Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда
в составе председательствующего: Пастухова С.А.,
судей: Фроловой Т.В., Лавник М.В.,
при секретаре: Краевой О.А.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Пастухова С.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе ОАО "Южно-Кузбасская ГРЭС" на решение Калтанского районного суда Кемеровской области от 11 ноября 2014 года,
по иску Чунарева А. А. к администрации Калтанского городского округа о признании права собственности на самовольную постройку,
УСТАНОВИЛА:
Чунарев А.А. обратился с иском к Администрации Калтанского городского округа о признании за ним права собственности на перестроенный объект недвижимости - жилой дом, общей площадью "данные изъяты"., в том числе жилой площадью "данные изъяты", "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес".
Требования мотивированы тем, что договором от ДД.ММ.ГГГГ ему в бессрочное пользование был предоставлен земельный участок под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности, расположенный по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ между ним и администрацией Калтанского городского округа был заключен договор аренды земельного участка N на земельный участок с кадастровым N площадью "данные изъяты" расположенный по адресу: "адрес", занятый под индивидуальным жилищным строительством.
ДД.ММ.ГГГГ актом приемки в эксплуатацию, утвержденным распоряжением Администрации г. Калтана N от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении акта приемки в эксплуатацию частного жилого дома", построенный дом по указанному адресу был введен в эксплуатацию.
Решением приемочной комиссии одноэтажный каменный жилой дом, состоящий из "данные изъяты", жилой площадью "данные изъяты"., общей площадью "данные изъяты" был принят в эксплуатацию.
"данные изъяты" он зарегистрировал право собственности на жилой одноэтажный жилой дом, общей площадью "данные изъяты"., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ была сделана запись регистрации N.
ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ, в его доме произошел пожар, "данные изъяты"
В целях восстановления и улучшения жилищных условий после произошедшего пожара он за счет собственных средств и собственными силами построил (перестроив часть старых и надстроив новое строение) деревянную жилую мансарду.
В результате проведенной самовольной реконструкции объект недвижимости - жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты"., кадастровым номером N, преобразован из существующего в другой объект учета за счет изменения следующих параметров: общей площади; количества этажей "данные изъяты", ранее количество этажей "данные изъяты"
В результате указанных действий образован другой объект недвижимости, жилой дом, общей площадью "данные изъяты"., количество этажей "данные изъяты".
При строительстве указанного объекта, он полагал, что действовал законно, так как не выходил за пределы границ принадлежащего ему земельного участка, на котором располагался его жилой дом и были возведены постройки.
Спорный объект создан за счет его средств, соответствует градостроительным нормам, строительным правилам, он добросовестно осуществляет бремя содержания имущества, несет расходы по содержанию спорного имущества, а возведение данного имущества не представляет опасности для жизни и здоровья граждан, не нарушает прав и законных интересов третьих лиц, следовательно, право собственности на данное жилое помещение может быть признано решением суда в соответствии с п. 3 ст. 222 ГК РФ.
Иных споров о принадлежности данного жилого дома между иными лицами, равно как и притязания иных лиц на указанный объект недвижимого имущества нет.
Иным способом установить право собственности на самовольно возведенную постройку, кроме как в судебном порядке, не представляется возможным.
Решением Калтанского районного суда Кемеровской области от 11.11.2014 г. постановлено(л.д. 43-49):
Исковое заявление Чунарева А. А. к администрации Калтанского городского округа о признании права собственности на самовольную постройку удовлетворить
Признать за Чунаревым А. А. право собственности на жилой дом общей площадью "данные изъяты"., в том числе жилой площадью "данные изъяты" расположенный по адресу: "адрес".
Прекратить право собственности за Чунаревым А. А. на жилой дом, общей площадью "данные изъяты". расположенный по адресу: "адрес", зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ под N.
В апелляционной жалобе представитель ОАО "Южно-Кузбасская ГРЭС" - ФИО7, просит решение суда отменить, поскольку решение суда затрагивает права и обязанности ОАО "Южно-Кузбасская ГРЭС", не привлеченного к участию в деле (л.д. 51-53).
Указывает, что, обращаясь с иском об установлении права собственности, истец знал о том, что вновь возведенный (самовольно реконструированный) жилой дом находится в санитарно-защитной зоне золоотвалов ОАО "Южно-Кузбасская ГРЭС", однако скрыл данное обстоятельство от суда.
Также указывает на то, что, имея обязанность обеспечивать соблюдение режима санитарно защитной зоны, общество наделено правами в силу закона на действия, направленные на исполнение этой обязанности, в том числе, обращаться с законными требованиями к третьим лицам об устранении нарушений законодательства.
Допустив размещение жилья в существующей санитарно-защитной зоне, общество само становится нарушителем законодательства, а решение суда о признании права собственности на самовольную постройку, узаконив новый жилой дом и проживание в нем, лишает общество права требовать от нарушителя режима санитарно-защитной зоны устранения этого нарушения, т.е. суд своим решением ограничил общество в правах.
Относительно доводов апелляционной жалобы возражения принесены Чунаревым А.А. (л.д. 81-84).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, заслушав представителей ОАО "Южно-Кузбасская ГРЭС" - ФИО8 и ФИО9, поддержавших доводы апелляционной жалобы и просивших решение суда отменить, истца Чунарева А.А. и его представителя ФИО10, просивших отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить решение суда без изменения, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия в соответствии с ч. 4, 5 ст. 330 ГПК РФ находит решение суда подлежащим отмене.
Согласно п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В силу ч. 5 ст. 330 ГПК РФ, при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
В силу ст. 43 ГПК РФ, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судом первой инстанции судебного постановления по делу, если оно может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Как следует из материалов дела, истцом по данному делу является Чунарев А.А.
Разрешая исковые требования Чунарева А.А. о признании права собственности на самовольную постройку, суд не учел, что разрешение настоящих исковых требований может повлиять на права лиц, не привлеченных к участию в деле, поскольку из материалов дела следует, что спорный объект недвижимого имущества находится на территории санитарно-защитной зоны золоотвалов ОАО "Южно-Кузбасская ГРЭС" (л.д. 9), а, следовательно, разрешение судом требований истца о признании указанного договора недействительным может повлиять на права и обязанности ОАО "Южно-Кузбасская ГРЭС".
Поскольку в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции не разрешен вопрос о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований ОАО "Южно-Кузбасская ГРЭС", судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, независимо от доводов жалобы.
Разрешая спор по существу по правилам суда первой инстанции, судебная коллегия полагает необходимым отказать в удовлетворении требований истца в полном объеме.
Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Исходя из содержания п. 3 ст. 222 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В силу ст. 2 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранением объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, а также ст. 3 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные ст. 51 Градостроительного кодекса РФ документы.
Из п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ следует, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
Понятие объекта капитального строительства закреплено в п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, в силу которой объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно п. 13, 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства); реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;
Согласно ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
Статьей 218 ГК РФ предусмотрены основания приобретения права собственности на имущество. Граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (ст. 218 ГК РФ). В соответствии с пунктом 1 данной статьи право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В силу п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктами 13, 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство - создание зданий, строений, сооружений, то есть нового объекта капитального строительства (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства), а реконструкция - изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
В силу ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания (п. 1); при решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство должны соблюдаться санитарные правила (п. 2).
В силу с ч. 3 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ границы зон с особыми условиями использования территорий, к которым относятся и санитарно-защитные зоны (п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ), устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. N 74, предусматривает, что в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдении санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 3.2 СанПин 2.2.1/2.1200-03 в проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений действующих объектов, производств и сооружений, должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств.
В силу п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать, в том числе, жилую застройку, включая отдельные дома.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГ истцу в бессрочное пользование был предоставлен земельный участок под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности по адресу: "адрес" (л.д.23).
ДД.ММ.ГГГГ между ним и администрацией Калтанского городского округа был заключен договор аренды земельного участка N на земельный участок с кадастровым N площадью "данные изъяты"., расположенный по адресу: "адрес", занятый под индивидуальным жилищным строительством.
ДД.ММ.ГГГГ актом приемки в эксплуатацию, утвержденным Распоряжением Администрации г. Калтана N от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении акта приемки в эксплуатацию частного жилого дома", Построенный дом по указанному адресу был введен в эксплуатацию (л.д. 14 - 15).
ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрировал право собственности на жилой одноэтажный жилой дом, общей площадью "данные изъяты"., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ была сделана запись регистрации N (л.д. 12).
После произошедшего ДД.ММ.ГГГГ пожара истец за счет собственных средств и собственными силами построил (перестроив часть старых и надстроив новое строение) деревянную жилую мансарду.
За получением разрешения на реконструкцию объекта недвижимости - жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", истец в установленном законом порядке не обращался.
В результате проведенной истцом самовольной реконструкции объект недвижимости - жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты"., кадастровым номером N, преобразован из существующего в другой объект учета за счет изменения следующих параметров: общей площади ( "данные изъяты") количества этажей "данные изъяты". В результате указанных действий образован другой объект недвижимости, жилой дом, общей площадью "данные изъяты" количество этажей 2 "данные изъяты" (л.д.18).
Настоящий иск основан на положениях ст. 222 ГК РФ и обоснован Чунаревым А.А. тем, что самовольная реконструкция жилого дома произведена им на земельном участке, который передан ему в аренду, ее сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровья граждан.
С данными доводами стороны истца судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Пунктом 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В силу положений п. 4 ч. 1 ст. 38 Градостроительного кодекса РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя, в том числе максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса РФ утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Исходя из содержания приведенных норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации) либо с нарушением правил землепользования и застройки о предельных параметрах разрешенного строительства, в том числе максимального процента застройки в границах земельного участка (ст. 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации)
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность признания права собственности на самовольную постройку при условии наличия совокупности определенных ст. 222 ГК РФ обстоятельств.
При отсутствии какого-либо основания, предусмотренного законом, право собственности на самовольную постройку не может быть признано за лицом, осуществившим такую постройку.
Границы санитарно-защитной зоны ОАО "Южно-Кузбасская ГРЭС" были определены Проектом организации санитарно-защитной зоны ОАО "Южно-Кузбасская ГРЭС" в 2007 г. Указанный проект получил положительное экспертное заключение, на основании которого Главным санитарным врачом Кемеровской области ДД.ММ.ГГГГ было выдано положительное санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии Проекта организации санитарно-защитной зоны ОАО "Южно-Кузбасская ГРЭС" государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
Распоряжением Главы Муниципального образования - город Калтан от 28.02.2008 г. за N 183-рг был утвержден проект организации санитарно-защитной зоны золоотвалов ОАО "Южно-Кузбасская ГРЭС", выполненный ЗАО НПЦ "Промэкология" в 2007 г.
Распоряжением Главы Муниципального образования - город Калтан от 29.03.2011 г. за N 540-р был определен особый режим хозяйствования в санитарно-защитной зоне ОАО "Южно-Кузбасская ГРЭС" по защите населения от воздействия вредных примесей в атмосферный воздух, сведения о котором нашли свое отражение в Генеральном плане Калтанского городского округа, введенном в действие 21.12.2012 г., в котором были зафиксированы границы санитарно-защитной зоны ОАО "Южно-Кузбасская ГРЭС".
Согласно кадастровой выписке о земельном участке истца от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-9), расположенном по адресу: "адрес", указанный земельный участок, а соответственно и самовольно реконструированный жилой дом, полностью входят в зону санитарно-защитной зоны золоотвалов ОАО "Южно-Кузбасская ГРЭС", сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании письма от ДД.ММ.ГГГГ.
Оценив в совокупности имеющиеся доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о невозможности признания за истцом права собственности на самовольную постройку, в виде самовольной реконструкции объекта недвижимости, повлекшей за собой значительное увеличение размеров и стоимости данного объекта недвижимости, ввиду ее нахождения в санитарно-защитной зоне золоотвалов ОАО "Южно-Кузбасская ГРЭС", поскольку требования п. 3 ст. 222 ГК РФ и приведенные обстоятельства однозначно указывают на то, что сохранение жилого дома в санитарно-защитной зоне прямо запрещено санитарными нормами и правилами, создает угрозу жизни и здоровью граждан, ведет к нарушению законных прав и интересов ОАО "Южно-Кузбасская ГРЭС", на которое возложена, как обязанность обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитной зоны ОАО "Южно-Кузбасская ГРЭС", так и обязанность по выполнению мероприятий по отселению жителей за пределы санитарно-защитной зоны, что в случае установления необходимости отселения истца повлечет за собой дополнительные расходы ОАО "Южно-Кузбасская ГРЭС" в связи с увеличением размеров и стоимости самовольно реконструированного объекта недвижимости.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что в соответствии с положениями абз. 3 п. 3 ст. 222 ГК РФ, самостоятельным основанием к отказу истцу Чунареву А.А. в иске является тот факт, что на день обращения истца в суд с требованиями о признании права собственности на самовольную постройку ( ДД.ММ.ГГГГ) спорная постройка не соответствовала параметрам, установленным документацией по планировке территории - Генеральному плану Калтанского городского округа, введенному в действие ДД.ММ.ГГГГ, в котором были зафиксированы границы санитарно-защитной зоны ОАО "Южно-Кузбасская ГРЭС", поскольку данная постройка находилась в границах санитарно-защитной зоны ОАО "Южно-Кузбасская ГРЭС".
В абз. 2 п. 26 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 указано, что иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство (реконструкцию) и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Разрешая спор, судебная коллегия учитывает, что доказательства, свидетельствующие о том, что истец предпринимал меры к своевременному получению от уполномоченного органа разрешения на реконструкцию спорного объекта недвижимости с приложением полного пакета необходимых документов, материалы дела не содержат, а обращение к администрации с заявлением после проведения реконструкции в отсутствие доказательств того, что ему неправомерно отказано в выдаче разрешения, является ненадлежащими мерами к легализации объекта, в то время, как стороной истца каких-либо доказательств совершения действий в соответствии с требованиями законодательства, направленных на легализацию самовольной постройки (кроме обращения в суд), в том числе после проведения самовольной реконструкции, представлено не было, а кроме того, осуществление строительных работ в обход порядка, предусмотренного действующим градостроительным законодательством, с целью последующей легализации такого строения исключительно в судебном порядке, по своей сути является злоупотреблением правом.
При таких установленных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калтанского районного суда Кемеровской области от 11 ноября 2014 года, отменить, принять по делу новое решение, которым:
Чунареву А. А. в удовлетворении исковых требований к администрации Калтанского городского округа о признании права собственности на самовольную постройку, отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.