Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда
в составе председательствующего: Дударёк Н.Г.,
судей: Зайцевой Е.Н., Пискуновой Ю.А.,
при секретаре Штейниковой А.И.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Дударёк Н.Г. дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Осинники Кемеровской области (межрайонное)
на решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 06 июля 2016 года по делу по иску Карасева Ю.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Осинники Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в перерасчете страховой пенсии,
УСТАНОВИЛА:
Карасев Ю.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Осинники Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в перерасчете страховой пенсии.
Требования мотивированы тем, что 13.04.2016 г. он обратился в Управление Пенсионного фонда в г. Осинники с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с увеличением величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01.01.2015 г. с зачетом в специальный стаж периода военной службы в Советской Армии по призыву с 02.05.1984 г. по 02.05.1986 г., периода учебы в СПТУ N с 01.09.1980 г. по 11.01.1984 г. Решением от 19.04.2016 г. N в перерасчете страховой пенсии отказано. Полагает указанное решение УПФР в г. Осинники незаконным.
С учетом уточненных требований просил признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Осинники от 19.04.2016 года N об отказе в перерасчете страховой пенсии по п. 1 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ; обязать ответчика включить в специальный стаж по Списку N период учебы в СПТУ N с 01.09.1980 г. по 11.01.1984 г., военной службы в Советской Армии по призыву с 02.05.1984 г. по 02.05.1986 г.; обязать ответчика произвести перерасчет размера страховой пенсии с 01.05.2016 г.
Истец Карасев Ю.А. иск поддержал.
Представитель ответчика Ярочкина А.С. иск не признала.
Решением Осинниковского городского суда Кемеровской области от 06 июля 2016 года постановлено:
Признать решение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Осинники Кемеровской области N от 19.04.2016 года об отказе Карасеву Ю.А. в перерасчете размера страховой пенсии незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" (межрайонное) включить Карасеву Ю.А. в стаж на соответствующих видах работ для определения величины расчетного пенсионного капитала период прохождения действительной военной службы в Советской Армии с 02.05.1984 года по 02.05.1986 года, период учебы в СПТУ N г. Осинники с 01.09.1980 года по 11.01.1984 года и произвести Карасеву Ю.А. перерасчет страховой пенсии по старости с 01.05.2016 года.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Осинники Кемеровской области (межрайонное) просит решение суда отменить, указывая, что судом ошибочно истолкованы нормы ранее действующего законодательства, а так же не приняты нормы Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступивших с 01.01.2015 года. Нормы пенсионного законодательства, действующие до вступления в силу постановления от 03.08.1972 г. N 590, предусматривали включение периодов учебы только в общий (страховой) стаж, возможность зачета указанного времени в специальный стаж не предусматривалась. Предусмотренных законом оснований для зачета в специальный стаж периода службы в армии и учебы и перерасчета страховой пенсии не имеется.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N173-ФЗ, вступившего в силу 01.01.2002 г., оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 г. производится путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по формуле, в которую включено понятие расчетного размера трудовой пенсии.
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи, что предусмотрено п. 2 ст. 30 Закона N 173-ФЗ.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с указанными пунктами под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., в которую включаются определенные в данных пунктах периоды.
При этом п. 9 ст. 30 данного Закона устанавливает, что конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в п. 1 ст. 27 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
Таким образом, законодатель в п. 3 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ определилформулу исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица, а в п. 9 данной статьи предоставил гражданам, которые были заняты на работах с особыми условиями труда, право выбора трудового стажа, с учетом которого осуществляется конвертация пенсионных прав в целях исчисления размера страховой части трудовой пенсии.
Совокупность данных положений Закона допускает определение расчетного размера трудовой пенсии с учетом того вида стажа, который позволяет исчислить пенсию в более высоком размере (по выбору застрахованного лица) и направлена на реализацию права граждан на пенсионное обеспечение. Данная правовая позиция, изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 26.05.2011 N 597-О-О.
В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 г., определенная в п. 1 ст. 27 и ст. 27.1 настоящего Федерального закона (п.10 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001. N 173-ФЗ).
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", изданного в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утв. Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством РФ, в том числе при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Пунктом 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В силу ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ с 1 января 2015 года не применяется Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.
Таким образом, нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ, регулирующие исчисление размера трудовых пенсий и подлежащие применению в целях определения размеров страховых пенсий, не противоречащие Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ, подлежат применению и после 01.01.2015 г.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Карасев Ю.А. является получателем трудовой пенсии по старости с 14.01.2015 года, назначенной по пункту 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
13.04.2016 года Карасев Ю.А. обратился в Пенсионный фонд с заявлением о перерасчете размера пенсии в связи с увеличением величины индивидуального пенсионного коэффициента в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с включением в специальный стаж периода учебы в СПТУ N с 01.09.1980 г. по 11.01.1984 г., военной службы в Советской Армии по призыву с 02.05.1984 г. по 02.05.1986 г.
Решением УПФР (ГУ) в г. Осинники N от 19.04.2016 года Карасеву Ю.А. было отказано в перерасчете размера страховой пенсии в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с увеличением величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01 января 2015 г.
Согласно протоколу заседания комиссии Управления ПФР в г. Осинники по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 19.04.2016 года N, Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не содержит норму исчисления стажа по старым правилам (законам) для целей определения, перерасчета размеров страховых пенсий. На 01.01.2002 г. общий трудовой стаж Карасев Ю.А., исчисленный по нормам Федерального Закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составляет 13 лет 8 месяцев 13 дней, по нормам РФ от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РФ" составлял 18 лет 11 месяцев 19 дней (с учетом периода военной службы в двойном размере и с учетом периодов учебы). Специальный стаж, дающий право на назначение пенсии по ст. 30.1.1 на 01.01.2002 г., составил 8 лет 7 месяцев 5 дней. Поскольку на 01.01.2002 г. не выполнены одновременно два условия - продолжительности общего трудового стажа не менее 20 лет и стажа на соответствующих видах работ - не менее 10 лет произвести оценку пенсионных прав от продолжительности специального стажа правовые основания отсутствуют. Период военной службы в Советской Армии по призыву, как не страховой период, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 11 Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ включен в общий страховой стаж.
Из копии трудовой книжки Карасева Ю.А. следует, что истец с 01.09.1980 года по 11.01.1984 год обучался в СПТУ N г. Осинники, 12.01.1984 года принят горнорабочим подземным на ш. " "данные изъяты"", 19.01.1984 г. направлен на курсы шоферов при ДОСААФ г. Осинники от ГВК и принят на курсы по линии ГВК, 25.04.1984 г. уволен по окончании курсов, с 02.05.1984 года по 02.05.1986 года проходил службу в Советской Армии, 15.09.1986 года принят на шахту " "данные изъяты"" машинистом электровоза подземным (л.д. 6-13).
Согласно копии военного билета (л.д. 15), справке Военного комиссариата Кемеровской области N, Карасев Ю.А. проходил действительную военную службу в рядах Советской Армии с 02.05.1984 года по 02.05.1986 года.
Обучение истца в СПТУ N г. Осинники с 01.09.1980 года по 11.01.1984 года подтверждается также справкой ГОУ СПО "Осинниковский политехнический техникум" от 04 мая 2016 года N и копией диплома N (л.д. 17,14).
Разрешая спор и удовлетворяя требования, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности заявленных исковых требований, поскольку спорные периоды приходятся на время действия "Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972г. N 590.
Судебная коллегия считает данный вывод суда правильным, основанным на нормах действующего законодательства и соответствующим обстоятельствам дела.
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ст. 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П, правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 25.07.2008 N 2-808-7, недопустимо ухудшение условий реализации права на пенсионное обеспечение застрахованного лица, включая размер пенсии, на которые оно рассчитывало до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж, полностью или частично).
При разрешении дела суд первой инстанции обоснованно руководствовался "Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590, в соответствии с п. 109 которого предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), период, указанный в подпункте "з", приравнивался к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
При этом судом первой инстанции установлено, что истец после окончания обучения в СПТУ N г. Осинники был принят горнорабочим подземным на ш. " "данные изъяты"", 19.01.1984 г. направлен на курсы шоферов при ДОСААФ г. Осинники от ГВК и принят на курсы по линии ГВК, 25.04.1984 г. уволен по окончании курсов, с 02.05.1984 года по 02.05.1986 года проходил службу в Советской Армии, 15.09.1986 года принят на шахту " "данные изъяты"" машинистом электровоза подземным.
В силу п.п. 5 п. 109 Положения, в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (п.п. "а", "б" и "в" и п.91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Таким образом, спорные периоды подлежат включению в специальный стаж истца. Комиссия УПФ РФ (ГУ) в г. Осинники Кемеровской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан необоснованно отказала истцу в перерасчете размера страховой пенсии в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Учитывая положения ст. ст. 4, 20, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и аналогичные положения ст.23 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд первой инстанции обоснованно обязал ответчика произвести перерасчет размера страховой пенсии с 01.09.2015г.
Доводы апелляционной жалобы опровергаются установленными судом обстоятельствами и доказательствами, подтверждающими эти обстоятельства, которым судом дана правильная оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, и с которой судебная коллегия согласна.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327.1 ч.1, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 06 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Осинники Кемеровской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.