указанные в пункте 7 Положения, - представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, привлекался ли к работе комиссии собственник жилого помещения либо уполномоченное им лицо, а также эксперты проектно-изыскательских организаций, производилась ли оценка фактического состояния жилого помещения на предмет его соответствия требованиям, установленным Положением, для чего в необходимых случаях следует назначать экспертизу.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям (пункт 44).
Обязанность по доказыванию законности оспариваемого заключения возлагается на принявший его орган.
Согласно пункту 43 Положения, при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
В соответствии с пунктом 33 Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 34 Положения).
В акте обследования жилого помещения от 5 апреля 2016 года изложено краткое описание состояния жилого помещения, отражающее общие сведения о количестве комнат, доме, выполненном в деревянном исполнении. Акт содержит указание на имеющиеся в доме инженерные системы, характеристику наружных стен, перегородок, перекрытий, оконных и дверных проемов, кровли и фундамента.
В разделе оценки результатов проведенного внешнего осмотра отражены сведения о протекании в четырех местах покрытой шифером кровли, провисах отделки потолков, незначительных перекосах оконных рам, сколах и трещин в отделке печей, отсутствии разделки в трубах, отсутствие продухов в цоколе дома. Указано, что несущие конструкции (наружные стены, внутренние стены, перегородки и фундамент) дома своей несущей конструкции не утратили и опасности разрушения не несут.
Вместе с тем осмотр проводился визуально, какой-либо инструментальный контроль не проводился, эксперты не привлекались.
При таких обстоятельствах, оспариваемое заключение нельзя признать законным, так как при проведении обследования была нарушена процедура оценки помещения, что повлекло нарушение прав и законных интересов административного истца.
В нарушение части 2 статьи 62 КАС РФ административным ответчиком не представлено доказательств объективности и обоснованности выводов межведомственной комиссии.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность постановленного решения суда, в связи с чем, решение суда отмене не подлежит. Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 19 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Ленский муниципальный район" - без удовлетворения.
Председательствующий Г.С. Верещагин
Судьи Н.Б. Гудушин
Т.Н. Рудь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.